Эдуардо Галеано

ЦЕННОСТИ

(Выступление на Третьем Всемирном Социальном Форуме в Порту-Алегри)

 

В эти дни, одновременно во многих странах, проходит множество выступлений против военных амбиций хозяев планеты. Эти выступления, происходящие на улицах разных городов, являются свидетельством того, что иной мир возможен. Потому что этот мир починен культуре войны, обучающей убийству и лжи, и изо всех своих пор он источает насилие.

Давид Гроссман, бывший подполковником армии Соединенных Штатов и являющийся сейчас специалистом в области военной педагогики, доказал, что у человека нет врожденной склонности к насилию. Вопреки тому, что принято считать, научить человека ремеслу убийства ближнего совсем не просто. Обучение насилию, превращающее солдата в зверя, требует напряженных и длительных тренировок. Согласно Гроссману, это обучение начинается в 18-летнем возрасте в казармах. Вне казарм это обучение начинается с возраста 18-месячного. С раннего детства телевидение предлагает нам домашний курс лекций.

Его соотечественник, писатель Джон Рид, убедился в 1917 году, что “войны распинают правду”. На много лет позже, другой их соотечественник, президент Буш-отец, развязавший первую войну с Ираком с благородной целью освобождения Кувейта, опубликовал свои воспоминания. В них он признается, что Соединенные Штаты бомбили Ирак, потому что нельзя было позволить, “чтобы враждебная нам в регионе власть имела в качестве заложника значительную часть мировых нефтяных поставок”. И кто знает, может быть однажды президент Буш-сын опубликует список опечаток к истории собственной войны с Ираком, со следующей поправкой – где написано “крестовый поход Добра против Зла”, следует читать “Нефть, нефть и нефть”.


Потребуются и другие поправки. Например, нужно будет пояснить, что там где написано: “Международное сообщество”, должно читаться “Военные лидеры и крупные банкиры”.

Сколько есть архангелов мира, защищающих нас от демонов войны? Пять. У пяти стран есть право вето в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Все эти стражи мира являются крупнейшими производителями оружия. Так что мы в надежных руках. И сколько хозяев у демократии? Народы голосуют, но банкиры решают. У монархии, правящей миром, тройная корона. В Международном Валютном Фонде решения принимаются пятью странами. Во Всемирном Банке командуют семь. Во Всемирной организации Торговли право голоса есть у всех стран, но там никто никогда не голосует. Эти организации, правящие миром, заслуживают нашей благодарности – сначала они топят наши страны, а потом продают им свинцовые спасательные круги.

В 1995 году Американская Психиатрическая Ассоциация опубликовала доклад о криминальной патологии. Какова, согласно экспертам, главная отличительная черта преступника-рецидивиста? Склонность ко лжи. И я спрашиваю себя – не в этом ли заключается основная характеристика сегодняшней мировой власти? Что следует читать, например, там где написано: “свобода труда”? Читать следует: свобода предпринимателей выбросить на свалку два века завоеваний рабочих. В два раза больше работы в обмен на половину заработка, резиновые рабочие дни, карликовые зарплаты, свободные увольнения и пусть Бог заботится о пострадавших в несчастных случаях, больных и престарелых. Главные транснациональные предприятия, Уал-Март и Мак-Доналдс, прямо запрещают участие в профсоюзах. Вступивший в профсоюз немедленно теряет работу.

В сегодняшнем мире, где честность наказуема и непорядочность поощряема, работа – объект презрения. Власть притворяется судьбой, самопровозглашается вечной, и многие оставляют надежду, как загнанного коня. Поэтому избрание Лулы в президенты Бразилии выходит далеко за границы этой страны – победа рабочего-синдикалиста, символизирующего достоинство труда, становится сегодня столь необходимым для нас всех витамином, чтобы спастись от чумы очаяния.

И для того, чтобы не говорилось про нас, что в Порту-Алегри собрались вечные протестующие и обиженные, признаемся что в одном мы согласны с высокопоставленными мировыми лидерами – мы тоже враги терроризма.

Мы против терроризма во всех его формах. Мы могли бы предложить Давосской встрече общую платформу. И предложить совместные действия для ареста террористов, что можно начать с расклейки по всем стенам планеты следующих объявлений:

Разыскиваются торговцы оружием, которым необходима война, как необходим холод производителям шуб.

Разыскивается международная банда, берущая в заложники страны, и никогда не возвращающая их своим жителям, несмотря на оплату многомиллионного выкупа, именуемого на бандитском жаргоне “услугами по погашению долга”.

Разыскиваются преступники, которые в планетарном масштабе воруют пищу, душат зарплаты и убивают рабочие места.

Разыскиваются насильники земли, отравители воды и похитители лесов.

И еще разыскиваются фанатики религии потребления, которые развязали химическую войну против воздуха и климата нашей планеты.

Власть определяет стоимость и цену. Скажи мне, сколько за тебя платят, и я скажу тебе, сколько ты стоишь. Но есть ценности, которые вне любого подсчета. Их никто не может купить, потому что они не продаются. Они вне рынка и поэтому они выжили.

Живые и упрямые, эти ценности – энергия, которая приводит в действие тайные мышцы гражданского общества. Они происходят из самой древней памяти и самого древнего здравого смысла. В этом сегодняшнем мире, эта цивилизация, действующая по принципам “спасайся кто может” и “каждому свое”, больна амнезией и потеряла смысл общего, который является отцом здравого смысла. В давние эпохи, на заре времен, когда мы были самыми уязвимыми изо всех существ населявших землю, когда мы являлись легким обедом для наших прожорливых соседей, вопреки всей очевидности, мы смогли выжить, потому что сумели научиться защищаться вместе и потому что научились делиться пищей. Сегодня, как никогда ранее, важно вспомнить эти старые уроки здравого смысла.

Защищаться вместе, например, чтобы у нас не украли воду. Вода, с каждым годом все более дефицитная, во многих странах была приватизирована и находится в руках крупных транснациональных корпораций. (Если это продолжится так, как сегодня, скоро воздух тоже приватизируют: поскольку мы за него не платим, мы не умеем ценить его и не заслуживаем права дышать им.). Для того, чтобы вода осталась правом, а не бизнесом, горстка крестьян из боливийского региона Кочабамбы деприватизировала ее. Крестьянские общины вышли из долин и блокировали город. Им ответили пулями. Но в конце концов, после долгой борьбы, они смогли вернуть себе и своим посевам воду, которую правительство пыталось передать одной британской корпорации. Это произошло пару лет назад.


Защищаться вместе, еще один пример. Как всем известно, обществом потребления движет нефть, и как всем тоже хорошо известно, у нефти есть некоторые дурные привычки. Среди прочих странностей, она норовит порой свергать правительства, вызывать войны, отравлять воздух и заражать воду. Недавно черный, липкий и смертоносный прилив покрыл море и берега Галисии и соседних провинций. Нефтяной танкер разломался надвое и вылил в океан тысячи и тысячи литров яда, при всей безответственности и безнаказанности, ставших нормой в наши дни, когда всем командует рынок и государство ни перед кем ни за что не отвечает. И тогда, перед лицом слепого государства и глухого правительства, которое только пожало плечами, пришли в действие тайные мышцы гражданского общества – огромная масса безоружных добровольцев вышла навстречу врагу с лопатами, ведрами и всем, что было под рукой. Добровольцы не проливали крокодиловых слез и не произносили театральных речей.

Защищаться вместе и делиться пищей – тонна продуктов питания и одежды прибыла только что, поездом, в самый бедный уголок аргентинской провинции Тукуман, где есть дети, умирающие от голода. Эта помощь была отправленна сборщиками картона – самыми бедными из буэнос-айресских бедняков, зарабатывающими на жизнь, роясь в мусоре, но способными поделиться тем немногим, что у них есть.

Какое слово слышно в мире чаще всего, почти на всех языках? Слово “я”. Я, я, я. Тем не менее, один исследователь индейских языков, Карлос Ленкерсдорф, выяснил, что наиболее используемое слово общин майя, слово, занимающее центральное место в их разговорах и жизни, это слово “мы”. В Чьяпас “мы” произносится “тик”. Для этого родился и вырос в бразильском городе Порту-Алегри этот Всемирный Социальный Форум – универсальная модель демократии участия, чтобы говорить “мы”. Тик, тик, тик.

 

Перевод Олега Ясинского