Планы создания европейских оперативных сил «подрывают» НАТО и угрожают американским глобальным претензиям
Планы реформирования военной стратегии ЕС представляют собой «одну из самых серьезных опасностей трансатлантическим отношениям». Во избежание кризиса внутри НАТО необходимо срочно созвать заседание политического совета Североатлантического альянса и на нем принять решение, согласованное с Соединенными Штатами.
Такое заявление сделал представитель США при НАТО Николас Бернс (Nicholas Burns). По его словам, на нынешнем брюссельском саммите Евросоюза ход обсуждения планов создания оперативных вооруженных сил ЕС заставляет американцев требовать своего участия в этой дискуссии. Иначе некоторые основополагающие пункты Североатлантического пакта могут потерять смысл.
Бернс говорит о кризисе в альянсе не в первый раз. Например, в феврале этого года американский представитель бил тревогу в связи с отказом ряда европейских стран-членов НАТО поддержать Турцию в случае возможного конфликта с Ираком. Сейчас проблема еще серьезнее, поскольку европейцы, по мнению американцев, «подкапываются» под самые основы оборонной стратегии стран Запада.
Собственно, попытки подкопа предпринимались очень давно – чуть ли не с конца 50-х годов, когда на волне первого еврообъединения (Римский договор) было заявлено создание Европейский оборонительных сил (ЕОС). На протяжении многих десятилетий, однако, такие проекты не могли осуществиться, прежде всего в силу необходимости укрепления европейско-американских отношений на фоне острого противостояния с Варшавским договором. Однако распад последнего и наступление нового этапа европейской интеграции, включая введение новой валюты, имели закономерным следствием возобновление и общих оборонительных планов Старого света.
Еще в 90-е годы видный деятель германской социал-демократии, будущий министр финансов Германии Ханс Айхель (Hans Eihel) громко потребовал «прекратить безобразие национальных армий», поскольку таковые, по его мнению, являются слишком дорогим и неэффективным инструментом оборонительной доктрины в сложившихся условиях. Созданиеединых ВС не только усилило бы обороноспособность западной части континента, но и способствовало бы, например, преодолению раздробленности европейского рынка вооружений. Хотя эту идею в целом поддержали некоторые политики из других стран, в таком радикальном виде решено было ее пока не развивать хотя бы по причине сохраняющейся разницы в принципах комплектования армий в той же Германии и других странах Союза и щекотливых бюджетных вопросов. На первый план пока вышло создание Европейских сил быстрого (или кризисного) реагирования.
После кризиса в Косово и конфликтов в других горячих точках министры обороны европейских стран пришли к выводу, что именно такие силы определят в ближайшем будущем мир и безопасность на планете. Поэтому в «договоре Ниццы» вместе с декларацией о готовности к принятию Европейской конституции оговаривалось и стремление к общей оборонительной политике. В течение короткого времени были созданы такие структуры, как Комитет по политике и безопасности, Военный комитет и, наконец, Военный штаб ЕС. Однако до сих пор это органы командования существуют без армии, так как корпус быстрого реагирования находится только в проектной стадии. Предполагается, что 60-тысячный корпус, созданный по образцу сил быстрого развертывания НАТО, за два месяца должен быть готов к передислокации в любую точку планеты для ведения там миротворческих и иных операций. Собственно оборону, по заявлениям лидеров стран ЕС, пока необходимо оставить в ведении сил Североатлантического альянса.
Тем не менее Соединенные Штаты с самого начала отнеслись к этой затее с очень большим подозрением. Во-первых, планы коллективного миротворчества подразумевали коллективный отпор «угрозе миру» в любой точке мира, в том числе и той, которую Штаты могли посчитать сферой своих интересов. Во-вторых, некоторые положения этих планов противоречили 5-му пункту Североатлантического договора (о совместном отпоре нападению на одну из стран-членов НАТО). В-третьих, было понятно, что на создании оперативных сил европейская военная интеграция не остановится. Общая валюта – а теперь и продекларированное стремление к общему сверхгосударству со всеми его атрибутами – требуют и создания общих силовых структур, и армии особенно. А это новый вызов глобальному доминированию Америки – новый после введения евро.
До того момента, пока обсуждение этих планов не перешло в практическую плоскость, США старались сильно «не мутить воду». У них был расчет на то, что страны ЕС не смогут придти к компромиссу в таком чрезвычайно сложном вопросе. Особенно большие надежды возлагались на позицию Тони Блэра, который до сих пор активно держался позиции «военной дружбы» с Америкой. Однако британский премьер, кажется, не оправдал этих надежд, так как вместе с Жаком Шираком, Герхардом Шредером и бельгийцем Ги Верхофштадтом в Брюсселе поддержал идею самостоятельных европейских оперативных ВС. Однако еще не факт, что такие силы возникнут прямо завтра – трения по вопросам финансирования и, что не менее важно, управления этими соединениями сохраняются. Однако движение в этом направлении – направлении европейского «вооруженного бунта» – все сильнее, и Совет политического руководства НАТО, экстренно собирающийся 20 октября по требованию американской стороны, наверняка пройдет очень непросто.
Отдел политики
Алексей Виноградов
РБК от 18 октября 2003 года