КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жадобы гражданина Можнева Ивана Федоровича и коллективной жалобы граждан Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации
город Москва 10 июля 2003 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д.Зорькина, судей МВ.Баглая, Н.С.Бондаря, ГАГашкиева, Ю.М.Данилова, ЛМ.Жарковой, ГА.Жнлина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.ОЛучина, ЮД.Рудкина, Н.В.Селезнева, АЛ.Сливы, ВТ.Стрекозова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи М.И.Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина ИФ.Можнева и коллективной жалобы граждан Т.С.Гирдюк, Л.Н.Маркеловой, ГЛВ.Рашинской и других,
установил:
1.
Граждане И.Ф.Можнев, а также Т.С.Гирдюк, Л.Н.Маркелова, Г.В.Рашинская н другие (всего 97 заявителей) оспаривают конституционность абзаца первого пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Гражданин И.Ф.Можнев оспаривает, кроме того, конституционность пунктов 3.1 и 3.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм - документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 24 декабря 1999 года), касающихся присвоения идентификационного номера налогоплательщика физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.Как утверждают заявители, идентификационный номер налогоплательщика содержит антирелигиозную символику, служит заменой имени человека и используется для сбора, хранения и использования информации о частной жизни лица без его на то согласия, и просят признать оспариваемые положения, как допускающие присвоение данного номера без согласия налогоплательщика, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 1 и 2), 24 (часть 1) и 28.
2.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в целях налогового контроля физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами, при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, указав в уведомлении идентификационный номер налогоплательщика (пункты 1 и 8 статьи 83, пункты 1 и 7 статьи 84, пункты 3-6 статьи 85). При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство (абзац третий . пункта 1 статьи 84); сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 9 статьи 84).В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерация порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика -физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа» который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, .порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Поэтому наличие в идентификационном номере некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер; идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.
Следовательно, нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации). К тому же Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Поскольку абзац первый-пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации сам по себе не затрагивает конституционные права и свободы заявителей, данная жалоба не отвечает критерию допустимости в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3.
Из представленных материалов следует, что гражданин И.Ф.Можнев в 1996-2000 годах являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Армавиру Краснодарского края. В связи с; изменением нормативно-правовой базы ему был присвоен индивидуальный номер налогоплательщика на основании его заявления. 1 ноября 2001 года И.Ф.Можнев обратился в налоговый орган с просьбой аннулировать присвоенный ему номер в связи с религиозными убеждениями, однако получил отказ; Армавирский городской суд, куда И.Ф.Можнев направил жалобу» признал факт нарушения его конституционных прав и свобод, однако в удовлетворении его требования отказал.В приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвердившем Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, в качестве единственного основания изменения присвоенного налогоплательщику идентификационного номера называется изменение структуры номера в связи с внесением изменений в раздел 2 данного Порядка (пункт 5.1), а основаниями признания идентификационного номера налогоплателыцика-физического лица недействительными - изменение нормативно-правовой базы (пункт 5.6) и смерть физического лица (пункт 5.8). Иными словами, такого основания к изменению идентификационного, номера налогоплательщика как религиозные убеждения, приказ не содержит.
Положения приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам должны соответствовать -федеральному - законодательству, обеспечивать соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина и сочетаться с адекватными мерами защиты частной жизни граждан, включая достоинство верующих. Однако проверка соответствия нормативных правовых актов министерств и ведомств федеральному законодательству относится к полномочиям иных судов и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей Э Федерального конституционого закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерацию}, Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1.
Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Можнева Ивана Федоровича, Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку разрешение поставленного вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.2.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.3.
Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Консгатуцноныого Суда Российской Федерации».Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М.Данилов