Существует множество определений государства, наиболее общим из которых представляется понимание его, как формы самоорганизации общества, характеризующейся единым в пределах некоторой соответствующей ему ограниченной территории социальным, экономическим, политическим, правовым, организационно-управленческим пространством с жестко детерминироваными правилами определения принадлежности к оному (т.е. с тем, что прежде называлось подданством, а теперь гражданством). До самого последнего времени упомянутое единство обеспечивалось, главным образом, тем, что и общество и государство были национальными, т.е. образовывались вокруг одного из входящих в их состав народов, доминирующего культурно и, как правило, численно.
Однако сегодня такому положению, можно сказать, пришел конец. Шенгенское соглашение (1987 г.), 25-я сессия давосского форума (1996 г.), официально зафиксировавшая глобализацию, как магистральное направление развития человеческого сообщества привели к тому, что уже в 2000-м году лидеры восьми ведущих в военном, политическом, экономическом отношении держав объявили на своей ежегодной встрече в Окинаве о неуклонном намерении переделать мир в "единое информационное общество". Последующие саммиты "большой восьмерки" только последовательно детализовали этот проект. Генуя (2001 г.) фактически инаугурировала мировое правительство, наделила его полномочиями и определила пути, направления и формы экономической экспансии. Кананаскис (2002 г.) положил начало так называемому "глобальному партнерству", основным предназначением которого наряду с "борьбой с угрозами миру, демократии, стабильности, процветанию и развитию" является формирование транснациональных организационно-управляющих структур, занимающихся среди всего прочего и единым по всему миру стандартом удостоверений личности, а также способами ее биометрической идентификации и отслеживания всех осуществляемых людьми перемещений путем направления вдоль оных упреждающей информации о каждом из путешествующих. Но все это, по сравнению с печальными для национальной государственности результатами встречи в Эвиане, только "цветочки".
Во-первых, впервые в истории официальный документ ("Декларация “группы восьми”: Поощрение роста и содействие формированию ответственной рыночной экономики") зафиксировал представление о мировом хозяйстве не как о совокупности экономик национальных государств, а как о поле взаимодействия транснациональных корпораций и территориальных администраций, управляющих жизнедеятельностью общества в пределах, можно сказать, бывших национальных государств.
Во-вторых, главы восьми ведущих держав столь же официально ("Декларация “группы восьми”: Поощрение роста и содействие формированию ответственной рыночной экономики", "Декларация “группы восьми”: Борьба с коррупцией и повышение транспарентности") установили, что подобная организация мирового экономического пространства соответствует "благотворному духу глобализации", и нуждается лишь в некоторой правовой системе, обеспечивающей единые и унифицированные правила рыночной деятельности. В качестве первого шага в этом направлении стало определение в качестве "контролеров" за течением этого процесса таких глобальных финансовых организаций, как МВФ, МБР, Всемирный банк и т.п., по отношению к которым как транснациональные корпорации, так и территориальные администрации должны быть полностью "транспарентными", т.е. прозрачными в своем финансово-хозяйственном взаимодействии".
В-третьих, Всемирная торговая организация (ВТО) официально была признана главным экономико-социальным менеджером, управляющим глобальной рыночной системой и обеспечивающим устойчивое развитие всечеловечества ("Совместные действия "группы восьми" в области торговли"). И прежде, начиная с Окинавского саммита, взявшего курс на построение информационного сетевого общества, ВТО делегировались все возрастающие полномочия социального распорядителя, но никогда еще этот надгосударственный институт не получал подобного организационного статуса, позволяющего открыто вмешиваться в устроение жизни людей в подавляющем большинстве стран мира.
В-четвертых, развивая итоги саммита в Кананаскисе и опираясь на "необходимость глобальной контр-террористической деятельности", участники встречи в Эвиане фактически договорились об основах и начале создания глобальной полицейской системы ("План действий "группы восьми": Укрепление международной политической воли и потенциала для борьбы с терроризмом").
В-пятых, продолжая "бороться с терроризмом" и развивая "глобальное партнерство", главы "восьмерки" назначили себя глобальными же контролерами за осуществлением любых ядерных программ, как военных, так и мирных.
В-шестых, если в Генуе и Кананаскисе еще только шла речь об установлении координации и взаимодействия в некоторых областях науки и техники, то в Эвиане жестко определено, что контролируемым и поощряемым будет развитие средств и систем глобального наблюдения, энергетических технологий (прежде всего, локальной и возобновляемой энергетики) и генетически модифицированных продуктов сельского хозяйства, т.е. тех отраслей, которые необходимы для ускоренной трансформации общества и государства во всемирную локально-распределенную "Сеть".
В-седьмых, "большая восьмерка" определила для всех глобальные транспортные правила и, соответственно, правила удостоверения и идентификации личности, узаконив электронные - "очипованные" - карточки-паспорта, включающие в себя как соотнесение личности каждого жителя Земли с персональным идентификационным номером (продублированным в явном виде штрих-кодовым начертанием), так и связанную с ним дополнительную биометрическую информацию - дактилограмму (отпечатки пальцев) и иридограмму (структуру радужки глаза).
И, наконец, в-восьмых, организаторы саммита в Эвиане сделали все, чтобы его решения распространялись и выглядели законными и обязательными для всего мира: если следовать официальным коммюнике, то на этой встрече ее организаторы постарались собрать представительство "80% жителей Земли и производителей 86% мировой продукции".
Подводя итог, можно констатировать, что решения саммита в Эвиане практически разрушили все то, что позволяло рассматривать национальное государство, как целостную форму самоорганизации общества. Причем последствия выданных там директив, проявят себя отнюдь не когда-то в отдаленном будущем, а в самое ближайшее время. Здесь для России и интеграция в пространство Единой Европы, намерение о котором было заявлено на саммите ЕС - Россия (май 2003 г., СПб.) с последующим переходом к безвизовому транзиту граждан России через европейские страны. Единственными просматриваемыми для этого возможностями являются вступление в нашего государства Шенген или в аналогичную ему глобальную империю. Последнее представляется более вероятным, поскольку сроки раздачи всемирных паспортов, о которых договорились главы "большой восьмерки" еще в Кананаскисе и подтвердили в Эвиане начинаются уже с первого января 2004 года.
И это будут отнюдь не только загранпаспорта, как можно было бы подумать, читая выступления министров внутренних дел "группы восьми" в период их совещания в Париже в мае с.г., а паспорта мирограждан, охватывающие наподобие "Карты москвича" практически все стороны социальных взаимодействий человека. Как заявил на коллегии министерства, посвященной вопросу информатизации органов власти и российского общества, глава МЭРТ РФ Герман Греф (CNews, 06.06.2003), "это будет пластиковая карта, "содержащая всю информацию о гражданине", - не только по идентификации личности, но и по взаимодействию гражданина с органами власти... Это будут данные о взаимодействии с налоговыми органами, о пенсионном обеспечении, о субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг, о медицинском обслуживании и другая информация. Все эти сведения о гражданах будут интегрированы, по словам министра, в единую базу данных. Так что можно уверенно говорить, что на смену "новому паспорту", еще не успевшему сделать и первых своих шагов в жизнь, уже подготовлен новый, отвечающий "глобальным договоренностям", напичканный цифровой и биометрической идентификацией личности, позволяющий надежно отслеживать все ее социальные перемещения.
Впрочем, не только Отечество, "интегрировавшееся в Единую Европу", не только оруэлловская тотальная слежка может после Эвиана рассматриваться, как ближайшая перспектива для каждого из нас. Другая головная боль - небезопасные для здоровья, запрещенные почти по всему миру, но рекомендованные верховными строителями "нового мирового порядка" дешевые генетически модифицированные продукты, соглашение о поставках которых в нашу страну уже подписано, причем через некоторое время их производство будет налажено и российскими сельскохозяйственными предприятиями (см. http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2003/05/06/40892).
Можно назвать также и, по крайней мере, одно международное последствие решений Эвиана. Вслед за США, чья военная доктрина предполагает превентивные удары по тем, кто рассматривается как угроза национальным интересам этой страны, последний саммит "большой восьмерки" подтолкнул и Евросоюз объявить о своей готовности "проводить военные операции против террористических организаций или государств, получивших ядерное, химическое или бактериологическое оружие в нарушение международных соглашений" (см. http://lenta.ru/world/2003/06/16/force/). "Когда такие меры, в том числе политический диалог и дипломатическое давление оказываются исчерпанным, в соответствии с VII главой устава ООН и международным законодательством могут использоваться силовые методы", - так гласит принятый Евросоюзом документ. А это означает, что теперь повода для войны больше искать не нужно, и она всегда будет висеть над головой всякого, кто недостаточно силен, но стремится сохранить самобытность и независимость и к тому же имеет важные для "глобального хозяйства" ресурсы. Как грустно шутили во время американской агрессии против Ирака: "Если вы еще не поняли прелестей "нового мирового порядка", то тогда мы летим к вам..."