Краткий комментарий: Главной и, пожалуй, наиболее важной отличительной особенностью предлагаемого ниже документа является та, что автором этого вполне принципиального и достаточно жесткого определения по (точнее, против) глобализации является Собор протестантских церквей кальвинистского толка. Иначе говоря, против неолиберализма восстали те, кто когда-то стоял у основания либеральной идеологии. И не просто восстали, а, насколько можно судить, постарались вовлечь в это восстание весь экуменический Всемирный Совет Церквей, иные (нехристианские) конфессии и даже нерелигиозные общественные движения.

Хотя характеристика глобализации, приведенная в данном определении, конечно же не исчерпывающе полна, однако все наиболее значимые угрозы «нового мирового порядка» здесь свое отражение так или иначе нашли. И, значит, если декларация обернется конкретными действиями (а, зная прагматизм протестантов, это вполне можно ожидать) отпор мондиализму – неолиберализму – воинствующему антихристианству будет последовательный и нешуточный. И можно только сожалеть, что православные церкви не оказались достаточно чуткими и остались в арьегарде нового христианского движения.

Перевод на русский язык сделан с использованием английской и немецкой редакции соборного документа.


Всемирный Союз Реформированных Церквей
24. Всеобщий Собор, Аккра, Гана
30 июля - 13 августа

НА ОСНОВАНИИ
ДОКУМЕНТОВ
28-g1 И GC 23-e

 

Союз за экономическую и экологическую справедливость
(Covenanting for Justice in the Economy and the Earth)

Вступление

В качестве ответа на настоятельный призыв Церквей-участниц из Южной Африки, встречавшихся в 1995 в Китве (Kitwe), и признания возрастающего натиска глобальных экономических несправедливостей и разрушения экологии, 23 Всеобщий Собор (Debrecen, Венгрия в 1997) призвал участников Всемирного Союза Реформированных Церквей вступить в процесс «узнавания, объяснения и признания своей ответственности» (processus confessionis). Церкви вспоминали текст из Исайи (58,6) « ... разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу», одновременно слыша крики своих братьев и сестер со всех сторон земного шара, и вразумлялись даром Божиим о степени нависшей угрозы.

Сначала эту тему вменили себе в обязанность веры (faith stance) 9 Церквей-Участников. Одни из них участвовали в этом процессе время от времени, другие занимались постоянно, выясняя источники и серьезность кризиса. Далее Всемирный Союз Реформированных Церквей в партнерстве со Всемирным Советом Церквей, со Всемирной Федерацией Лютеран, с экуменическими региональными организациями продолжили эту работу, консультируясь во всех регионах мира – от Сеула / Бангкока (1999) до Стони Пойнта / США (2004). Также имели место дополнительные консультации с церквями южного полушария в Буэнос-Айресе (2003) и в Лондонском Колни (2004) – совместно с церквями Севера и Юга.

Собираясь в Аккре, Гане для проведения Всеобщего Собора Всемирного Союза Реформированных Церквей, мы осматривали рабские застенки в Элмине и Кейп-Косте, где миллионы африканок и африканцев превращались в товар, продавались и подвергались ужасам репрессий и смерти. Крики «никогда вновь» оказались ложью перед реальностью сегодняшней торговлей людьми и гнетом глобальной экономической системы.

4. Сегодня мы полны решимости исполнить долг веры (faith сommitment).

Узнавать знаки времен

Мы знаем, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8,22). Вызовом нам являются как плач страдающих, так и ущерб творению Божию, как таковому. Мы видим драматическую конвергенцию человеческих страданий и ущерба всему остальному миру.

Знаки времен становятся все тревожнее и нуждаются в интерпретации. Корни причин существующей угрозы жизни лежат, прежде всего, в несправедливой экономической системе, которую политическая и военная власть охраняют и защищают. Именно экономические системы – причина жизни и смерти.

Мы живем в скандальном мире, который отрицает, что Бог даровал жизнь всем. Годовой доход 1 % самых богатых людей Земли тот же самый, что и 57 % самых бедных, и 24000 человек умирают каждый день от бедности и недоедания. Долги бедных стран продолжают возрастать, несмотря на неоднократно возобновляемые кредиты. Войны, ведущиеся за сырьевые ресурсы, оплачиваются жизнями миллионов, а другие еще большие миллионы умирают от болезней, которые можно было бы предотвратить. Глобальная пандемия ВИЧ/СПИДа отнимает жизни во всех частях мира, особенно в беднейших, где нужные лекарства не доступны. Большинство из бедняков - женщины и дети, и число тех, кто живет в абсолютной бедности менее, чем на один доллар в день, продолжает возрастать.

Политика неограниченного роста индустриальных стран и гонка за прибылями транснациональных корпораций разорили землю, нанесли вред окружающей среде. В 1989 вымирал каждый день вымирал вид животных или вид растений; а в 2000 году то же происходило за час. Климатические изменения, истощающийся рыбный запас, вырубка леса, эрозия почвы и дефицит питьевой воды являются только некоторыми из опустошительных последствий. Человеческие сообщества распадаются, жизненное пространство исчезает, побережье и тихоокеанские острова находятся под угрозой затопления и усиливающихся штормов. Высокий уровень радиации угрожает здоровью и экологии. Формы организации жизни и достижения культуры патентуются для извлечения прибыли.

9. Данный кризис непосредственно связан с развитием неолиберальной экономической глобализации, в основе которой следующие убеждения:

Эта идеология утверждает, что не имела альтернативы, требуя бесчисленных жертв от бедных и творения Божьего, и лживо обещает, что может спасти мир посредством созидания богатства и процветания, притязая на господство над всем живущим и требуя столь полной преданности, которая сродни идолопоклонству.

Мы признаем величину и сложность ситуации. Мы не ищем простые ответы. Ища правды и справедливости и глядя глазами бессильных и страдающих людей, мы видим, что нынешний (бес)порядок укоренен в чрезвычайно сложной и безнравственной экономической системе, защищенной империей. Под термином "империя" мы подразумеваем объединение экономической, культурной, политической и военной мощи, которая конституирует систему доминирования могущественных наций, чтобы охранить и защитить их собственные интересы.

В классической либеральной экономике, государство существует, чтобы защитить частную собственность и сделки на конкурентоспособном рынке. Благодаря борьбе рабочего движения, государства начали регулировать рынки и обеспечивать благосостояние людей. Начиная с 1980-ых, посредством транснационализации капитала, неолиберализм постарался демонтировать функции государства, связанные с обеспечением благосостояния. Для неолиберализма цель экономики состоит в том, чтобы увеличивать прибыли и оборот владельцам производства и финансового капитала, игнорируя большинство людей и рассматривая природу, как товар.

Поскольку рынки стали глобальными, то возникла потребность в политических и юридических институтах, которые их защищают. Правительство Соединенных Штатов Америки и его союзники, вместе с международными финансовыми и торговыми учреждениями (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация) используют политические, экономические, или военные союзы, чтобы защищать и продвигать интересы владельцев капитала.

Мы видим драматическую конвергенцию экономического кризиса и интеграции экономической глобализации и геополитики, подкрепленной неолиберальной идеологией. Это - глобальная система, которая защищает и охраняет интересы могущественных. Это касается каждого – никто не может сего избежать. В библейских понятиях такая система накопления богатства за счет бедных отмечена, как противная Богу и ответственная за умышленное причинение страданий людям, и названа маммоной. Иисус сказал нам: «Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16.13).

Исповедание веры (confession of faith) перед лицом экономической несправедливости и разрушения экологии

.Долг веры может быть выражен различными способами, согласно местной и богословской традиции: как исповедание, как соборное исповедание, как позиция веры, как верность обетам Богу. Мы выбираем исповедание, но не как классическое исповедание доктрины, поскольку Всемирный Союз Реформированных Церквей не может исповедать подобным образом, а как показ потребности и безотлагательности активного ответа на вызовы нашего времени и призыв Дебрецена. Мы приглашаем Церкви-участники вместить это в себя и дать общий ответ.

Исходя из нашей Реформированной традиции и чтения признаков времен, Всеобщий Собор Всемирного Союза Реформированных Церквей подтверждает, что глобальный экономический правопорядок является существенным для целостности нашей веры в Бога и нашу приверженность христианству. Мы полагаем, что целостность нашей веры окажется под угрозой в том случае, если мы промолчим или откажемся действовать перед лицом нынешней системы неолиберальной экономической глобализации, и поэтому мы исповедуем перед Богом и друг другом:

Мы верим в Бога, Создателя и Хранителя всей жизни, Того, Кто призывает нас как соработников в созидании и искуплении мира. Мы живем обетованием, что Иисус Христос «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10.10). Руководимые и поддерживаемые Святым Духом мы открываем себе реальность нашего мира.

Мы веруем, что Бог превыше всего Им сотворенного: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23.1).

Поэтому, мы отвергаем нынешний мировой экономический порядок, установленный глобальным неолиберальным капитализмом равно как и любой другой экономической системой, включая абсолютную плановую экономику, которая бросает вызов обетованию Божиему, лишая бедных, уязвимых и все творение изобилия жизни. Мы отвергаем любое требование экономической, политической, и военной империи, которое ниспровергает владычество Божие над всем живущим и действует против Божией воли.

Мы веруем, что Бог поставил завет Свой со всем творением Своим (Быт. 9.8-12). Бог дал его для того, чтобы земное сообщество строилось из видения мира и справедливости. Завет - милость Божия, которая не должна продаваться с торгов (Ис. 55.1). Он - икономия милости для домоустроения всех тварей. Иисус показывает, что именно это является содержанием завета, в котором бедные и убогие представляют собой наибольшую ценность, и взывает к нам, чтобы в центре жизни общества поставить справедливость для "братьев Моих меньших" (Mф. 25.40). Все творение Божие благословляется и включается в этот завет (Ос. 2.18).

Поэтому мы отвергаем культуру необузданного потребительства и соревнование в жадности и эгоизме неолиберальной глобальной рыночной системы, или какой-либо другой системы, которая притязает на безальтернативность.

Мы веруем, что любой способ домоустроения (икономии), данный нам по завету Божьему, чтобы поддерживать жизнь, подотчетен Богу. Мы полагаем, что экономика существует, чтобы обеспечивать достойную и благополучную жизнь людей в обществе, в пределах границ устойчивости творения в целом. Мы полагаем, что люди призваны предпочитать Бога мамоне и что исповедание нашей веры является актом послушания

Поэтому мы отвергаем нерегулируемое накопление богатства и безграничный экономический рост, который уже теперь стоил жизни миллионам и разрушил многое из сотворенного Богом

Мы веруем, что Бог - это Бог справедливости. В мире коррупции, эксплуатации, и жадности, Бог - это в особенности Бог лишенных, бедных, эксплуатируемых, обиженный и оскорбленных (Пс.145.7-9). Бог призывает только во взаимосвязи со всем Своим творением.

Поэтому мы отвергаем любую идеологию или экономический режим, который ставит получением прибыли над людьми, не беспокоится обо всем творении, и присваивает дары Божии, предназначенные для всех. Мы отвергаем любое учение, которое оправдывает тех, кто, не взирая на Евангелие, поддерживает или отказывается сопротивляться такой идеологии.

Мы веруем, что Бог призывает нас стоять вместе с теми, кто стал жертвой несправедливости. Мы знаем что Бог требует из нас «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6.8). Мы призваны противостоять любой форме несправедливости в экономике и разрушении окружающей среды, и «пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток» (Ам. 5.24).

Поэтому мы отвергаем любое богословие, которое утверждает, что Бог - только с богатыми, и что бедность является виной бедных. Мы отвергаем любую форму несправедливости, которая уничтожает правильные отношения в обществе - род, раса, класс, сословие, или каста. Мы отвергаем также какое-либо богословие, которое подтверждает, что человеческие интересы доминируют над природой.

Мы веруем, что Бог призывает нас слышать крики бедных и стон всего творения Божьего и следовать общественному служению Иисуса Христа, который "пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин.10.10). Иисус приносит правосудие угнетенному и дает хлеб алчущему; он освобождает плененного и делает слепых зрячими (Лк. 4.18); он поддерживает и защищает растоптанный, странствующих, сирых и вдовых.

Поэтому мы отвергаем любую церковную практику или учение, которые исключают из своего служения бедных и беспокойство о всем творении Божьем, предлагая благополучие тем, кто приходит, чтобы "украсть, убить и погубить" (Ин. 10.10), в большей степени, чем следующим "Пастырю Доброму", который пришел дать жизнь всем (Ин. 10.11).

Мы веруем, что Бог призывает мужчин, женщин и детей, где бы они ни были, всех вместе - и богатых, и бедных, чтобы поддержать единство церкви и ее служение так, чтобы согласие, к которому призвал Христос, могло стать очевидным.

Поэтому мы отвергаем любую попытку отделить жизнь церкви от справедливости и единства.

Мы смиренно исповедуем эту надежду, зная, что мы также подсудны Божьему Суду.

Мы веруем, повинуясь Иисусу Христу, что церковь призвана свидетельствовать, даже хотя бы власти и человеческий закон запрещали им это, и наказывали, и переносили последствия (Деян. 4.18-20). Иисус - Господь Бог.

Мы возносим хвалу Богу, Создателю, Избавителю, Духу, тому, кто "низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лк 1.52-53).

Союз за справедливость

Сообща исповедуя нашу веру, мы в повиновении Божьей Воле принимаем на себя обязательства как акт верности во взаимной солидарности и в взаимной ответственности. Это обязывает нас сообща работать для восстановления справедливости в экономика и экологии как и в нашем общем глобальном контексте, так и с учетом различных региональных и местных особенностей.

На этом общем пути, некоторые церкви уже предъявили исполнение своих обязательств в исповедании веры. Мы убедительно просим их продолжить воплощать это исповедание в конкретные действия как в региональном, так и в местном масштабе. Другие церкви уже начали участвовать в этом процессе, включая проведение акций, и мы просим их заниматься тем же и далее посредством просвещения, исповедания и деятельности. Третьи церкви, которые находятся все еще в процессе осмысления, мы убеждаем на основе нашей взаимной, обусловленной союзом ответственности углубить свою просвещенность и приблизиться к исповеданию.

Всеобщий Собор призывает Церкви-участницы на основе этих союзнических взаимоотношений взять на себя трудную проповедническую задачу интерпретации данного исповедания к своим местным конгрегациям.

Всеобщий Собор убеждает Церкви-участницы осуществлять данное исповедание, следуя рекомендациям выпусков Общественно-издательского комитета в отношении экономической справедливости и экологических проблем.

Всеобщий Собор уполномочивает Всемирный Союз Реформированных Церквей работать сообща с другими общинами, экуменическим сообществом, с сообществом иных вер, гражданских общечеловеческих движений за справедливую экономику и целостность творения Божьего; и призывает свои Церкви-участницы к тому же самому.

Теперь мы со всей эмоциональностью объявляем, что договорились между собой наше время и нашу энергию направить к изменению, возобновлению, и восстановлению экономики и экологии, выбирая жизнь, так, чтобы ее хватило нам и нашим потомкам (Втор.30.19).