“Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся”
(Тит.3:10)
Странные дела творятся ныне, братья и сестры!
Святейший Патриарх пишет в своем Рождественском Послании: “Первый год нового века по милости Божией был для Русской Православной Церкви благоуспешным: ... укреплялось взаимодействие с государством и обществом”. Да, видно, иные ветры задули после этих слов на “православном и воцерковляющемся Олимпе” светской власти.
Нет, конечно же, Министр по налогам и сборам Г.И. Букаев не отказался от своих слов, и помощники его не отозвали обратно разосланные прежде письма и телеграммы, запрещающие принуждать людей против их воли и совести к принятию ИНН. Да только голос министерский прозвучал как-то слишком тихо. Так тихо, что конкретные исполнители на местах его не расслышали и гонений своих не только не прекратили, но даже еще и усилили (в особенности ввиду начавшейся сдачи финансовых годовых отчетов и балансов). А может быть и в самом сильном и влиятельном, по уверениям иных церковных начальников, министерстве нету порядка, и ползет оно, сердешное, как и вся наша теперешняя, раздолбанная десятилетием вражьего ига Матушка-Русь, куда кривая вывезет? – Навряд ли.
Сомнительно, чтобы случайно, по неведению о договоренностях между Священным Синодом РПЦ и Министерством по налогам и сборам Председатель правительства РФ М. Касьянов подписал постановление, не только предусматривающее сокращение срока обмена паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина РФ до 31 декабря 2003 г., но и вводящее в них такую графу, как ИНН. Невероятно, что и Зам. премьера, Министр финансов А. Кудрин занимался отсебятиной, когда наложил высочайшее правительственное вето на анти-ИННовский закон депутата А. Грешневикова и, скрепив его своей незабываемой подписью – “666”, сделал невозможным рассмотрение “православных поправок” к налоговому кодексу в ближайшем полугодии. Вместо них в апреле Государственная Дума будет рассматривать законопроекты, внесенные от лица российского руководства и направленные на нумерологическое упорядочивание налогообложения юридических и физических лиц.
Быть может взаимодействие церковной и светской властей укреплялось на других направлениях, где этому благостному процессу не препятствовали толпы мирян, “сумасшедших и безграмотных”, “ни уха, ни рыла не смыслящих в электронике, системном анализе, социологии, экономике, философии и прочих “ученых” науках” (не говоря уж о высоком, академическом богословии, до которого им, сиволапым, дела быть не должно)?
Ну, да, конечно... Вот, например, не успел архиепископ Викентий Екатеринбургский во весь голос выступить в поддержку своих чад, протестующих против принудительной тотальной кодификации граждан России, как тут же получил за это “по полной программе” и от церковной, и от светской властей, и даже попал под суд “за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни”. Нет, понятно, еврейской общине Урала обидно, что в церковных лавках продают не запрещенные государством “Протоколы сионских мудрецов”, и попытки возбудить уголовное дело ими предпринимались еще полгода тому назад. Но пока владыка молчал на это (справедливо!) не обращалось внимания. Зато стоило ему высказаться, как все переменилось.
И в большой политике – тоже полный консенсус. Мало кто из высшего священноначалия не поддержал нашего православного президента в его священной войне с “угрозой терроризма”, а также “бедностью, социальной незащищенностью, ... преступностью, пропагандой безнравственности, распространением алкоголизма, наркомании и других страшных пороков...” А в угоду избранному им курсу “глобализационного лидерства” Всемирный Русский Собор так даже и записал в своем программном документе: “Мондиализм – наше знамя!”
Впрочем, и глава государства, как он сам говорит, в долгу не остается: посещает храмы, где за руку здоровается с Патриархом и другими епископами, милостиво, не вставая с кресла, позволяет награждать себя премиями и даже иногда молится. Вот, например, на Рождество он целых сорок минут простоял на службе в кафедральном соборе г. Владимира – гораздо дольше, чем пришедшие на праздничное богослужение владимирские простолюдины, которых попросту не допустили к месту, осененному присутствием Его Православности. Подумаешь, какой-то там 250-ный мороз...
Ну, как такому человеку не угодить? Вот говорит он в Польше: “Если с Папой не помиритесь, то я его и так позову, как главу государства – уж, лучше договаривайтесь друг с другом по хорошему!” И сейчас же в Рим мчится целая епископская делегация, готовая ко всему: хоть с еретиками молиться – хоть с колдунами вуду, хоть на канон плевать – хоть на догмат. Воистину, ради милого дружка, хоть из сана вон!
И удивляться тут в общем-то нечему. Хотя со времен Баламанда и Шамбези уж много воды утекло, и даже было время, когда архиереи крестились при слове “экуменист”, вполне справедливо отождествляя оное с “еретиком”, однако возвращение к “советскому” церковному бытию оказалось неизбежным. Ибо всякая христианская организация, заявив однажды, что видит смысл в том, чтобы подстраиваться к изгибам политики антихристианского государства и “успешно сотрудничать” с ним, обречена отступать от самого главного – от веры в Спасителя, которая одна только и делает церковь Церковью.
А механизмов обеспечить это отступление у секулярного общества предостаточно: только заикнись, что оно – “среда, в которой приходится выживать”, тут же начинается шантаж. То обещают, что перекроют кислород при распределении социальных благ, то попридушат монашество налогами, то и вовсе грозят позакрывать все храмы с позолоченными куполами. Вот и приходится поневоле “жертвовать догматами и канонами ради спасения церкви”.
И зайти в этом можно очень далеко. Уже и теперь нашелся ведь какой-то архиерей, который благословил “на рать” всероссийскую детоубийцу и деторастлительницу Е. Лахову (“Комсомольская правда”, 18.01.2002, стр. 4)...
По счастью у Православия, в отличие от католицизма, есть защитный механи\зм против данной болезни – соборный голос народа Божьего. Сегодня его пытается заменить абстрактная, размытая по содержанию, неканоническая “церковная полнота”, зависимая от политической конъюнктуры, от взаимных интриг разнообразных клерикальных и околоклерикальных партий. Обстоятельства диктуют, что пришло время полноценного Поместного Собора, созванного, не только, чтобы отбросить чьи-либо сиюминутные корыстные устремления, возводимые в ранг “необходимостей текущего исторического момента”, но и еще раз внятно и безусловно зафиксировать то единственное вневременное общественное служение, которое призван нести каждый христианин – свидетельствовать Божью Правду и неукоснительно, всей своей жизнью, исполнять ее.
И путеводной звездой тому да будут слова апостола о том, что “день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения” (1Фесс.5:2-8).
Господи, спаси и сохрани!
К. Гордеев