Владыка, 12 декабря состоялась встреча священноначалия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви с Президентом Республики Беларусь Александрой Лукашенко. Кто был инициатором этой встречи и о чем шел разговор?
Это встреча плановая. Дело в том, что существует договоренность между Синодом и Президентом о таких встречах. Они состоялись уже не раз, и даже в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия, когда он находился с визитом в Беларуси.
Здесь перед Президентом ставились вопросы, которые волнуют Церковь сегодня. Это были вопросы, касающиеся претворения в жизнь нового Закона «"О свободе совести и религиозных организациях", вопросы, касающиеся налогообложения и бухгалтерского отчета, или отчета для видов деятельности приходов в связи с новым законом о налогообложении. Затрагивался вопрос о взаимодействии Церкви и государства в воспитании подрастающего поколения, поскольку Церковь очень обеспокоена состоянием общества, понимает проблемы и желает помочь государству воспитывать молодежь в традициях белорусского народа, нравственности, в любви к своему Отечеству, своему родному краю. Это очень необходимо и важно для будущего, как народа, так и нашего Отечества.
Церковь высказала обеспокоенность о непрекращающихся попытках во что бы то ни стало спровоцировать церковный раскол на Беларуси. Эта опасность идет по двум направлениям. С одной стороны это те. кто обвиняет Церковь в экуменической деятельности и стараются навязать людям так называемую истину Православной Церкви, истину православной веры. С другой стороны это те, кто приходит извне и пытается навязать Церкви, народу так называемую белорусскую автокефальную церковь, независимую ни от кого, как они говорят. Те, кто более десяти лет назад провозгласили Православие своим главным врагом, пытаются сейчас, сегодня, при помощи подкупа, клеветы, других неприглядных методов ослабить церковное каноническое единство Православной Церкви. И на данный момент в Беларуси пытаются найти недовольных священнослужителей, которые запятнали святость своего сана, и с их помощью организовать такие вот управления как «автокефальная церковь» или «истинная православная церковь». Конечно, центры этих направлений в США.
Церковь, я повторюсь, обеспокоена нравственным состоянием общества, народа, и Церковь, Синод высказал Президенту свои пожелания, что политику в сфере общественной морали будут определять не проворные дельцы, наживающиеся на торговле духовной отравой, а дальновидные государственные руководители, осознающие тесную связь нравственного здоровья людей с миром и порядком в государстве.
— Владыка, Президент сказал такие слова, которые несколько смутили людей, мол, «мы не допустим раскола в Церкви». Смущение, возможно, идет от узкого понимания этих слов. Что же глава государства имел в виду?
—Здесь имелся в виду факт попытки внедрить на территории Беларуси неканонические движения. И эта попытка осуществляется руками недовольных священнослужителей, которые так или иначе нарушают каноны Церкви, нарушают церковную дисциплину, и когда Церковь в лице епископа призывает их к ответственности, они не же-лают подчиняться каноническим прошениям правящего архиерея. А расколоть Церковь -— значит расколоть общество, как это произошло на Украине, где параллельно существуют две неканонические православные церкви и каноническая Православная Церковь. Тем дельцам, совершенно политическим дельцам, хочется расколоть общество. По политическим принципам белорусское общество расколоть не удалось, поэтому сейчас у них подход другой — расколоть по причинам церковным. Это цель. Ведь многие знают высказывание Збигнева Бжезинского, который как-то сказал: «Советский Союз мы раскололи, мы победили, теперь единственным нашим врагом остается Русская Православная Церковь». А она едина, имеет епархии во всех республиках бывшего Советского Союза. Как Союз распался, так сразу появились и люди, желавшие, чтобы в каждой республике появилась своя автокефальная церковь. Цель—отколоть Церковь от центра, от Святейшего Патриарха. Это удалось сделать лишь только на Украине, причем, повторюсь, руками самих священнослужителей.
Вот это имел в виду Президент, когда данный вопрос был затронут Владыкой митрополитом в своем докладе. Президент сразу отреагировал, что он не допустит вмешательства извне политических дельцов, которые хотят расколоть и Церковь, и общество, ведь общество, которое не едино,—слабое общество.
—Владыка, на следующий день, то есть 13 декабря, состоялось Заседание Синода Белорусского Экзархата. Какие там рассматривались вопросы?
— Да, под председательством Преосвященнейшего
митрополита Филарета состоялось Заседание
Святого Синода Белорусской Православной Церкви,
на котором решались важные вопросы жизни Церкви,
приходов, решались вопросы о более активной
работе духовенства в тюрьмах, был поставлен
вопрос о назначении священнослужителей для
окормления осужденных на вольном поселении.
Обсуждался вопрос обращения белорусского
казачества с просьбой о взаимодействии их с
Церковью.
Рассматривалось письмо Министерства обороны РБ,
точнее, начальника Управления
морально-психологического обеспечения
подполковника Сераштана с тем, чтобы Церковь
помогла Министерству уточнить неизвестные и
неучтенные захоронения воинов и мирных жителей,
погибших в годы Великой Отечественной войны на
территории Республики Беларусь.
Кроме этого, рассматривались покаянные письма клириков Брестской епархии, запрещенных в священнослужении. Это письмо протоиерея Иоанна Грудницкого, который нарушил канонические правила, да еще и ушел в раскол, в так называемую белорусскую автокефальную церковь. Синод не снял с него запрещения, дал ему время для раскаяния, предупредив при этом, что если еще будут нарушения канонических правил, то он будет лишен сана.
Второе письмо, тоже покаянное, заштатного клирика Брестской епархии, запрещенного в служении, протоиерея Николая Коренчуха, который был запрещен за нарушение церковной дисциплины и устроение смуты в приходе поселка Ружаны (Свято-Петропавловская церковь). Он же не подчинился Правящему Архиерею Владыке Софронию. Синод запрещение оставил в силе, поскольку вот уже семь месяцев храм захвачен группой людей и закрыт. Там не совершается Божественная литургия, а вновь назначенный священник не допускается этой группой к служению. Синод предупредил протоиерея Николая Коренчука, что если он не подчинится решению Священного Синода, то будет поставлен вопрос о лишении его священнического сана.
— Владыка, что значит запрещение?
—Это значит, что священник не может совершать никаких богослужений: они недействительны. Запрещения, как правило, дается на какое-то время до исправления. Если человек исправился и покаялся в своих проступках, то запрещение снимается тем архиереем, который наложил прошение. Если покаяния и исправления не следует, то такой человек лишается сана и становится мирянином.
Обязательно хотелось вот еще что сказать: каждый из архиереев при общении с Президентом имел возможность задать главе государства вопросы, которые очень важны для верующих людей, вопросы, с которыми люди наиболее часто обращаются в епархиальные управления за разъяснением, советом и т.д. С моей стороны последовала больше просьба, чем вопрос—нужна альтернатива при выдаче гражданских паспортов: если гражданин Республики Беларусь не желает получать паспорт, в котором есть так называемый личный номер, то ему, трепетно относящемуся к вопросам веры, следует дать возможность получить равнозначный документ, но в котором этого личного номера не будет. Это касается и пластиковых карточек социального характера. Президент лично записал эту просьбу и дал обещание, что и этот вопрос будет рассмотрен.
Геннадий ПЕВЧУК
ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК- январь 2003 г.
Г. Брест