Ни в одном городе нашей необъятной Отчизны нет, наверное, такого хитрого градоначалия, как в Москве. Ну, понятно, что шибко грамотных москвичей на хромой козе необъехать: только начнешь надевать на них ошейник электронно-цифрового контроля, как они сразу же письма писать, в газетах ругаться, в суды жалобы подавать. Но есть и на них управа - а что если разбить один стратегический план на тактические фрагменты, завести на каждый из них самостоятельный документ-постановление, в котором черное черным ни одним намеком не называть? Так московское правительство и поступило.
В руки редакции журнала "Первый и Последний" попало-таки Постановление Правительства Москвы, регламентирующее введение Единых информационно-расчетных центров и единых же платежных документов за все виды коммунальных услуг. Ранее мы уже неоднократно писали о том, что именно быт станет тем тараном, посредством которого московские власти накинут на горожан петлю электронной слежки посредством "Карточки москвича", принудят взять электронные паспорта, "добровольно" перекрестят цифровым именем. Так все оно и обстоит.
Фигуранты все те же: Правительство Москвы, АКБ "Банк Москвы", ГУП "Городской центр жилищных субсидий", ГУП "Дирекция единого заказчика". И схема все та же - предельно простая в своем безобразии.
АКБ "Банк Москвы" - в центре всего. Он навязывает договора так называемым уполномоченными банкам (на самом деле, фактически, одному "Сбербанку"), осуществляющим прием платежей населения, предоставляет им с этой целью программное обеспечение, исключающее иные, кроме единой, формы платежных документов, открывает собственные операционные кассы в Единых информационно-расчетных центрах по месту жительства. Правительство Москвы выламывает руки зависимым от него московским предприятиям, предоставляющим жителям столицы коммунальные услуги (в том числе, даже таким крупным и самостоятельным, как ГУП "Мосгаз", ГУП "Мосгортепло", ГУП "Теплоремонтналадка", ГУП "Мостеплоэнерго") и связует этот весь искусственно-созданный производственно-банковский конгломерат в единую систему посредством Московской оптико - волоконной сети. И, наконец, ГУП ДЕЗ и ГУП ГЦЖС берут за горло несчастных москвичей, которые в условиях фактически монопольного назначения со стороны московского правительства цен на жилье и коммунальные услуги и невозможности просить от него какой-либо материальной помощи (даже той, что положена по федеральным законам), минуя получение личного кода и социальной карты, оказываются в совершенно безвыходном положении.
К тому же, даже и захоти они презреть шантажистов-чиновников, им все равно без атрибутов электронного паспорта - личного кода и его записи в штриховом выражении - не обойтись уже даже сейчас, когда система еще только "раскачивается" и не работает на полную мощь: без этих реквизитов компьютерные кассы расчетных центров банков-приемщиков платежей не в состоянии оформить оплату жилья и услуг. А старые бланки принимаются все в меньшей и в меньшей степени.
Предвижу возражения: дескать, коммунальные платежи и "Социальная карта москвича" - вещи разные. Где это тут в документе написано о "СКМ"?
Отнюдь не так. Не буду упоминать о сравнительно древних документах, где прямо предусматривалось, что "Карта москвича" будет нести на себе функцию документа для оплаты жилья и коммунальных услуг. Обращу лишь внимание на несколько моментов:
1) В приложении 2 к обсуждаемому Постановлению в описании "Расчетной книжки по оплате жилищно-коммунальных услуг" приведены следующие поля: "Плательщик", "Адрес плательщика" и "Код плательщика". Последний с очевидностью является не закодированным именованием жилья (тут вполне было бы достаточно и адреса), а реквизитом того, кто в оном размещается, ибо
2) Жилец этот (а не помещение) имеет право на персональные льготы и субсидии, учитываемые при выставлении ему суммы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
3) Согласно Распоряжению Правительства Москвы "Об организации работ по созданию единого реестра социальных льготников Москвы и "Социальной карты москвича"" (от 29 декабря 2001 года N 585-РП) и Постановлению Правительства Москвы "О внедрении социальной карты для жителей города Москвы" (от 6 августа 2002 г. N 602-ПП) НИКАКИЕ (в т.ч. и жилищные) льготы и субсидии не возможны, минуя "Социальную карту москвича" (в том числе, и льготы федеральные: ""Социальная карта москвича" (СКМ) является персональным электронным ключом жителя Москвы, имеющего право на льготы. СКМ не отменяет действующие, установленные законодательством документы, подтверждающие право на получение льгот. Она выдается на основании этих документов и данных корпоративных систем и является учетным элементом системы предоставления льгот").
4) И более того, как свидетельствует Распоряжение Правительства Москвы "Об организации работ по созданию единого реестра социальных льготников Москвы и "Социальной карты москвича"" (от 29 декабря 2001 года N 585-РП): "После определенного временного периода для ... [каждой конкретной] ... категории льготников предоставление льгот по старым системам (без использования СКМ) прекращается". Это является еще одним свидетельством, что и жилищные льготы и субсидии, практически выраженные в новых "Единых платежных документах", являются одним из частных приложений "Социальной карты москвича".
5) И, наконец, последнее: новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг прямо сориентирована на систему Московской оптико-волоконной сети - "Электронную Москву", что означает и прямое соотнесение с "Единым регистром населения Москвы" и единым социальным номером льготника.
Так что все разговоры о том, что в платежках ставят свой "особый код" или "код квартиры", безосновательны. Адресат этого кода - безусловно Единый регистр населения Москвы (а, скорее всего, и Единый государственный регистр населения). Иными словами, Ю. Лужков со товарищи уже сейчас, не дожидаясь соответствующих федеральных законов, вовсю нумерует и переименовывает ничего не подозревающих москвичей. И в связи с этим возможен лишь один тип действий: обращаться с судебными исками к Правительству Москвы с обвинением в публичном оскорблении, выражающимся в присвоении человеку, как вещи, инвентарного номера и записи этого номера в виде штрих-кода. Кроме того, вне всякого сомнения, что подобные действия руководства столицей ведут к монополизации в ее руках банковского капитала, торговой системы, системы коммунальных услуг, а также изъятию у населения наличности и концентрации ее в АКБ "Банк Москвы". Все перечисленное является нарушением антимонопольного законодательства и также может составить предмет искового обращения в суд.
Редакция "ПиП"
_________________________________________________
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2002 г. N 476-ПП
О СОЗДАНИИ ЕДИНЫХ ИНФОРМАЦИОННО - РАСЧЕТНЫХ ЦЕНТРОВ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП "О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно - коммунального комплекса" и распоряжением Мэра Москвы от 13 мая 2002 года N 275-РМ "О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно - коммунальной реформы в интересах населения", в целях совершенствования системы обслуживания населения в жилищно - коммунальной сфере, в том числе информирования о предоставленных жилищно - коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них, отработки механизмов эффективного управления жилищным фондом и обеспечения благоприятных экономических предпосылок, необходимых для проведения всего комплекса мероприятий жилищно - коммунальной реформы, включая адресную социальную поддержку, информатизацию жилищного комплекса на уровне города, Правительство Москвы постановляет:
1. Признать целесообразным создание Единых информационно - расчетных центров (ЕИРЦ) в административных округах города Москвы и их отделений в районах города Москвы.
2. Установить, что ЕИРЦ создаются в составе ГУП "Дирекция единого заказчика" (ГУП "ДЕЗ") или в составе ГУП "Городской центр жилищных субсидий" (ГУП "ГЦЖС") в установленном порядке.
3. Возложить на ЕИРЦ выполнение следующих функций:
- формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно - коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий;
- организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно - коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно);
- оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг.
4. Установить, что при создании ЕИРЦ в составе ГУП "ДЕЗ":
4.1. ГУП "ДЕЗ":
4.1.1. Организует ЕИРЦ в сроки, обеспечивающие соблюдение Графика внедрения единого платежного документа для оплаты за жилищно - коммунальные и прочие услуги по административным округам города Москвы (приложение 1 к настоящему постановлению).
4.1.2. Представляет префектуре административного округа смету финансирования текущего содержания ЕИРЦ с учетом увеличения численности ГУП "ДЕЗ" (не более 2-3 человек) для выполнения функций, указанных в п. 3 настоящего постановления, а также смету на создание ЕИРЦ.
4.2. Префектуры административных округов:
4.2.1. Обеспечивают финансирование из бюджета города за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2002 год:
- создания ЕИРЦ - по статье расходов "Прочие мероприятия по реформе ЖКХ", а также целевых бюджетных фондов административных округов;
- текущего содержания ЕИРЦ - по статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", а также целевых бюджетных фондов административных округов.
4.2.2. Совместно с Управлением жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлением топливно - энергетического хозяйства города Москвы, Управлением городского заказа Правительства Москвы контролируют выполнение ЕИРЦ возложенных на них функций, а также своевременное заключение ГУП "ДЕЗ" соответствующих договоров с уполномоченными банками на прием жилищно - коммунальных платежей населения по единому платежному документу и других договоров, необходимых для обеспечения деятельности ЕИРЦ.
5. Установить, что при создании ЕИРЦ в составе ГУП "ГЦЖС":
5.1. ГУП "ГЦЖС":
5.1.1. Организует ЕИРЦ в сроки, обеспечивающие соблюдение Графика внедрения единого платежного документа для оплаты за жилищно - коммунальные и прочие услуги по административным округам города Москвы (приложение 1 к настоящему постановлению).
5.1.2. Представляет Департаменту финансов г. Москвы согласованную с Управлением городского заказа Правительства Москвы смету финансирования текущего содержания ЕИРЦ с учетом увеличения численности районных отделов ГУП "ГЦЖС" для выполнения функций, указанных в п. 3 настоящего постановления, а также смету на создание ЕИРЦ.
5.2. Управление городского заказа Правительства Москвы, Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управление топливно - энергетического хозяйства города Москвы контролируют выполнение ЕИРЦ возложенных на них функций, а также своевременное заключение ГУП "ГЦЖС" соответствующих договоров с уполномоченными банками на прием жилищно - коммунальных платежей населения по единому платежному документу и других договоров, необходимых для обеспечения деятельности ЕИРЦ.
5.3. Департамент финансов г. Москвы по заявке Управления городского заказа Правительства Москвы выделяет ГУП "ГЦЖС" ассигнования из бюджета города на создание и текущее содержание ЕИРЦ за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2002 год по статье расходов "Содержание и модернизация городского центра жилищных субсидий".
6. Управлению городского заказа Правительства Москвы совместно с Управлением жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлением топливно - энергетического хозяйства города Москвы и префектурами административных округов:
6.1. Осуществлять общее методологическое и информационно - техническое обеспечение и анализ деятельности ЕИРЦ.
6.2. Разработать в месячный срок типовой регламент технологического и административно - технического взаимодействия поставщиков услуг и ресурсов, жилищных организаций, ГУП "ГЦЖС", АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы", уполномоченных банков, осуществляющих прием платежей населения за жилищно - коммунальные услуги, и ЕИРЦ.
6.3. Совместно с АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" в июле 2002 года обеспечить разработку примерных форм договоров для осуществления технологического, юридического и финансового взаимодействия поставщиков услуг и ресурсов, ГУП "ГЦЖС", АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы", уполномоченных банков, осуществляющих прием платежей населения, и ЕИРЦ.
7. Обеспечить представление на участки ЕИРЦ в районах города Москвы в электронном виде в сроки, обеспечивающие соблюдение Графика внедрения единого платежного документа для оплаты за жилищно - коммунальные и прочие услуги по административным округам города Москвы:
7.1. ГУП "Мосгаз", ГУП "Мосгортепло", ГУП "Теплоремонтналадка", ГУП "Мостеплоэнерго", другим ресурсоснабжающим и жилищным организациям и поставщикам прочих услуг - информации о начислениях по услугам и ресурсам, а также сведений о перерасчетах, произведенных в связи с изменением тарифов.
7.2. ГУП "ГЦЖС" - информации о субсидиях и льготах по каждой предоставляемой услуге.
8. Префектурам административных округов совместно с ГУП "ГЦЖС" в июле 2002 года организовать и провести семинар по вопросам организации функционирования ЕИРЦ.
9. Управлению городского заказа Правительства Москвы, Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлению топливно - энергетического хозяйства города Москвы совместно с префектурами административных округов обеспечить представление в установленном порядке в Управление транспорта и связи Правительства Москвы заявок на подключение организаций к Московской оптико - волоконной сети в целях создания единой коммуникационной среды.
10. Утвердить форму и правила заполнения Единого платежного документа согласно приложению 2 к настоящему постановлению в целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ. Считать утратившими силу формы платежных документов поставщиков ресурсов и услуг с момента выставления потребителю Единого платежного документа.
11. Рекомендовать ОАО "МГТС" и ОАО "Мосэнерго" поручить подведомственным организациям, осуществляющим прямые расчеты с населением за поставку соответствующих услуг, в срок до 1 июля 2002 года заключить договоры с ГУП "ДЕЗ"/ГУП "ГЦЖС" о предоставлении в электронном виде информации по начислениям за услуги в разрезе каждого плательщика для внесения данных начислений в Единый платежный документ.
12. Принять предложения АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы":
12.1. Об обеспечении обработки платежей за жилищно - коммунальные и прочие услуги и их распределении в адрес поставщиков ресурсов и услуг на основании данных ЕИРЦ и информации о принятых платежах, поступающих в электронном виде из уполномоченных банков, в соответствии с договорами, заключаемыми согласно п. 6.3 настоящего постановления.
12.2. О рассмотрении в случае экономической целесообразности возможности открытия операционных касс "Банка Москвы" в ЕИРЦ.
13. Департаменту финансов г. Москвы:
13.1. Обеспечить финансирование текущего содержания ЕИРЦ в соответствии с согласованными Управлением городского заказа Правительства Москвы или префектурами административных округов сметами (пп. 4.1.2 и 5.1.2 настоящего постановления) за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2002 год по статьям "Расходы по эксплуатации жилищного фонда" и "Содержание и модернизация городского центра жилищных субсидий", осуществив перераспределение средств в сумме до 50 млн. руб. по статье "Прочие мероприятия по реформе ЖКХ" на указанные статьи.
13.2. На основании представленных смет на создание ЕИРЦ перераспределить средства, предусмотренные в бюджете города Москвы на 2002 год по статье "Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" в размере до 85 млн. руб., на статью "Прочие мероприятия по реформе ЖКХ" (по административным округам) и статью "Содержание и модернизация городского центра жилищных субсидий" и внести соответствующие изменения в ведомственную структуру и роспись расходов бюджета города Москвы на 2002 год.
14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы совместно с Управлением жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлением топливно - энергетического хозяйства города Москвы, Управлением городского заказа Правительства Москвы, префектурами административных округов, используя центральное и кабельное телевидение, московские, окружные и районные газеты, обеспечить проведение информационно - разъяснительной работы с населением города Москвы по внедрению новой системы расчетов и введению Единого платежного документа для оплаты жилищно - коммунальных и прочих услуг в соответствии с графиком его внедрения по административным округам города Москвы (приложение 2 к настоящему постановлению) взамен существующих в настоящее время форм платежно - расчетных документов на услуги жилищных и ресурсоснабжающих организаций.
15. Управлению городского заказа Правительства Москвы, Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту финансов г. Москвы, ГУП "ГЦЖС", префектурам административных округов совместно с АК "Московский муниципальный банк - банк Москвы" для организации ведения с 1 января 2003 года персонифицированных лицевых счетов граждан, являющихся участниками Московской городской системы субсидий или имеющих право на оплату жилищно - коммунальных и прочих услуг с учетом льгот:
- подготовить в IV квартале 2002 года распорядительный документ о предоставлении ГУП "ГЦЖС" права зачисления сумм субсидий и льгот в оплату жилищно - коммунальных и прочих услуг на персонифицированные лицевые счета граждан;
- в срок до 15 октября 2002 года разработать регламент взаимодействия, включая порядок и сроки обмена информацией, и форму договора для открытия и обслуживания персонифицированных лицевых счетов граждан.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 июня 2002 г. N 476-ПП
ГРАФИК
ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОГО ПЛАТЕЖНОГО ДОКУМЕНТА
ДЛЯ ОПЛАТЫ ЗА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ И ПРОЧИЕ
УСЛУГИ
ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ОКРУГАМ ГОРОДА МОСКВЫ
N п/п | Административные округа | Дата начала внед- рения ЕПД <*> |
1 | Зеленоградский | С 01.07.2002 |
2 | Западный | С 01.08.2002 |
3 | Юго - Восточный | С 01.08.2002 |
4 | Юго - Западный | С 01.08.2002 |
5 | Центральный | С 01.09.2002 |
6 | Восточный | С 01.09.2002 |
7 | Северный | С 01.10.2002 |
8 | Северо - Западный | С 01.11.2002 |
9 | Южный | С 01.12.2002 |
10 | Северо - Восточный | С 01.12.2002 |
<*> ЕПД - Единый платежный документ.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 25 июня 2002 г. N 476-ПП
-----------------------------------------------------------------¬
РАСЧЕТНАЯ КНИЖКА
ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
за "______________" ______ г.
Плательщик __________________________________________________
Адрес плательщика ___________________________________________
Код плательщика _____________________________________________
По всем вопросам, связанным с оплатой жилья, обращайтесь
в Единый расчетно - информационный центр ______________________
района по адресу: _______________________________________________
или по контактному телефону ____________________________________
-----------------------------------------------------------------
ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗВЕЩЕНИЯ - КВИТАНЦИИ НА ОПЛАТУ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Ежемесячное извещение - квитанция предназначено для оплаты жилищно - коммунальных услуг за отчетный месяц, указанный в поле "Период оплаты".
2. Плательщик не имеет права вносить исправления в извещение - квитанцию.
3. Плательщик может выбрать тип оплаты (без страховки или со cтраховкой). Для этого необходимо отметить знаком X один из квадратов рядом с соответствующим полем ("Итого к оплате" или "Итого с учетом страхования") в верхней и нижней частях извещения - квитанции. Отметка обоих квадратов не допускается.
4. Плательщик должен указать сумму оплачиваемого платежа (поле Оплачено") в соответствующем поле, расположенном в верхней части извещения - квитанции. При заполнении указанного поля необходимо четко и ясно указывать цифры (рубли и копейки), составляющие сумму платежа. Исправление (зачеркивание, обведение, вычеркивание и т.п.) цифр, составляющих сумму платежа, не допускается!
5. Плательщик должен поставить свою подпись и дату проведения операции по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствующих полях верхней и нижней частей извещения - квитанции.
6. При необходимости оплаты итоговых сумм, отличающихся от указанных в извещении - квитанции (предоплата, оплата долга и т.д.), необходимо использовать извещения - квитанции, не содержащие сумм по видам услуг (произвольные).
7. Документы, заполненные ненадлежащим образом, к оплате БАНКОМ не принимаются!
<*> Поле "Наем" предназначено для оплаты за наем, социальный наем или аренду жилой площади, находящейся в государственной собственности.
<**> Поле "Техническое обслуживание" предназначено для выполнения работ по эксплуатации, текущему ремонту и санитарному содержанию дома и территории.
ПРАВИЛА
ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ КВИТАНЦИИ НА ОПЛАТУ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Каждое произвольное извещение - квитанция предназначено для оплаты жилищно - коммунальных услуг за необходимый перио(один месяц) и по отдельным видам услуг (отмеченным знаком X в соответствующем поле, расположенном между кодом и наименованием данной услуги).
2. При оплате услуг в банке укажите период оплаты (поле "За период") в соответствующем поле, расположенном в верхней и нижней частях извещения - квитанции, используя цифровые форматы месяца и года:
- 2-значный код месяца, за который производится платеж (пример: 01 - январь, 02 - февраль и т.д.);
- 4-значный код года, за который производится платеж (2001, 2002 и т.д.).
3. Исправление (зачеркивание, обведение, вычеркивание и т.п.) цифр, составляющих период оплаты, не допускается!
4. Плательщик может выбрать услугу или группу услуг при оплате жилищно - коммунальных услуг, используя произвольное извещение - квитанцию. Для этого необходимо отметить знаком X квадрат рядом с соответствующим кодом услуги, проставить сумму платежа по каждой услуге в верхней и нижней частях извещения - квитанции. Плательщик путем суммирования частных сумм по отмеченным им услугам определяет общую сумму к оплате и вносит ее в соответствующее поле.
5. Плательщик должен указать сумму оплачиваемого платежа (поле "Оплачено") в соответствующем поле, расположенном в верхней части и нижней части произвольного извещения - квитанции. При заполнении указанного поля необходимо четко и ясно указывать цифры (рубли и копейки), составляющие сумму платежа. Исправление (зачеркивание, обведение, вычеркивание и т.п.) цифр, составляющих сумму платежа, не допускается!
6. Плательщик должен поставить свою подпись и дату проведения операции по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствующих полях верхней и нижней частей извещения - квитанции.
7. Документы, заполненные ненадлежащим образом, к оплате БАНКОМ не принимаются.
<*> Поле "Наем" предназначено для оплаты за наем, социальный наем или аренду жилой площади, находящейся в государственной собственности.
<**> Поле "Техническое обслуживание" предназначено для выполнения работ по эксплуатации, текущему ремонту и санитарному содержанию дома и территории.