ЗАКОН Грешневикова: Нас опять пытаются "надуть", забалтывая одних наших представителей, покупая других и дурача всех... Обещая на богословской комиссии решить проблему непринятия верующими людьми никаких идентификационных номеров и кодов, на деле МНС и ОВЦС попросту "выпустили наши пары". Используя наша доверие к словам представителей государственной и церковной властей, нас готовят к проставлению облагороженных меток.

Вот то, что нам было обещано (см. письмо Зоркальцева), а вот, что мы имеем на деле:

Минфин и МНС РФ назвали ИНН неконституционным

14 марта 2002 года в Отделе внешних церковных сношений Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре под председательством заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода (Чаплина) состоялось совещание, темой которого было обсуждение путей решения на законодательном уровне проблем, связанных с принудительным присвоением ИНН гражданам России .

Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам России на совещании представляли: консультант Департамента налоговой политики Минфина России Холева С.Н., руководитель Департамента учета налогоплательщиков МНС РФ Казакова В.Н., заместитель руководителя Департамента учета налогоплательщиков МНС РФ Тимошенко Е.Д.

В работе совещания также принимали участие С.В. Горохов - помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации А.Н. Грешневикова, первым вышедшего с законодательной инициативой о присвоении ИНН только юридическим лицам; депутат Государственной Думы РФ А.В. Шульга, соавтор данного законопроекта; а также руководитель Общественного движения “ За право жить без ИНН” В.П. Филимонов и юрист движения Пугачева А.В.

Сенсационное заявление Светланы Николаевны Холевой, о том, что идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый гражданам России с 1993 года, является неконституционным, прозвучало в начале совещания.

Это заявление прозвучало в обоснование безапелляционного отказа представителей Минфин и МНС РФ обсуждать взаимоприемлемые для сторон изменения в редакцию законопроекта А.Н. Грешневикова, который поддерживается сегодня большой частью граждан России и такими фракциями депутатов, как фракция КПРФ.

Авторы законопроекта явились для участия в совещании, так как надеялись на выработку взаимоприемлемых изменений в текст законопроекта для скорейшего принятия законопроекта Государственной Думой. К тому же, отрицательное заключение Правительства РФ на законопроект Грешневикова А.Н., подготовлено именно г. Холевой , как она заявила и на совещании.

Однако, представители Минфин и МНС РФ предложили участникам обсудить другой текст, который, по их мнению, не содержит неконституционных норм.

Хотя представленный проект закона МНС РФ и Минфин РФ еще не внесен на рассмотрение депутатов ГД РФ, мы можем рассматривать его, как текущие инициативы Минфин РФ и МНС РФ.

Что же предлагают гражданам России Минфин и МНС РФ на этот раз в качестве возможного пути решения проблемы цифрового идентификатора, заменяющего имя граждан.

Вот краткий перечень предложений Минфин и МНС РФ:

Участники совещания с удивлением заметили сходство предложенного текста с содержанием ранее обсуждавшегося законопроекта, согласованного МНС и Минфин РФ, от внесения которого на рассмотрение ГД РФ отказался депутат Глазьев, войдя в число соавторов законопроекта Грешневикова. Так как именно законопроект Грешневикова позволяет решить все проблемы присвоения ИНН. По законопроекту Грешневикова, ИНН должен присваивается только юридическим лицам, а граждане вправе его получить, если захотят. Очевидно, что в таком законопроекте нет ничего неконституционного. Также, в отличии от инициатив МНС РФ, законопроект Грешневикова решает и судьбы тех, кому цифровой идентификатор уже присвоен помимо их воли, давая возможность этим людям отказаться от номера. Таких условий законопроект Минфин и МНС РФ не содержит и не может содержать, так как направлен лишь на редакционную правку без изменения сути и содержания неконституционного порядка налогового учета, ныне существующего в России.

Следующее заседание назначено протоиереем Всеволодом на вторую неделю Великого поста.

Может быть Ваши обращения к руководству Русской православной церкви , в Минфин РФ, МНС РФ помогут вернуть работу участников совещания к обсуждению уже поданного на рассмотрение ГД РФ, одобренного гражданами России и большой частью депутатов ГД РФ законопроекта А.Н. Грешневикова и вошедших в группу соавторов А.В. Шульги, А.В. Чуева, С.Ю. Глазьева , Л.С. Маевского.

Пугачева А.В.
Юрист ОД “За право жить без ИНН”
("Стояние за Истину", 18.03.2002 )

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

( с приложением постатейного комментария ) по проекту закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 24, 80, 84, 85 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации”,  представленного Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам РФ на совещание в ОВЦС РПЦ 14.03.02

Законопроектом предусматривается такая редакция норм Налогового кодекса РФ, которая позволит закрепить на уровне федерального закона норму о постановке на учет в налоговых органах всех физических лиц , проживающих на территории России , вне зависимости от их участия в налоговых правоотношениях . В настоящее время это незаконное правило закрепленного в подзаконном акте МНС РФ – приказе № ГБ-3-12/309 от 27 ноября 1998 года в редакции приказа МНС РФ № АП-312/412 от 24.12.99.

Замена ныне закрепленного в статье 84 Налогового кодекса РФ понятия “идентификационный номер налогоплательщика” на понятие “налоговый номер” лицевого счета организации или физического лица , открываемого физическим лицам по месту жительства с сохранением структуры ныне действующего ИНН и его назначения – идентифицировать объекты в системе налогового учета России , является редакционной правкой без изменения сути и содержания процесса присвоения цифрового идентификатора , заменяющего имя , всем , проживающим в России.

Законопроект предусматривает возможность получения физическими лицами разрешения от налоговых органов не использовать в налоговых правоотношения присвоенный НН. Это разрешение должно быть оформлено в форме соглашения между физическим лицом и соответствующим налоговым органом. Однако, следует отметить, что такое соглашение в правовом смысле ничтожно, так как граждане России в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, а также нормами и обычаями международного права участвуют во всем круге общественных отношений под своим именем независимо от наличия или отсутствия разрешения какого-либо органа. Только с согласия гражданина России его имя может быть заменено на другое.

Независимо от заключения соглашения о разрешении пользоваться своими персональными данными физическому лицу присваивается НН. В тексте законопроекта предполагается присвоение НН лицевому счету налогоплательщика в налоговом органе. Однако, анализ

норм, посвященных установлению правил ведения лицевого счета и порядка присвоения НН, а также правил об использовании НН поставленными на налоговый учет лицами, позволяет сделать вывод о том, что НН является не средством контроля за выполнением обязанностей по оплате налогов, а новым , незаконным средством индивидуализации физических лиц. Данное средство индивидуализации по своему содержанию равно имени человека . В случае использования НН не требуется указания дополнительных персональных данных физического лица. Действующая система учета идентифицирует физическое лицо по номеру не хуже, чем по имени и персональным данным физического лица. Так в соответствии с правилами законопроекта , если физическое лицо не заключило соглашения с налоговым органом, оно обязано указывать в документах, подаваемых в налоговый орган НН и фамилию, имя и отчество. Остальные персональные данные не указываются. Очевидно, что в стране с населением, превышающим 140 миллионов , отождествление физического лица со сведениями о нем, находящимися в информационной системе, не может быть произведена только по фамилии имени и отчеству без указания даты рождения и места жительства. Таким образом, идентификация фактически будет производится по новому имени – НН , как в настоящее время по ИНН.

Налоговый номер по сути просто заменит уже присвоенные 83 миллионам граждан России ИНН, а нормы законопроекта позволят присвоить цифровые идентификаторы, заменяющие имя оставшимся жителям страны.

Учитывая вышеизложенное необходимо признать, что предложенный законопроект не решит, а усложнит возможность решения создавшихся социальных и политических проблем, связанных с присвоением цифровых идентификаторов гражданам России.

 

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

законопроекта, совместно представленного Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам РФ на совещании в ОВЦС РПЦ 14 марта 2002 года
“ О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 24, 80 84, 85 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации  и в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации”

( ниже приведены только те правила законопроекта, к которым с которыми представители ОД "За право жить без ИНН принципиально не согласны)

Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3824; 1999, №28, ст.3487; 2000,№2, ст. 134; ст.3340, стю3341; 2001,№1,ч.11, ст.18; №13, ст.1147, №53, ч.1, ст.50016) следующие изменения и дополнения:

В пункте 2 статьи 11 :
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

“свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет и открытии лицевого счета в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства ( месту пребывания) физического лица;”;

КОММЕНТАРИЙ: в круг физических лиц, проживающих в России , входят как налогоплательщики, так и лица, на которых законодательством не возложена обязанность платить налоги ( в частности ограниченно и недееспсобные лица; лица , освобожденные от уплаты налогов) .

Предлагаемое правило о выдаче свидетельства о постановке на учет и открытии лицевого счета в налоговым органе всем физическим лицам по месту проживания создает возможность и основания для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства (пребывания) всех физических лиц, проживающих в России, независимо от участия в налоговых правоотношениях.

Такое правило противоречит буквальному содержанию статей 83, 84 Налогового кодекса РФ, которые предусматривают постановку на налоговый учет только налогоплательщиков.

Предлагаемое изменение пункта 2 статьи 11 приведет к неправильному толкованию правил о круге физических лиц, подлежащих постановке на учет в налоговых органах и послужит основанием для неправомерного расширения этого круга лиц до всех граждан России и к закреплению уже на уровне федерального закона такого расширительного толкования , закрепленного ныне в пунктах 3.1 Приложения 1 к приказу МНС РФ № БГ-3-12/309 от 27.11.98 в редакции приказа МНС РФ от 24.12.1999 № АП-3-12/412.

пункт дополнить новыми абзацами следующего содержания:

“место пребывания физического лица – место, где это физическое лицо временно проживает и зарегистрировано в установленном порядке. Место пребывания физического лица для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах учитывается при отсутствии места жительства этого физического лица в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

налоговый номер (НН) – единый номер в Российской Федерации по всем налогам и сборам, в том числе подлежащим оплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, присваиваемый лицевому счету организации или лицевому счету физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства ( месту пребывания) физического лица;

КОММЕНТАРИЙ: в перечень понятий и терминов автор законопроекта вводит новое понятие – налоговый номер (НН).

Данное понятие – НН, призвано заменить ныне закрепленный в Налоговом кодексе идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который в соответствии с пунктом 7 статьи 84 подлежит присвоению только налогоплательщикам.

Переименовывая ИНН в НН автор расширяет круг физических лиц , подлежащих постановке на учет в налоговом органе до всех, проживающих в Российской Федерации с рождения. Причем основанием постановки на учет в соответствии с данной законодательной инициативой становится не обязанность платить законно установленные налоги, а факт проживания в России .

Таким образом автор законопроекта закрепляет на уровне федерального закона правило о постановке на учет в налоговом органе всех физических лиц, закрепленное ныне только в пункте 3.1 приложения 1 к приказу МНС РФ № 3-12/309 от 27 ноября 1998 года.

налоговое соглашение– соглашение между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице руководителя ( заместителя руководителя) территориального налогового органа и физическим лицом об использовании персональных данных этого физического лица , предусмотренных настоящим Кодексом , вместо сочетания фамилии, имени, отчества и налогового номера в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

КОММЕНТАРИЙ: налоговое соглашение , в соответствии с которым налоговый орган позволяет гражданину России использовать свои персональные данные, является по своей правовому значению ничтожным.

Право участвовать во всех правоотношения от своего имени и в соответствии со своими персональными данными закреплено в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, обычаях и актах международного права и реализуется гражданами независимо от наличия или отсутствия разрешения какого-либо органа.

Также следует отметить, что заключение налогового соглашения не означает , что НН не будет присвоен физическому лицу. Как раз напротив, независимо от заключения данного соглашения , НН присваивается при постановке на учет всех физических лиц , проживающих в России.

В статье 84:
пункт 7 изложить в следующей редакции:

“7. Каждой организации и физическому лицу в налоговом органе открывается лицевой счет.

КОММЕНТАРИЙ: правило об обязательном открытии в налоговом органе лицевого счета всем физическим лицам послужит основание для постановки на учет в налоговых органах всех, проживающих в Российской Федерации, независимо от участия в налоговых правоотношениях.

Форма лицевого счета и правила его ведения определяются Министерством Российской Федерации по налогами и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения налогового номера определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

КОММЕНТАРИЙ: разные правила в отношении ведения лицевого счета налогоплательщика и в отношении порядка и условий присвоения, применения , также изменения налогового номера дают основания сделать вывод о разном назначении этих средств учета.

Лицевой счет налогоплательщика, как и ныне действующий и имеющий свой собственный номер, предназначен для отражения платежей и задолженностей каждого поставленного на учет лица.

Налоговый номер, хотя он и присваивается по тексту законопроекта лицевому счету налогоплательщика, служит средством индивидуализации налогоплательщика, заменяющим его имя и персональные данные для физических лиц, или название –для юридических лиц

Этот вывод подтверждается буквальным содержанием следующего правила законопроекта: “Каждый налогоплательщик – физическое лицо указывает фамилию, имя, отчество и налоговый номер, либо, в случае заключения соответствующего налогового соглашения свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса, в подаваемых в налоговый орган налоговой декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством”. Очевидно, что в данном правиле новой редакции пункта 7 статьи 84 устанавливается достаточность указания в подаваемых в налоговый орган физическим лицом документах только НН и фамилии, имени, отчества без указания дополнительных индивидуализирующих признаков.

Очевидно также, что в стране с населением, превышающим 140 миллионов человек, идентифицировать человека по фамилии , имени и отчеству без указания индивидуализирующих признаков , закрепленных в статьях 20 и 21 ГК РФ невозможно ( а именно: даты рождения и адреса места проживания). Поэтому фактически идентификация физического лица будет производится по НН, как в настоящее время по идентификационному номеру налогоплательщика.

НН – средство индивидуализации человека или юридического лица в системе учета МНС РФ.

Учитывая тот факт, что даже в случае заключения налогового соглашения и получения налогового удостоверения НН все равно присваивается, налицо создание оснований на уровне федерального закона присвоения цифрового идентификатора личности всем, проживающим в России.

Пугачева А.В.
Юрист ОД “За право жить без ИНН”