СТРАСТИ ПО ПЕРЕПИСИ:
два мнения

 

Мнение 1 – Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Солнечногорский Сергий

ХРИСТОС РОДИЛСЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕПИСИ

КОМПЕТЕНТНО

 

Татьяна СМОЛЬЯКОВА
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 9 апреля 2002

Корр.: Во все времена находились люди, которые пытались спекулировать на переписи населения, стращая народ жуткими последствиями. Иногда запугать удавалось, особенно верующих, и те встречали переписчиков дубиной, а то и сжигая себя заживо – лишь бы “не попасть в лапы антихриста”. А что Православная Церковь? Как она относится к переписи населения? Об этом наш корреспондент беседует с Управляющим делами Московской Патриархии, членом Госкомиссии по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, митрополитом Солнечногорским Сергием:

Митр. С.: Перепись населения – нужное и важное дело, прежде всего, для государства. При этом Церковь свидетельствует о том, что это мероприятие очень древнее. Израильский народ неоднократно переписывался в библейские времена. Об этом есть упоминания в Священных книгах Ветхого Завета. Когда Иисус Христос родился и пришел на землю, в Римской империи проходила перепись населения. Богоматерь вместе с названным отцом Христа Иосифом шли в Вифлеем. И по случаю переписи у них не было возможности остановиться в гостинице – все места оказались заняты. Именно поэтому Христос родился в пещере, куда загоняли скотину.

И заметьте, никогда Иисус Христос не говорил, что перепись – это плохо. Вспомните его высказывание: “Богу – Богово, кесарю – кесарево”. То есть, законы государства надо всегда исполнять.

Корр.: Тем не менее, народ не всегда однозначно поддерживал идею переписи, даже бунты устраивал.

Митр. С.: На границе XIX и XX столетий, когда готовилась очередная перепись, прошли бунты – ждали пришествия антихриста. Говорили даже, что сама перепись – это уже его пришествие. Были люди, которые себя сжигали, зарывали себя живьем в землю, чтобы не попасть в лапы антихриста. И это не смотря на то, что во главе государства был православный царь. Государь Николай Александрович, которому верил народ, сам принимал участие в переписи. Кстати, на вопрос “род деятельности?” он ответил: “Хозяин земли Русской”.

Всегда в советский период Церковь активно участвовала в переписи. Один из иерархов обязательно входил в состав комитета по ее подготовке и проведению. Не исключение и этот раз.

Корр.: В советские времена было проще: тогда гражданин обязан был ответить на вопросы переписчика, сейчас – по желанию. В этой ситуации для людей  верующих, наверное, особенно важно услышать укрепляющее слово духовных отцов.

Митр. С.: Несмотря на то, что статус переписи сейчас изменился, результаты ее от этого нисколько не должны страдать. Во-первых, не нужно бояться переписи, она с концом света абсолютно не связана. Во-вторых, государство должно знать, что произошло с населением после развала Советского Союза, когда началась огромная миграция из России и в Россию. У нас даже появились новые народы, которых раньше не было. Кроме численности населения и национального состава, государство должно понять и нравственное состояние общества, и социально-экономическое.

Поэтому нам всем, в первую очередь, верующим людям, надо поддержать это государственное дело. Мы видим реальные сдвиги, которые произошли в стране, и, что самое главное – в вопросе о свободе совести. Нам не на что обижаться на руководство страны в плане равных прав и духовной свободы. Я не говорю о тех экономических проблемах, которые у нас есть. Простой народ у нас живет бедно, пошло огромное расслоение на супербогатых и супербедных, средний класс практически отсутствует. Но это временное положение.

Корр.: Владыка, сначала предполагалось внести в опросный лист вопрос о вероисповедании. После долгих и жарких споров его решили исключить. Как вы к этому отнеслись?

Митр. С.: В принципе, конечно, было бы интересно знать, сколько у нас верующих, ведь мы не ведем никакого статистического учета. И не одна конфессия не ведет, кроме баптистов и пятидесятников. Я понимаю, почему вопрос о вероисповедании снят. В советский период людей стеснял этот вопрос, они боялись какого-либо учета, потому что боялись преследований. За веру страдали. Сейчас этого нет, и, мне кажется, такой вопрос был бы уместен. С другой стороны, мы можем оценить количество верующих по мероприятиям, которые проводим.

Я недавно вернулся из Перми. Туда привозили Почаевскую икону Божией Матери. По минимальным подсчетам, к этой иконе в городе с населением в миллион, подошли 300 тысяч человек, то есть, каждый третий житель. Это не смотря на то, что там довольно сильна исламская конфессия. Или, скажем, город Кунгур Пермской области: там 70 тысяч населения, и 50 тысяч из них подошли к иконе.

Кроме того, за последние годы повсюду открылось много храмов. В Перми было два храма, сейчас – сорок. В Москве было 43, сейчас около 400. И так по всей России: где в 10, где в 20 раз увеличилось число храмов. При этом их наполняемость не уменьшилась. Конечно, теперь нет той давки, которая наблюдалась в храмах в советское время во время больших праздников.

Корр.: Недавно фонд “Общественное мнение” провел  очередной социологический опрос по поводу предстоящей переписи населения. Кроме прочего, социологи интересовались, будут ли люди отвечать на вопрос переписчиков честно. Треть опрошенных считают, что народ будет что-то привирать, что-то скрывать. Что вы по этому поводу думаете? Перепись, конечно, не исповедь, и все же…

Митр. С.: Искажать информацию о себе абсолютно не нужно. Надо отвечать честно на поставленные вопросы. Иначе какой тогда смысл в переписи? Я думаю, что в ближайшее время на уровне Священного Синода Православной Церкви будет обращение к нашим гражданам. Святейший Патриарх очень обеспокоен тем, что чтобы перепись прошла хорошо, чтобы никакие темные силы не помешали благому государственному делу, не устроили смуту. Я призываю всех безбоязненно принять активное участие в переписи, честно отвечать на вопросы и не думать о том, что это якобы не богоугодное дело.

Мнение 2 – простой православный христианин, историк

В. Манягин

ПОЧЕМУ Я НЕ СТАНУ УЧАСТВОВАТЬ В ПЕРЕПИСИ

Глаза твои увидят Царя в красоте Его,
узрят землю отдаленную;
сердце твое будет только вспоминать об ужасах:
“где делавший перепись? где весивший дань?”
(Ис. 33, 17-18)

“Российская Газета” от 9 апреля этого года опубликовала пространное интервью с митрополитом Солнечногорским Сергием. Отвечая на вопросы корреспондента, высокопреосвященнейший владыка выразился в том духе, что “перепись дело благое и богоугодное”, так как “израильский народ неоднократно переписывался в библейские времена”, а “Иисус Христос никогда не говорил, что перепись – это плохо”.

Так как живем мы (вернее сказать – пока еще живем) в “демократическом государстве”, где (вроде бы) есть свобода слова, а я, как православный христианин, могу иметь свой взгляд на перепись до той, поры пока Церковь не примет по этому вопросу определенного решения, то я и хочу поделиться публично своими сомнениями по данному поводу.

Оставляя в стороне вступительные сентенции журналистки о “спекулянтах”, запугивающих народ, а особенно верующих (видимо, госпожа Смольякова до сих пор считает что верующие – это самая темная, необразованная и поддающаяся запугиванию категория российских граждан) “жуткими последствиями” переписи, обратимся сразу к тексту интервью.

Первые же строки вызывают у меня множество вопросов.

Перепись населения – нужное и важное дело, прежде всего для государства. При этом Церковь свидетельствует о том, что это мероприятие очень древнее. Израильский народ неоднократно переписывался в библейские времена. Об этом есть упоминания в Священных книгах Ветхого Завета”.

Из Ветхого Завета действительно известно о многих переписях еврейского народа. Но из этих Священных книг мы видим, что перепись переписи – рознь. Можно выделить, по крайней мере, три вида переписи, различаемых Священным Писанием: 1) проведенные по воле Божией, 2) прошедшие по дьявольскому наущению и 3) проведенные захватившими Израиль иноплеменниками.

К первому виду можно отнести перепись, проведенную Моисеем: “И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при перечислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их; всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного… и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употреби его на служении скинии собрания: и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших” (Исх. 30, 11-13, 16).

В толковании на эти стихи (см. Толковую Библию Лопухина, юбилейное репринтное издание 1987 г.) сказано, что в перепись вносились мужчины от 20 до 50 лет (толкование на Исх. 30, 14), а исчисление происходит для сбора священной подати, которая важна не сама по себе, но имеет очистительное значение (толкование на Исх. 30, 11-16) для Израильского народа.

Еще одна перепись прошла по непосредственному указанию Господа при Неемии: “И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись” (Неем. 7, 5). Перепись эта закончилась тем, что “…собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих, и отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих, и в преступлениях отцов своих” (Неем. 9, 1-2).

После переписи из Израильского народа были изгнаны (см. толкование на Неем. 8,1) по настоянию Ездры жены-иноплеменницы (2 Ездр. 9, 37-55; 1 Ездр. 9-10), а на покаянное молитвенное собрание в день очищения были допущены только израильтяне (толкование на Неем. 9, 2).

Таким образом, в двух вышеприведенных примерах из Священного Писания можно видеть общие закономерности: 1) перепись проводится по непосредственному указанию Божиему, сам Господь приказывает избранному для этого святому; 2) перепись имеет подчиненное значение, она необходима для покаяния, очищения Израильского народа, то есть, перепись несет сакральный смысл. 3) Перепись должна установить количество тех, кто имеет право участвовать в священной церемонии, отделить верных Богу от недостойных и язычников, очистить народ, как это происходит при изгнании жен-иноплеменниц. В данном случае перепись богоугодна.

Но в Священном Писании есть пример и не угодной Господу переписи. В книге Царств (2 Цар. 24, 1-2) и в Паралипоменоне (1 Пар. 21, 1-7) рассказывается о переписи, проведенной святым Царем-псалмопевцем Давидом: “И восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян” (1 Пар. 21, 1). Не смотря на возражения придворных, Давид настоял на проведении этой переписи и тем прогневал Господа: “И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля” (1 Пар. 21, 7) “И послал Господь язву на Израиля и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек. И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его…” (1 Пар. 21, 14-15).

В книге Царств так же говорится, что Давид сделал неугодное Господу, хотя и по попущению Божиему: “Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду” (2 Цар. 24, 1).

“Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на Израильтян за их прегрешения… Что послужило причиною народной переписи – неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому предприятию Давида (2 Цар. 24, 10-15) можно заключать, что Давидом руководило не одно только желание узнать действительное положение вверенного ему еврейского народа, ни с нравственным усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства” (толкование на 2 Цар. 24, 1-2).

Обратите внимание на последнюю фразу толкования, написанного задолго до нашего времени. Поговорим о ней чуть позже, а сейчас заметьте, что Священное Писание свидетельствует о том, что была в Ветхозаветном Израиле и не богоугодная перепись, хотя и проводилась она святым Царем.

Еще один тип переписи – это перепись, которую проводили ассирийские “налоговые инспектора” среди плененного израильского народа. Пророк Исаия говорит об этой переписи, как о чем-то ужасном: “…сердце твое будет только вспоминать об ужасах: “где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?” (Ис. 33, 18).

Ужасна для народа власть иноплеменников, высасывающих народные соки, грабящих последнее у неимущего, не взирающих на слезы сироты и вдовицы. Для этого безжалостного ограбления завоеватели всегда проводили перепись покоренных народов. Так делали ассирийцы над израильтянами, татары над русскими, турки над сербами и болгарами. Такие переписи знаменуют власть иноплеменную и иноверную над народом Божиим. Может ли такая перепись быть делом богоугодным, если сам Господь через пророка Исаию называет ее ужасной и обещает от нее освободить? Суровая кара ожидает этих завоевателей-переписчиков: “Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя” (Ис. 33, 1). Сбылось это пророчество на ассирийцах, сбылось на татарах, сбылось на турках. Сбудется и ныне. Слово Господне непреложно.

Когда Иисус Христос родился и пришел на землю, в Римской империи проходила перепись населения”, - продолжает свое интервью владыка Сергий. – “И заметьте, никогда Иисус Христос не говорил, что перепись – это плохо. Вспомним его (“его” с маленькой буквы – так в тексте интервью – авт.) высказывание: “Богу – Богово, кесарю – кесарево”. То есть законы государства всегда надо исполнять”.

Как видно из Ветхого Завета, перепись может быть и богоугодным, и не богоугодным делом. Из факта рождения Господа нашего Иисуса Христа во время переписи вовсе не следует автоматически вывод, что Господь благословил ее. Господь только родился во время переписи, а вовсе в ней не участвовал – не стоит об этом забывать.

Вот что говорит нам Толковая Библия о той переписи, во время которой родился Христос: “Эта перепись была первая в целом ряду последовавших за нею переписей и случилась она при Квиринии, когда тот правил Сириею. Евангелист, очевидно, хочет отметить, что в год Рождества Христова Иудея стояла на крайней степени унижения” (толкование на Лк. 2, 2). То, что Господь не осудил данную конкретную перепись, вовсе не означает, что Он одобрил ее, или какую либо другую. Когда Господь не осудил грешницу (Ин. 8, 3-11), значит ли это, что Он ее одобрял? К тому же, вспомните о том, что грешницу привели к Христу “искушая Его, что бы найти что-нибудь к обвинению Его” (Ин. 8, 6). То же и с динарием кесаря: когда пришли к нему с вопросом о позволительности дани кесарю, “Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?” (Мф. 22, 18).

В связи с этим очень двусмысленно выглядит столь часто используемое сейчас для оправдания всяческого соглашательства с мiром высказывание Господа: “отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22, 21). Христос, как известно (Лк. 20, 24; Мк. 12, 15) попросил показать Ему именно динарий – римскую монету с изображением кесаря и с надписью на одной стороне “Тиберий кесарь, божественного Августа сын, Август”, а на другой – “pontifex maximum” – “верховный понтифик”, главный жрец римского государственного язычества. На иудейских монетах не делалось изображений лиц, так как это считалось идолопоклонством. Господь как бы спрашивает окружающих Его иудеев, и в первую очередь, пришедших Его искусить: а надо ли истинному Израильтянину, ходящему перед Богом, желающему исполнять Его волю, иметь в кармане нечестивое изображение верховного языческого жреца, к тому же требующего божественных почестей? Отдайте кесарю то, что ему принадлежит, а вами почитается нечистым, и воздавайте почести истинному Богу. Могли ли что возразить против этого пришедшие Его искусить?

Сейчас же эта фраза стала использоваться как индульгенция для распустившегося пышным цветом соглашательства части клира с отнюдь не православным государством. Любое требование государственных чиновников, даже не облаченное в форму закона, а просто предписание или пожелание, объявляется “кесаревым”, а православные должны немедленно потупив глазки долу исполнять прихоти русофобских чинов из правительства. Хотелось бы уточнить: не все, что требует кесарь, принадлежит ему по праву. Так было, есть и будет. Власть без узды Божественного смирения всегда будет покушаться на Божественные почести.

Когда в первые века христианства римские государственные чиновники требовали от христиан принести в жертву идолу кесаря крупицу благовоний – разве не требовали эти чиновники того, что было записано в римских законах? Каждый житель империи должен был почитать императора как бога и приносить ему жертву. Когда христиане отказывались от этого, то их не понимали. Ну принеси статуе императора жертву и верь себе в кого хочешь – хоть во Христа, хоть в антихриста. Это ведь просто закон, обычай такой. А эти упираются – темные, невежественные люди. Что с них взять – рабы, рыбаки, ремесленники. Ничего они в божественном не смыслят. Но для христиан исполнение закона о жертвоприношении кесарю равнялось отречению от Христа. Они не могли исполнить это повеление кесаря, потому что он требовал для себя Божиего.

И когда сегодня мне говорят: “…Богу – Богово, кесарю – кесарево. То есть законы государства всегда надо исполнять” - я сразу вспоминаю первых христиан и их отказ принести жертву кесарю.

Следующий абзац интервью вызвал у меня чувство намного более сложное, чем просто недоумение. Упоминание журналисткой неких бунтов при некоей (какой – не указано) переписи, привели к тому, что интервью было расцвечено странными фактами, подтверждение которым я так и не нашел, не смотря на все свое старание.

На границе XIX и XX столетий, когда готовилась очередная перепись населения, прошли бунты – ждали пришествия антихриста. Говорили даже, что сама перепись – это его пришествие. Были люди, которые себя сжигали, зарывали себя живьем в землю, чтобы не попасть в лапы антихриста. И это несмотря на то, что во главе государства был православный царь. Государь Николай Александрович, которому верил народ, сам принимал участие в переписи. Кстати, на вопрос “род деятельности?” он ответил: “Хозяин земли Русской”.

Видимо, имеется в виду перепись 1897 года? Честно говоря, никогда не слышал, чтобы из-за нее проходили какие-либо бунты или беспорядки. Вот, например, и Чехов, участвовавший в этой переписи как руководитель группы переписчиков в Серпуховском уезде Московской губернии, самую большую неприятность переписи увидел в поведении уездных начальников, а не неких фанатичных самоубийц. 8 февраля 1897 года (старый стиль) в письме к своему издателю А. С. Суворину он сообщает: "Перепись кончилась. Это дело изрядно надоело мне, так как приходилось, и считать, и писать до боли в пальцах, и читать лекции 15 счетчикам. Счетчики работали превосходно, педантично до смешного... Зато земские начальники, которым вверена была перепись в уездах, вели себя отвратительно. Они ничего не делали, мало понимали и в самые тяжелые минуты оказывались больными" (см. полностью: Пресс-служба Госкомстата России www.perepis2000.ru // Всероссийская перепись населения 2002).

Остается предположить, что когда говорилось о самосожженцах, то имелась в виду какая-то другая перепись совершенно другого века – этак XVII-го примерно. А уж останавливаться на людях, которые сами себя живьем закапывали в землю, да еще в конце XIX века, по-моему, просто не серьезно. В любом случае, к православным христианам ни первое, ни второе отношения не имеет – для нас самоубийство – страшный грех. Впрочем, если мне предоставят документальные доказательства того, что какой-то православный христианин в здравом рассудке закопал себя живьем в землю в 1897 году из страха перед переписью, я готов принести публичные извинения.

Что касается связи между переписью и воцарением антихриста, то я уже как-то писал, но повторю еще раз: такая связь есть общее церковное предание, сохраненное всем православным народом. Вот что сказал по этому поводу святой старец Лаврентий Черниговский: “Будет время, когда будут ходить подписывать за одного царя на земле. И будут строго переписывать людей. Зайдут в дом, а там муж, жена, дети. И вот жена станет уговаривать супруга: “Давай подпишемся, у нас дети, ведь ничего же не купишь для них”. А муж скажет: “Ты как хочешь, а я готов умереть, но за антихриста подписываться не буду” (см. Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. – Типография Почаевской Лавры, 2001. – с. 117). Видно, что святой Лаврентий связывает воцарение антихриста с переписью.

И еще одно, о чем необходимо упомянуть в связи с данным абзацем. Не знаю, кто как, но лично я никогда не был против переписи, как таковой. И будь сегодня у руля государства православный монарх – “хозяин земли Русской” – я ни минуты не усомнился бы и принял участие в переписи. Вся беда в том, что я не имею ни малейшей капли доверия к тому правительству, которое ныне управляет Россией. Как я могу доверять тем, при чьей власти мой русский народ вымирает со скоростью 1 миллион в год? Тем, кто спокойно взирает на учителей и врачей, устраивающих голодовки, так как им все равно нечего есть? Тем, кто заселяет мою Родину выходцами не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья в рамках так называемой “заместительной демографии”? Кто нумерует младенцев концлагерными номерами? Перечислять беззакония ныне существующей власти можно безконечно. Я абсолютно не верю тому, что хоть одно мероприятие т.н. “Российского правительства” может пойти на пользу русскому народу. В том числе и перепись. В том числе и всеобщая диспансеризация детей. Да что угодно. Я не верю в вашу добрую волю, господа правители. И в добрую волю тех, кто вам помогает. И выражаясь языком библейского толкователя, ваше стремление исчислить русский народ есть “…честолюбивое услаждение своим господством” над русским народом и “властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства”.

Вы можете меня переубедить. Заплатите зарплату голодным, обобранным вашими реформами людям. А Вы, владыка, попечалуйтесь перед мироправителями века сего о вашей вымирающей пастве, как печаловались раньше православные пастыри о сирых и убогих перед властями. Напомните сидящим в Кремле, что удержание платы работнику – грех, вопиющий к небесам об отмщении. И когда русский народ начнет умножаться в числе, а русский человек в России перестанет подвергаться унижению и оскорблению, тогда и поговорим о переписи еще раз.

Но вернемся к нашему интервью. Ответ на следующий вопрос совсем поразителен. Вот корреспондент упоминает о том, что если при Советской власти “гражданин был обязан отвечать на вопросы переписчика”, то теперь это дело добровольное. И действительно, в Законе о переписи сказано: “согласно пункту 3 статьи 6 принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения не допускается”. Казалось бы, о чем еще спорить – государство не настаивает на моем участие в переписи, а я этим правом с удовольствием воспользуюсь. Точно так же, как и в вопросе ИНН – официально я имею право его не получать – вот и не получаю.

Иного мнения придерживается владыка Сергий. “Несмотря на то, что статус переписи сейчас изменился, - говорит он в ответе журналистке, - результаты ее от этого нисколько не должны страдать. …нам всем, в первую очередь верующим людям, надо поддержать это государственное дело”. Почему? Если государство на законном основании разрешает уклоняться от ответов на вопросы, более того, разрешает лгать (а как еще можно расценить следующее положение Закона о переписи: “Перепись осуществляется опросным путем, то есть не требует документального подтверждения объявленной информации”), то почему я должен помогать государству, которое мне враждебно? Только потому, что, как считает владыка Сергий, “нам не на что обижаться на руководство страны в плане равных прав и духовной свободы”? Нам предоставили равные права? С кем? Нас уравняли с еретиками и иноверцами – и за это мы должны быть благодарны? На это я отвечу молитвой святого праведного Иоанна Кронштадского:

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!
Ты насадил в ней веру истинную, животворную!
Да будет она царствующею и господствующею в России,
А не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
Истинного исповедания не имеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью
И правда веры с неправыми исповеданиями.
ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК (Пс. 116, 2)

Молитвенное воззвание святого праведного о. Иоанна Кронштадского
(Созерцательное подвижничество. Выписки из дневника за 1906-1907 гг.)

(Текст приводится по книге высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского “Самодержавие Духа”, СПб., 1995, титульный лист)

 

Не понятна мне и точка зрения владыки Сергия на исключение из анкеты вопроса о вероисповедании. На вопрос корреспондента: “Как вы к этому относитесь?”, владыка ответил нижеследующее. “В принципе, конечно, было бы интересно знать (и только-то? – авт.) сколько у нас верующих… Я понимаю, почему вопрос о вероисповедании снят”. Я, в принципе, тоже понимаю, почему из анкет снят вопрос о вероисповедании. Представьте себе, что после переписи выяснится, что в России 70% взрослого населения назовет себя православными (заметьте, я написал “назовет”, я прекрасно понимаю разницу между “назваться” и “быть”), и меньше 10% - мусульманами (я имею в виду коренное, а не пришлое население). А об остальных конфессиях и говорить нечего. Одного этого достаточно, чтобы убрать вопрос о вероисповедании из опросных листов. Но это мой ответ, а вот ответа владыки нет. После заявления о том, что он понимает причину отсутствия данного вопроса в анкете, было бы логично ее изложить. Однако, вскользь коснувшись положения верующих в Советское время, и напомнив о тяготившем их учете и контроле, высокопреосвященнейший Сергий перешел на успехи текущего периода, так и не сказав, почему же, по его мнению, вопрос о вероисповедании был снят.

А ведь этот вопрос, может быть, единственное, что могло бы примирить меня (извините за личное местоимение, но я ведь пишу о том, почему я не участвую в переписи, за других я не могу говорить) с анкетой. Если вспомнить примеры из Ветхого Завета, то легко увидеть, что все угодные Господу переписи были связаны с определением числа верных Ему людей и с последующим общим покаянием в грехах личных, грехах своих предков и грехах своего народа. Ни один, как мне кажется, христианин против такой переписи возражать не станет. Во всяком случае, я бы не стал.

В заключение владыка Сергий сообщает, что “Патриарх очень обеспокоен тем, чтобы перепись прошла хорошо, чтобы никакие темные силы (!) не помешали благому государственному делу, не устроили смуту (!). Я призываю всех безбоязненно принять активное участие в переписи, честно отвечать на вопросы и не думать о том, что это якобы не богоугодное дело”.

Честно сознаюсь, что появление “темных сил” и опасение “смуты” меня сильно смущает. Разве государство не приняло закон о переписи, по которому меня не могут принудить давать сведения о себе, подтверждать их документально, требовать от меня ответы на вопросы, не вошедшие в опросный лист? Или все снова будет как с ИНН – декларируется добровольность, а на практике получаем самое беспардонное и жесткое принуждение? И меня снова будут оскорблять, заявляя, что я кем-то подкуплен? Это я – вот эта “темная сила”? Только потому, что не хочу участвовать в переписи, по результатам которой меня пронумеруют? А то, что пронумеруют – пишется совершенно открыто: “Затем данные закодируют… и, главное, обезличат – уберут имена переписавшихся граждан” (см. http://www.gazeta.ru/index.shtml). Давайте говорить честно: не перепись вам важна, вам не нужны (или не особо нужны) ответы на вопросы анкеты. Иначе вы нашли бы способ поставить всех в такие условия, что народ сам выстраивался бы в очереди на переписные пункты. Но вы довольно либерально позволяете гражданам от чего-то отказаться, где-то приврать. Вам важно одно: чтобы люди сами, добровольно приняли участие в переписи и получили затем свой личный номер. А уж что они о себе наврут – это дело десятое. Все равно, через 10 лет вымрет 20 млн., через 20 лет – 40.000.000, а к 2050 году нас останется 50-70 млн. человек. Так распорядилось судьбой русского народа Мировое Правительство. Зачем же огород городить со всеми этими номерами и переписями, если умрут почти все, кто сегодня получит номер? Как зачем? А бессмертная душа? Она-то не умрет. Она будет вечно мучаться под личным номером. Вот поэтому я и не буду участвовать в переписи.