Вячеслав МАНЯГИН

ДОСЬЕ “ПРАВОСЛАВНЫХ” ГЛОБАЛИСТОВ

29 января этого года, в рамках XI Рождественских чтений, так называемая “Секция православной журналистики” в составе архимандрита Макария (Веретенникова), протоиерея Владислава Цыпина, священника Бориса Михайлова, диакона Андрея Кураева, А.Л. Дворкини других” приняла “Итоговый документ”, в котором ряд известных православно-патриотических изданий обвинен в раскольнической деятельности.

Под расплывчатым понятием “другие” прячется, как свидетельствует информация “Русской Линии”, ответственный секретарь “Московского церковного вестника” С. Чапнин. Более того, “РЛ” указывает на ведущую роль Чапнина: “В Итоговом документе секции "Православная журналистика" … Чапнин и Ко, самовольно взяв на себя функции цензора, “наказала” целый ряд православных СМИ, обвинив их в раскольничьих действиях”. Вся компания прикрылась псевдонимом… Издательского Совета Русской Православной Церкви (см. МЦВ, №3, 2003, с. 15).

“Итоговый документ” приводит “черный список” изданий, имевших несчастье не понравиться чапнинской команде:

“…В последние годы ряд изданий, объявляющих себя борцами за Православие, в том числе газеты "Русь Православная", "Русский вестник", "Сербский крест" (новое название - "Первый и последний"), "Царский опричник", Интернет-журналы "Благословение", "Стояние за истину", "Православное радио Санкт-Петербурга", радиопрограмма Жанны Бичевской "От сердца к сердцу" (радиостанция "Голос России") и другие, из номера в номер осуществляют пропагандистские кампании, которые, несомненно, способны привести к расколу в Церкви. Не предлагая читателям никакого положительного, спасительного для души опыта церковной жизни, эти издания подтасовывают факты церковной истории, искажают основы православной веры и в конечном итоге формируют сектантское сознание. При участии подобных изданий распространяются и поощряются к использованию богослужебные тексты, не имеющие благословения Священноначалия, тиражируются изображения, нарушающие иконописный канон, и т.д. Игнорируя позиции православных богословов, церковных историков, агиографов и канонистов, авторы этих СМИ выступают за канонизацию Иоанна Грозного, Григория Распутина и других исторических лиц, спекулируя при этом именами известных и почитаемых в православном народе старцев”.

Такая попытка объединить православные, но заметно разнящиеся друг от друга СМИ в один конгломерат “раскольничьих изданий”, свидетельствует о желании авторов Итогового документа доказать, что существует некая организованная сила, противопоставляющая себя Церкви. Эти намерения подтверждаются всеми дальнейшими действиями составителей “черного списка”. Несмотря на то, что эти действия носят форму разрозненных, внешне не связанных друг с другом мероприятий, по сути, это хорошо спланированная компания против православных патриотов.

В №3 МЦВ под общем заголовком “Осторожно, сектантство!” опубликованы выступления таких борцов с “инненистами” и “опричниками”, как архим. Макарий (Веретенников), прот. Владислав Цыпин, А. Беглов, А. Дворкин, д. А. Кураев. Оттоптавшись на отмеченных заранее целях, они сообща вынесли обвинительный вердикт всем почитателям Царя Иоанна Грозного и противникам ИНН.

Причем Кураев, желающий выражаться красиво, опять уподобился Валаамовой ослице и изрек следующее: “Кажется, что это настолько маргинальные издания и что их риторика настолько нездравая, что просто не имеет смысла реагировать. Но здесь вступает в действие один из законов природы: если некое очень малое действие не встречает никакого противодействия, то это малое действие может гору сдвинуть” (Диакон Андрей Кураев. Новые “ревнители” и их привычка бунтовать. МЦВ, №3, 2003, с. 15). Как тут не вспомнить: “Если будете иметь веру и не усомнитесь … если и горе сей скажете “поднимись и ввергнись в море”, – и будет” (Мф. 21, 21).

Гораздо печальнее, что Кураев пытается представить о. Николая (Гурьянова) чуть ли не выжившим из ума: “Мы знаем, что бывает и ослабление ума, бывает, что человек начинает жить в каких-то своих грезах, будучи не в состоянии адекватно воспринимать происходящее вокруг него… Я боюсь, что, хотя бы временами отец Николай не миновал этого” (там же, с.15). Примешиваете сюда Кураев и о. Кирилла (Павлова). Вот только у меня, после этих кураевских эскапад в адрес двух светильников православия, сложилось стойкое убеждение, что вовсе не у о. Николая “ослабление ума”… Особенно после того, как Кураев доказывал на Рождественских чтениях в Магадане возможность для содомита быть священником (см. “Русский Вестник” №4, 2003, с.5).

Впрочем, Кураев не одинок в своем кощунстве над памятью о. Николая. Сайт “Благословение” поместил материал “Ко двору ли Дворкин?”, где рассказывается о тех оскорблениях, которые обрушил на голову о. Николая (Гурьянова) Александр Дворкин через радио ''Радонеж'' (25.12.02). ''Главный сектовед'' России заявил, что старец создал секту почитателей Распутина и Царя Иоанна Грозного. На сайте приводится и рецензия на книгу Дворкина ''Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования''.

Автор рецензии, философа С. А. Шатохина, указывает, что она способствует “усвоению не православных, а обновленческих и псевдоэкуменических воззрений на этот предмет [сектоведение], что представляет особую опасность для Русской Православной Церкви и будущего нашего народа … авторские вставки теоретико-богословского характера содержат оценки и представления, расходящиеся с догматическим вероучением Христианской Церкви…”.

Далее сайт “Благословение” приводит красноречивые детали биографии Дворкина. Я помещаю их, исключив лишь некоторые, излишне эмоциональные оценки и авторские ремарки С. А. Шатохина относительно происхождения А.Д. Дворкина и его богословского наставника прот. Иоанна Мейендорфа из “среды, этнокультурно связанной с талмудизмом” (желающие могут ознакомиться с ними на сайте “Благословение”):

''Дворкин Александр Леонидович... ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России. 6 марта 1977 года эмигрировал из России в США. В 1980 году закончил Нью-йоркский университет со степенью бакалавра по специальности ''Русская литература'' и продолжил образование в Свято-Владимирской Православной духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию ''Иван Грозный как религиозный тип''. 31 декабря 1991 года вернулся в Россию и был принят на работу в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

С 1993 года возглавляет Информационно-консультативный центр священномученика Иринея, епископа Лионского. С 1993 по 1999 гг. - профессор церковной истории Российского Православного Университета. В настоящее время является заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Автор и редактор-составитель семи книг и более 260 публикаций на 15 языках. Вице-президент международного института по изучению современного сектантства ''Диалог-центр''.

Эти данные указал сам Дворкин на обложке своей книги. А вот что сообщает далее сайт “Благословение”:

… Добавим к этому самопредставлению А.Л. Дворкина ряд дополнительных штрихов. Александр Леонидович Дворкин родился в Москве в 1955 г. В 1977 г., т.е. в возрасте 22 лет, юноша по каким-то там политическим мотивам вдруг эмигрирует в США. С чего бы это? Кому это давали свободно эмигрировать в 70-е годы? Разве он что-то такое организовал, что-то такое учудил, чтобы его вот так запросто и легко вышвыривать или выпускать из страны? Одни вопросы... Он был лишен советского гражданства и до 1983 г., когда он получил-таки гражданство американское, не имел вообще никакого - держали ''на поводке''. Но буквально сразу же по прибытии в США юноша-диссидент получает возможность учиться - направляется на ''профессиональную подготовку''. Уже в 1980 г. он оканчивает Хантер-Колледж Нью-йоркского университета. Колледж - не очень солидно, поэтому в самопредставлении остается только университет. Затем богословская ''подковка'' у И. Мейендорфа. А кроме этого - степень ''доктора философии'' в малоизвестном Фордхемском университете. Понятно, что тамошний ''доктор науки'' не дотягивает до уровня нашего настоящего кандидата наук. Но про философскую подготовку в самопредставлении опять пропущено. Видимо, для православных читателей, чтобы не заподозрили в вольнодумстве. Далее А.Л. Дворкин преподает в нескольких высших учебных заведениях США и публикует ряд работ. Докторская диссертация выходит отдельной книгой на английском языке - ''ученому'' делают ''имя''. Но вот профессиональная подготовка закончена и зрелый 33-летний А.Л. Дворкин выходит на работу. В 1988 г. он приступает к выполнению служебных обязанностей на государственной радиостанции США ''Голос Америки''. Работает автором и диктором в Вашингтоне. Вскоре способного ''бойца холодной войны'' переводят на передний фронт сражений с ''империей зла''. А.Л. Дворкин становится редактором отдела новостей на радиостанции ''Свобода'' в Мюнхене, имеющей непосредственное отношение к Центральному разведывательному управлению США.

… В книге исследователя Вячеслава Широнина ''КГБ-ЦРУ. Секретные пружины перестройки'' приводится документ, свидетельствующий о том, что сотрудники радиостанции ''Свобода'' практически входили в штат разведывательного сообщества США. Это расписка, которую давали все штатные сотрудники этой радиостанции: ''Нижеподписавшийся поставлен в известность о том, что радиостанция ''Свобода'' создана ЦРУ и функционирует на его средства. За разглашение этих данных виновные будут подвергаться штрафу до 10.000 долларов и тюремному заключению сроком до 10 лет''. Это и понятно: ''Голос Америки'', ''Свобода'', ''Свободная Европа'' и т.п. - одни из главных инструментов ''холодной войны'' стран НАТО против России, тогда еще - СССР. Но вот долгожданная победа над ''империей зла'' достигнута. Историческая Россия рухнула и расчленена. Надо ''осваивать'' территорию. Десятки ''советников'' едут в правительство Ельцина, едет и А.Л. Дворкин.

В соответствии с базовой профессиональной подготовкой - не в экономические министерства, а в Московский Патриархат. 31 декабря 1991 г. по благословению своего духовного отца И. Мейендорфа он возвращается в Россию.

[…]

Русская Православная Церковь после развала единого государства официально объявлена З. Бжезинским ''целью № 1''. Только вернувшись в свою Церковь и сбросив с себя пелену духовного заблуждения, русский народ сбросит с себя и оковы политического контроля, и ярмо экономического ига ''новых хананеев''. В марте 1992 г. А.Л. Дворкин поступает на работу в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Затем становится преподавателем истории Церкви в Российском Православном университете, преподавателем и заведующим кафедрой сектоведения в Свято-Тихоновском Православном Богословском институте. Русские православные юноши и девушки, многие из которых пойдут работать в различные учреждения Московского Патриархата и в русские школы, должны знать ''правильную'' историю Церкви и ''правильное'' сектоведение. Чтобы, не дай Бог, не назвать ересью и сектой вероисповедание и религиозную конфессию президента США или директора ЦРУ.

В 1993 г. А.Л. Дворкин по благословению блаженной памяти прот. Глеба Каледы организует Информационно-консультативный центр свмч. Иринея еп. Лионского для изучения новых религиозных движений и распространения информации о них. Центр входит в структуру Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. В Центр потекли материалы о сектантском нашествии на Россию и, конечно, материалы о тех, кто противостоит этому нашествию. Руководитель Центра - ''ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России'' А.Л. Дворкин все расставляет ''по полочкам''. Публикует переложения западных исследователей религиозного сектантства и внедряет в сознание православной молодежи ''нужный'' взгляд на эту проблему: ''ату!'' сотню маргинальных психопатов и ''ни-ни'' заикнуться о ереси католиков или протестантов… Будем громко разоблачать тоталитарные секты (по возможности как можно дольше их защищая), но при этом ''поднимать'' кадры, которые рано или поздно обеспечат ''встраивание'' Русской Православной Церкви в ''новый мировой порядок'' и не допустят ''фундаментализма'' и ''национализма'' в ее руководящем слое. Иначе говоря - твердого стояния в вере и сердечного участия в народной судьбе. До недавнего времени А.Л. Дворкин сохранял американское гражданство и имел только вид на жительство для иностранца в России. Даже двойное гражданство не было оформлено.

С. А. ШАТОХИН,

кандидат философских наук.

От редакции [сайта “Благословение”]: Дворкин всюду рассказывает, что, когда он учился в педагогическом институте, был исключен из него за ''религиозные убеждения''. За что же? За, как нам сообщили, посещение синагоги для празднования пурима. (Газета "Русский Вестник", 2003 г.)

Таков один из главных идеологов “могучей кучки”, собравшейся на XI Рождественских чтениях под эгидой Издательского совета судить православных антиглобалистов. Впрочем, борьба этой группировки с “раскольниками” не ограничилась рамками вышеуказанного мероприятия.

 

28 февраля - 1 марта прошла конференция "Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития".

По сообщению “Благовест-инфо” и “Православие.Ru”, в повестке дня этой конференции были и такие темы, как "Роль СМИ в диалоге общества и конфессий" и "Экстремизм на религиозной почве как потенциальная угроза межконфессиональной и межнациональной стабильности". Тематика, как нельзя лучше подходящая, чтобы громить “церковных раскольников” и “освещать” их “негативное” влияние на Церковь, и на общество.

Интересно и то, что ведущими этих тем были председатель Гильдии религиозной журналистики "Медиасоюза" Александр Щипков и редактор "Религия и СМИ" А. Кырлежев и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко. Без сомнения, такое сотрудничество не могло быть случайным.

Сразу вслед конференции в интернете стали распространяться материалы о надвигающемся “правом” расколе в РПЦ МП, в которых говорилось “об опасности "правого раскола" в РПЦ МП” и “о возникновении чего-то нового, масштабного, "по-настоящему серьезного"”.

Надо сказать, что такая “артподготовка” силами чапнинской команды ведется уже достаточно давно. К ней можно отнести и кураевские “перлы” об “инненистах” и “эсхатоложниках” (каково игривое направление ума у дьякона?), подхваченные архим. Амвросием (Юрасовым), даже не задумавшемся о том, на какие неприличные параллели с описанными в Ветхом Завете грехами наводят эти выражения слушателей радио “Радонежа”, среди которых много подростков; и компанию по дискредитации почитателей Царя Иоанна Грозного, начатую В. Петрушко (редактор сайта "Седмица.ру") в газете “Радонеж” (гл. ред. Е.К. Никифоров) и продолженную архим. Макарием (Веретенниковым) в “Журнале Московской Патриархии” (гл. ред. прот. Владимир Силовьев).

В целом же погром православных патриотов был хорошо организован и имел добротную методическую базу. Полное представление о том, как организуется травля православных христиан, можно получить из аналитического материала “Что есть дьякон “всея Руси” против Царственного Игумена Земли Русской?”, написанного Л.Е. Болотиным для “Русской Линии” в декабре 2002 года:

“Интернет-агентство “NEWSru.com”… передало 19 Декабря сообщение под заголовком “РПЦ не собирается канонизировать <Царя> Ивана Грозного и Григория Распутина”. В сообщении говорится: “Русская Православная Церковь не рассматривает вопрос о канонизации <Царя> Ивана Грозного и Григория Распутина, заявили сегодня агентству "Интерфакс" источники в Московской Патриархии, комментируя сообщения в ряде печатных СМИ”, имея в виду задиристую заметку Сергея Бычкова [вот и еще одна ниточка от Издательского отдела – к “МК” - В.М.] в рубрике “Самые оригинальные новогодние подарки!” на первой полосе “Московского Комсомольца” от 16 декабря 2002 года — “Боже, от Царя храни. Грозного и Распутина хотят причислить к лику Святых”.

Юродствуя беса ради, весьма и весьма информированный в тончайших нюансах жизни Московской Патриархии престарелый комсомолец Сергей Бычков прикидывается перед действительно глуповатым массовым читателем “МК” неосведомленным дурачком, приписывая инициативу всецерковной канонизации издревле местночтимого Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного и чтимого в части церковного народа Царского Друга — Мученика Григория Распутина-Нового Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, постоянному члену Священного Синода и председателю Синодального канонизационного отдела, а также преподавателям Свято-Тихоновского Богословского института во главе с отцом ректором — Протоиереем Владимiром Воробьевым.

[…]

Информационный залп С. Бычкова по ложной цели был с профессиональным совершенством продуман старым комсомольским воякой. Он и был рассчитан именно на то, чтобы названные им “интересные личности” от боли закричали: “Это не мы!... Это не мы!” Однако хитрый журналюга в этот раз просчитался, ответного пасса не последовало и зондаж “Интерфакса” только и смог выудить из церковной среды жалкие рассуждизмы и якобы патриархийные “оправдывания”, появившиеся в сообщении “NEWSru.com”: “"Тема канонизации Распутина и <Царя Иоанна> Грозного сознательно муссируется противниками Русской Церкви с целью ее дискредитации, — отметил один из источников в Патриархии. — Это те же самые, крайне маргинальные группы, которые выступали и продолжают выступать против индивидуального номера налогоплательщика (ИНН)". Источник выразил сожаление, что эти группы находят поддержку противников Церкви, и их деятельность зачастую хорошо финансируется. В Патриархии напомнили, что экзальтированный культ почитания Распутина восходит еще к поэтам-декадентам "серебряного века", но никто из богословов никогда не призывал к почитанию этого человека.

[…]

Кто же этот утонченный знаток “декаданса” в Патриархии? Стиль приведенных цитат и весьма характерные аргументы, которые уже фигурировали в авторских материалах и неанонимных интервью, в безымянном “источнике из Патриархии” однозначно выдают дьякона Андрея Кураева. Удачные “авторские” находки у честолюбивых людей превращаются в собственные штампы, по которым потом они легко узнаются, даже если скрываются под псевдонимом. Льва узнают по когтям, осла — по длинным ушам. Еще в начале девяностых годов, когда дьякон Андрей несколько месяцев поработал референтом у Святейшего Патриарха, за фанаберию и апломб Кураев был прозван “дьяконом всея Руси”.

[…]

Однако апробированные в девяностых годах ХХ века приёмы противодействия покаянному духу на Руси сейчас пытаются вновь применять “бычковы” и “кураевы” по отношению к этому “новому” для них духовному движению… одной из целей их усилий является возведение средостения между Священноначалием Русской Православной Церкви и народным движением Самодержавия Духа. Им нужно, чтобы и Владыка Ювеналий, как председатель Синодальной канонизационной комиссии, и отец Владимiр Воробьев, как возглавитель мощнейшей научной церковно-исторической базы, словно ошпаренные, шарахались от горячих “маргиналов” — ревнителей всецерковного прославления новых Святых.

[…]

… шумной перепалке в “больших” СМИ предшествовала более тихая и неприметная рядовому читателю разработка информационной ситуации в Интернете. 3 Декабря там был помещен очередной номер журнала “Континент” со статьей К. Костюка “Три портрета” (http:// magazines.russ.ru/continent/2002/113/kost.html), посвященной довольно обстоятельному и “интеллигентному” разбору духовного значения “трех едва ли не самых заметных фигур эпохи: Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) († 1995), протоиерея Александра Меня († 1990) и Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева)”. Не скрывая своих либеральных симпатий, автор подверг относительно сдержанному разбору церковно-государственные эсхатологические воззрения Митрополита Иоанна, которые содержатся в его трудах “Самодержавие Духа”, “Одоление Смуты” и “Русь Соборная”.

[…]

Этот базовый материал не задумывался специально к розыгрышу СМИшной партии Бычкова-Кураева. Но стратегически он предназначен как достаточно фундаментальная идеологическая платформа для различных тактических информационных боевых операций.

Уже через три дня — 6 Декабря на сайте А. Кырлежева “Религия и СМИ” появился материал некоего Александра Шмелёва (вероятнее всего, это псевдоним) “Канонизация Григория Распутина и учение о Русской Теократии” (http://www.religare.ru/article.php?num=1271). Данный материал напрямую опирается на статью К. Костюка и даже отсылает к ней. По жанру он представляет собой аналитическую разработку для развития базовой идеологической платформы в уже более конкретных пропагандистских формулах. При этом опытный аналитик, скрывающийся за “жалящим” псевдонимом “Шмелёв”, не опускается до бычковско-кураевских агиток. Его задача хотя и тактическая, но не для одноразового употребления. Он разрабатывает тактику целой пропагандистской кампании, с которой в ближайшие месяцы нам предстоит столкнуться…

Материал “Шмелёва”, судя по его объему и содержанию, также готовился не один-два дня. Вероятнее всего, он был написан еще в Октябре, сразу же по следам определенного события, но, очевидно, дожидался своего часа. Это событие называется с первых же строк аналитической записки: “4 октября 2002 года в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась "общественно-церковная конференция исследователей истории, архивистов и писателей на тему "Исторические мифы и реальность", которая, как сообщили организаторы, была проведена "по благословению, данному незадолго до своей кончины приснопамятным Протоиереем Николаем Гурьяновым"”.

Чего же ждал разработчик пропагандистской методички, ведь большая часть материалов конференции “Исторические мифы и реальность” — практически все доклады и выступления — появились на сайтах “Русская Линия” и “Благословение” ещё в первой половине Октября? Автор методички вовсе не собирался полемизировать с серьёзными историографическими и церковно-историческими аргументами, которыми оперировали докладчики на самой конференции. В таком случае это была бы персональная полемика с отдельными авторами, которая только создала бы рекламу свежим научным аргументам, введенными в оборот их исследованиями. Это совершенно не входило в его задачи.

Думаете, он ждал вдохновения? Нет. Он ждал слияния многих разрозненных целей в одну, сгруппированную, чтобы разбираться не с разрозненными исследователями, растворенными по жизни в общецерковном движении и ничем, кроме этого движения, между собой не связанными. Нужна была четко очерченная “околоцерковная” партия.

[…]

Нечто подобное и произошло на XI Рождественских чтениях, когда множество разрозненных, мало связанных между собой православно-патриотических изданий, совершенно бесцеремонно сгребли в одну кучу и поместили в свои расстрельные списки самозванные цензоры.

 

Наряду с критикой “непослушных” СМИ, “Секция православной журналистики” решила создать Ассоциацию православных журналистов, “которая объединит журналистов официальных церковных изданий”. Командовать “объединением” назначены Чапнин и Петрушко.

Уже существующий ''Клуб православные журналистов'' их не устраивал, так как, “организация, в состав которой входит газета ''Русский вестник'', не может служить основой для объединения церковных журналистов”.

''Клуб православных журналистов'' принял по этому поводу 30 января заявление, в котором сказано следующее:

“Нелепостью выглядит то, что лица, совсем недавно активно выступавшие против профессионального объединения православной журналистики, теперь берутся быть ''ответственными за объединение'', да еще позволяют себе декларации о том, что может и что ''не может служить основой для объединения церковных журналистов''. Совершенно недопустимым мы считаем внесение изданий, давно пользующихся уважением и вниманием православных читателей, в какие-то ''черные списки'', ''корпоративные'' (а хуже того - личные) ''листы ненависти'', на том основании, что они осведомляют читателя о реально существующих в церковной среде настроениях и проблемах. Именно такие выходки и могут привести к новым разделениям и расколам”.

Компанию, спрятавшуюся под вывеской Издательского совета, интересует отнюдь не единство православных СМИ. Это видно из того факта, что, если бы не провокационная позиция основных действующих лиц этой истории, то давно бы был создан и действовал Союз Православных Журналистов. Однако на его учредительном съезде именно группа “надконфессиональных” журналистов, группировавшихся вокруг изданий “НГ-религии” и “Соборность” сорвали попытку консолидации православных журналистов.

В Заявлении Клуба православных журналистов (“Кто пытается дробить православное журналистское сообщество?”) говорится:

“Идеология антицерковной деятельности, отработанная “НГ-религиями” и “Соборностью”, ныне активно используется силами, стремящимися вытеснить Русскую Православную Церковь из государственной и общественной жизни, расчленить ее по границам РФ, а внутри России раздробить на враждующие друг с другом юрисдикции, лишить, таким образом, наш народ и государство великого стержня, которым является Русская Православная Церковь. Так, именно НГР и “Соборность” стояли у истоков и идеи воссоздания “совета по делам религии”, которая до сих пор муссируется антицерковными силами. Именно постоянный автор “СоборностиАлександр Тяхта пропагандировал идею, что Русская Православная Церковь опасна для общества и “европейской интеграции.

Именно на “Соборности” был озвучен крупнейший в постсоветской истории политический донос на Русскую Православную Церковь, что она, якобы, пытается противопоставить себя государству. Этот донос, являющийся, по сути, идеологическим обоснованием новых гонений на Русскую Православную Церковь, основывался на пункте Социальной Концепции РПЦ, согласно которому Церковь может отказать в доверии государству, если его действия смущают совесть верующих.

Летом 2001 года создатели “Гильдии религиозной журналистикиМедиа – Союза и “СоборностиСергей Чапнин и Александр Морозов приглашаются на работу в Издательский Совет Русской Православной Церкви, с тем, чтобы поднять профессиональный уровень “Московского церковного вестника” … Чапнин и Морозов продолжают быть активными деятелями “Гильдии религиозной журналистики” и соучаствуют во всех антицерковных делах ее руководства. Один из лидеров “Гильдии” вопреки позиции Священноначалия Русской Православной Церкви продолжает пропагандировать идею создания “госоргана по делам религий”, распространяет “Рекомендации по освящению религиозной тематики СМИ”, в которых призывается “освободить государство от Церкви”, перед которой оно, якобы, капитулировало.

Редактор возглавляемого Щипковым портала “Религия и СМИ” - тоже слуга двух господ. Продолжая оставаться консультантом богословской комиссии РПЦ, он публично выступает против преподавания Основ православной культуры в школах, нападает на Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла за то, что он посмел констатировать факт, назвав Россию православной страной”.

Таким образом, вчерашние сотрудники “НГ-Религии” и “Соборности”, а ныне – “православные журналисты”, окопавшиеся в Издательском совете и вокруг него, пропагандируют между тем, необходимость создания “госоргана по делам религий”, “полезность сосуществования разных церковных юрисдикций” в России и “необходимость предоставить автономию и автокефалию на Украине” и т.п.

 

Еще один важный аспект в деятельности данной группировки – это постоянное муссирование слухов о создании так называемого “православного Медиа-холдинга”. И на XI Рождественских чтениях эта идея так же была озвучена.

Неделю спустя прошла пресс-конференция “Медиа-холдинг Русской православной церкви”, в которой участвовали все те же прот. Владимир Силовьев (гл. ред. ЖМП, председатель Издательского совета МП), Александр Щипков (председатель Гильдии религиозной журналистики), Сергей Чапнин (редактор МЦВ), плюс Виктор Хруль (главный редактор российской католической(!) газеты "Свет). Щипков заявил, что: “последние десять лет идет формирование христианского медиапространства, и не удивительно, что религиозные объединения ищут новые формы организации своих СМИ”. А Чапнин раскрыл планы такой “организации”: “Первым этапом создания холдинга должно стать координирование действий уже существующих православных СМИ … И только после этого эти СМИ должны быть интегрированы в холдинг”.

Упомянул Чапнин и о видах на интернет. Он заявил, что в настоящий момент задача состоит в том, чтобы попытаться объединить церковные онлайновые ресурсы и создать “единое духовное пространство в интернете”. Вполне понятное беспокойство: из 700 религиозных (не православных?) сайтов, по словам Чапнина, под “контролем церкви” находится всего 5.

Да, тут пахнет не медиа-холдингом, а монополией на духовную жизнь общества. И монополией вовсе не Церкви, а маленькой, но весьма активной группировки внутри Издательского отдела.

 

Даже при беглом обзоре деятельности “борцов с сектантами”, легко просматриваются два основных ее направления.

Во-первых, дискредитация православных патриотов, прежде всего, национально мыслящих журналистов, писателей, ученых – тех, кто может влиять на общество, анализировать, давать рекомендации. В наше безвременье, когда у России нет национального правительства, необходимость таких людей для возрождения страны и народа является непременным условием.

С этим связано и давление на православно-патриотические СМИ, связывающие, подобно нервам, православных во всех концах нашей страны. Прервать эту связь и уничтожить (пока что морально) всех, кто стоит на пути, смешать их с грязью – такова первая задача этой группировки.

Вторая, и собственно, основная их задача – подмять под себя все средства массовой информации, имеющие отношение к духовной жизни, установить в области веры идеологическую монополию определенной группировки, представителями которой они являются. Собственно, это заговор против Русской Православной Церкви с целью полностью подчинить ее своему влиянию.

Нет ничего удивительного, что знакомство с деятельностью этой группировки приводит к тому же выводу, к которому уже пришел ранее “Русский Вестник”:

“ЖИДОВСТВУЮЩИЕ УГНЕЗДИЛИСЬ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ”

В размещенном 18.02.2003 на интернет-сайте “Русского Вестника” (http://www.rv.ru) материале под таким заголовком дается подробный анализ антицерковной деятельности вышедших из недр “НГ-Религия” журналистов:

Еще в мае 2001 года в номере 20-21 ''Русского Вестника'' была помещена статья ''Борьба с Церковью - новый этап, новые лозунги, новые лица. Задачи старые''. В статье … констатировалось: ''Русская Православная Церковь оказалась перед фактом объявленной ей ''информационной войны'' и очередных попыток поставить ее под контроль новоявленных ''цензоров'', пытающихся навязать Церкви, обществу и государству свои более чем субъективные и спорные воззрения, многие из которых попросту противоречат и национально-государственным интересам России.

В последнее время наибольшую активность проявляет ряд деятелей, группирующихся вокруг ''Независимой газеты'', приложения к ней ''НГ-религии'' и интернет-сайта ''Соборность''. Главный редактор ''НГ-религии'' г-н Шевченко со своим коллективом сотрудников и постоянных авторов-единомышленников (А. Морозов, С. Чапнин, Щипков, А. Кырлежев и др.) представляют свое издание как якобы нейтральную информационную площадку, на которой представители разных мировоззрений … и идейных течений могут встречаться и спокойно дискутировать друг с другом. …в действительности дело обстоит совсем иначе''.

Вскоре после публикации этой статьи ''НГ-религии'' были закрыты, господина Шевченко взяли пропагандировать новообновленчество на радио ''Маяк'', а Чапнин был принял протоиереем Владимиром Силовьевым (учившимся в духовном учебном заведении под фамилией Петкевич) на должность ответственного редактора ''Московского церковного вестника'', где он первым делом снял с титула изображение православного креста. Именно ''МЦВ'' стал площадкой, на которой угнездились упомянутые лица и их подельники. При этом они, видимо, не без помощи высокопоставленных покровителей все глубже внедрялись в органы исполнительной власти. Так, А. Морозов стал ответственным сотрудником администрации Президента РФ, а А. Щипков занял высокую должность в Минпечати, откуда сразу же начал оказывать давление на православные СМИ.

…По своему значению в борьбе против Русской Православной Церкви, в стремлении поссорить ее с государством их стали называть последователями ереси жидовствующих, угнездившимися, к сожалению, в одном из важнейших отделов Московского Патриархата. Утверждают также, что они являются креатурами полпреда Президента РФ в ПФО Кириенко и тесно связаны с толкачами проекта ''русский ислам'', на внедрение которого, по некоторым сведениям, выделяется до двух миллиардов долларов в год…

Именно эти люди навязывали создание нового государственного органа по связям с религией, несмотря на то, что против этого неоднократно выступал Святейший Патриарх Алексий II, который прямо заявил, что с теми чиновниками, которые выступают за создание подобного органа, Церковь сотрудничать не будет. Руководитель гильдии религиозных журналистов Медиасоюза Щипков говорил о необходимости спасти государство от Церкви, которая проникла всюду - в школы, армию, тюрьмы... Александр Морозов, пишущий под псевдонимом Тяхта, не раз выступал в поддержку суздальских раскольников, пытался поссорить с Церковью администрацию Президента РФ, заявив от имени одного из ее руководителей, что Церковь - это коллективный олигарх. К. Крылов, редактор отдела политики газеты ''Консерватор'', утверждал, что РПЦ должна постигнуть судьба СССР - она должна распасться. Упоминаемый среди инициаторов очернительского итогового документа священник Борис Михайлов недавно выступил с нападками на почитание Державной иконе Божией Матери.

Даже среди самых либеральных журналистов мало кто верит в то, что патриоты стремятся к расколу: “…если взглянуть на ситуацию честно, то каждому епархиальному архиерею и каждому приходскому батюшке ясно: никакой реальной опасности "правого раскола" нет... Понимают ли это церковные публицисты и "пиарщики", которые вопиют об опасности и даже неизбежности "правого раскола"? Очевидно, понимают. Нынешняя кампания по борьбе с этим виртуальным расколом – идеальный способ реабилитировать левую, либеральную церковную риторику и идеологию, объявленную вне закона в середине 90-х, в период борьбы с "левым уклоном"” (“Хотят ли "правые" войны? ...А главное - могут ли?”, Портал Кредо.Ру, 04.03.03).

Понятно, что под крики о “правом расколе” к власти в Церкви рвутся вполне определенные силы – и силы совсем не православные, как видно из всего вышесказанного.

Однако задача захвата власти в Церкви невозможна без того, чтобы не выставить “своего епископа”. Ведь, какими бы умными не казались сами себе наши почтенные оппоненты, этого недостаточно, чтобы претендовать на высший церковный пост.

Впрочем, и здесь есть некоторые соображения. Так, в уже упомянутом заявлении Клуба православных журналистов “Кто пытается дробить православное журналистское сообщество?” точно подмечено:

“Как известно, с целью дестабилизации РПЦ антицерковное лобби активно использует технологии сталкивания наших иерархов и различных внутрицерковных структур. Примером использования таких технологий является отвратительная статья Сергея Бычкова в МК от 24 декабря, которую с удовольствием перепечатал раскольнический “Портал-Credo.ru”.

В этой статье обильно льется грязь практически на всех членов Священного Синода Русской Православной Церкви и других уважаемых иерархов, но, почему-то управделами МП митрополит Солнечногорский Сергий описывается как “луч света в темном царстве”. Видимо, Бычков хотел оказать услугу владыке Сергию. Но услуга оказалась вполне медвежьей”.

Как, впрочем, и другие услуги господ из Издательского отдела.