Давид Горелишвили

постатейный комментарий к Европейской Конвенции
о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки
данных личного характера, ратифицированной Государственной
Думой России 25.11.2005 г. в первом чтении
http://www.livejournal.com/users/david_gor/

Европейская Конвенция
о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных
личного характера

Страсбург, 28 января 1981 года

 

Преамбула

 

Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,

Учитывая, что цель Совета Европы заключается в достижении большего единства между его членами, основанного, в частности, на уважении принципа господства права, а также соблюдении прав человека и основных свобод;

Учитывая необходимость усиления защиты прав и основных свобод каждого человека, и в частности права на уважение частной жизни, с учетом увеличения трансграничного потока персональных данных, подвергающихся автоматизированной обработке;

Подтверждая вместе с тем свою приверженность свободе распространения информации невзирая на границы;

Признавая необходимость согласования таких основных ценностей, как уважение частной жизни и свободное распространение информации между народами,

Договорились о нижеследующем:

 

Глава I — Общие положения

 

Статья 1 — Предмет и цель

 

Цель настоящей Конвенции состоит в обеспечении на территории каждой Стороны для каждого физического лица независимо от его гражданства или местожительства, уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в отношении автоматизированной обработки касающихся его персональных данных («защита данных»).

  Цель внешне благая, но на нынешнем этапе развития России нереализуемая. Зато вполне реализуемы некоторые другие, не связанные с защитой прав граждан положения Конвенции, в частности, создание и автоматизированная обработка баз данных о людях.

Статья 2 — Определения

 

Для целей настоящей Конвенции:

a) «персональные данные» означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъект данных);

b) «автоматизированная база данных»означает любой набор данных, подвергающихся автоматизированной обработке;

c) «автоматизированная обработка» включает в себя следующие операции, осуществляемые полностью или частично с помощью автоматизированных средств: хранение данных, осуществление логических и/или арифметических операций с этими данными, их изменение, уничтожение, поиск или распространение;

Следует учесть, что «автоматическая обработка» в смысле Конвенции не соответствует тому пониманию, которое вкладывается в это словосочетание разработчиками закона «О персональных данных»

d) «контролер базы данных» означает физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, учреждение или любой другой орган, компетентный в соответствии с внутренним законодательством решать, какова должна быть цель создания автоматизированной базы данных, какие категории персональных данных подлежат хранению или какие операции должны производиться с ними.

 

Статья 3 — Сфера применения

 

1. Стороны обязуются применять настоящую Конвенцию в отношении автоматизированных баз персональных данных и автоматизированной обработки персональных данных в государственной и частной сферах.

Россия будет применять Конвенцию несколько специфично, что прямо следует из принятого одновременно с Конвенцией в первом чтении проекта Закона России «О персональных данных» (о противоречиях Конвенции и зконопроекта см. в комментарии к законопроекту «О персональных данных»).

2. Любое Государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении или позднее в любой последующий момент уведомить путем заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы о том:

a) что оно не будет применять настоящую конвенцию к определенным категориям автоматизированных баз персональных данных, перечень которых будет сдан на хранение. Однако оно не должно включать в этот перечень категории автоматизированных баз персональных данных, подпадающие в соответствии с его внутренним законодательством под действие норм, регулирующих защиту данных. Как следствие, оно должно вносить изменения в этот перечень путем нового заявления всякий раз, когда в соответствии с его внутренним правом под действие норм о защите данных подпадают дополнительные категории автоматизированных баз персональных данных;

В законе о ратификации Россия уже заявила, что не будет применять конвенцию к персональным данным, составляющим государственную тайну (что имеется в виду непонятно, т.к. закон о государственной тайне не относит персональные данные к таковой).

b) что оно будет также применять настоящую Конвенцию в отношении информации, касающейся групп лиц, ассоциаций, фондов, компаний, корпораций и любых других органов, состоящих, прямо или косвенно, из частных лиц, независимо от того, обладают ли такие органы правосубъектностью;

c) что оно будет также применять настоящую Конвенцию в отношении баз персональных данных, которые не подвергаются автоматизированной обработке.

3. Любое Государство, расширившее сферу применения настоящей Конвенции путем любого из заявлений, предусмотренных в подпараграфах (2.b) или (c) выше, может уведомить с помощью указанного заявления о том, что такое расширение касается лишь определенных категорий баз персональных данных, перечень которых будет сдан на хранение.

4. Никакая Сторона, исключившая определенные категории автоматизированных баз персональных данных путем заявления, предусмотренного в подпараграфе (2.а) выше, не может требовать применения настоящей Конвенции в отношении таких категорий от Стороны, которая их не исключила.

5. Таким же образом, Сторона, не расширившая сферу применения путем заявлений, предусмотренных в подпараграфах (2b) и (c) выше, не может требовать применения настоящей Конвенции в отношении этих пунктов от Стороны, которая расширила сферу применения таким образом.

6. Заявления, предусмотренные в параграфе 2 выше, начинают действовать с момента вступления в силу Конвенции в отношении Государства, которое их сделало, если они были сделаны при подписании или сдаче на хранение его ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении, или через три месяца после их получения Генеральным Секретарем Совета Европы, если они были сделаны в любой последующий момент. Эти заявления могут быть отозваны полностью или частично путем уведомления на имя Генерального Секретаря Совета Европы. Такой отзыв вступает в силу через три месяца со дня получения такого уведомления.

 

Глава II — Основополагающие принципы защиты данных

 

Статья 4 — Обязанности Сторон

 

1. Каждая Сторона принимает необходимые меры в рамках своего внутреннего законодательства в целях придания юридической силы основополагающим принципам защиты данных, изложенным в настоящей главе.

2. Эти меры принимаются не позднее момента вступления в силу настоящей Конвенции в отношении этой Стороны.

 

Статья 5 — Качество данных

 

Персональные данные, подвергающиеся автоматизированной обработке:

a) собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе;

b) хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями;

Россия будет использовать любые попавшие в руки к властям сведения о гражданах так, как заблагорассудится органам власти. Иными словами, в сегодняшней России эта норма будет нарушаться, независимо от установленных Конвенцией ограничений. Причём выявить эти нарушения никто не сможет. Если у государства есть информация о гражданах и нет никаких физических ограничений или способов контроля, то государство не удержится от использования этой информации в любых, угодных государству целях.

c) являются адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения;

d) являются точными и, когда это необходимо, обновляются;

e) сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.

Эта норма также заведомо будет нарушаться, хотя бы потому, что проверить её соблюдение просто невозможно (мы можем требовать акты об уничтожении бумажных архивов, а относительно уничтожения электронных данных никаких гарантий нет и быть не может).Кроме того, эта норма фактически предполагает уничтожение персональных данных, однако специфика электронных баз данных такова, что данные можно считать уничтоженными не только в случае невозможности дальнейшего восстановления содержания данных в информационной системе, но и при одновременном уничтожении всех копий этих данных во всех других информационных системах, включая резервные. В то же время уничтожение всех резервных копий практически означает создание условий для всякого рода злоупотреблений, махинаций и прочих факторов, влекущих нарушения прав граждан. Для стабильной и пригодной к эксплуатации в целях управления общественными отношениями работы систем учёта населения эти системы должны хранить не только сами данные о людях, но и сведения обо всех изменениях в самой системе хранения данных.

Получается, что ни о каком уничтожении данных не может быть и речи – данные, единожды попавшие в такую систему, будут храниться в ней до полного уничтожения самой системы, включая используемые системой материальные носители информации, а также все резервные и иные созданные в процессе работы копии данных. И это один из самых опасных и неизбежных факторов внедрения управленческих систем основанных на базах персональных данных.

Статья 6 — Специальные категории данных

 

Персональные данные, касающиеся расовой принадлежности, политических взглядов или религиозных или других убеждений, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни, не могут подвергаться автоматизированной обработке, если внутреннее законодательство не устанавливает соответствующих гарантий. Это положение действует также в отношении персональных данных, касающихся судимости.

Опять ссылка на установленные законом гарантии там, где физически невозможно проверить соблюдение этих гарантий.

 

Статья 7 — Защита данных

 

Для защиты персональных данных, хранящихся в автоматизированных базах данных, принимаются надлежащие меры безопасности, направленные на предотвращение их случайного или несанкционированного уничтожения или случайной потери, а также на предотвращение несанкционированного доступа, их изменения или распространения таких данных.

В России любые базы данных продаются на каждом углу, включая базы данных обо всех банковских проводках и обо всех растаможенных грузах. В настоящее время эти базы также защищены законом от несанкционированного доступа и свободного распространения. Очевидно, что увеличение степени защищённости законом, не влечет увеличение степени физической защищённости.

 

Статья 8 — Дополнительные гарантии для субъекта данных

 

Любому лицу должна быть предоставлена возможность:

a) знать о существовании автоматизированной базы персональных данных, знать его основные цели, а также название и место нахождения контролера базы данных;

Эти гарантии не только недостаточны, но и бессмысленны, поскольку в случае создания, а тем более интеграции различных баз данных, на основе уже созданных баз данных всегда можно скампилировать сколько угодно новых баз данных, о существовании которых, гражданин никаким образом узнать не может. А что касается основных целей создания баз данных, то право знать об основных целях не влечёт никаких положительных последствий для гражданина, поскольку может быть неограниченное количество «дополнительных», т.е. незаявленных целей, право знать о которых Конвенцией не защищено.

b) получить через разумный промежуток времени и без чрезмерной задержки или чрезмерных расходов подтверждение того, хранятся ли касающиеся его персональные данные в автоматизированной базе данных, а также получить такие данные в доступной для понимания форме;

c) добиваться в случае необходимости исправления или уничтожения таких данных, если они подвергались обработке в нарушение норм внутреннего законодательства, воплощающего основополагающие принципы, изложенные в Статьях 5 и 6 настоящей Конвенции;

Уничтожение данных в основной и заявленной базе данных никак не гарантирует несохранение этих данных в незаявленных базах данных, созданных на основе обработки в нарушение внутреннего законодательства (см. комментарий к п.(е) ст.5 Конвенции).

d) прибегать к средствам правовой защиты в случае невыполнения просьбы о подтверждении или в случае необходимости предоставлении данных, их изменении или уничтожении, как это предусмотрено в параграфах (b) и (c) настоящей статьи.

В силу ряда Конституционных норм России, а также Закона России «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин может прибегать к правовой защите только в случаях, когда у него есть достаточные доказательства нарушения его прав. Как следует из Конвенции, даже в случае её неукоснительного соблюдения, могут быть созданы базы данных, о которых гражданину ничего не будет известно или о которых гражданину может быть не сообщено. Соответственно, даже при идеально функционирующей судебной системе, защита охраняемых Конвенцией прав обусловлена возможностью самостоятельного доказывания гражданином нарушения этих прав, при отсутствии каких бы то ни было возможностей самостоятельного добывания гражданином этих доказательств. Гарантии имеют смысл только в случае, если владельцы баз данных (предположительно органы власти) сами будут сообщать гражданам о нарушении их прав. Таким образом, сочетание созданных на основании закона баз персональных данных и баз данных, негласно скомпилированных на основе законных баз, открывает для государства практически неограниченные возможности для слежки, контроля и манипулирования гражданским обществом. Причём, даже невозможно представить какие либо реальные механизмы защиты от подобных негласных манипуляций с персональными данными.

 

Статья 9 — Изъятия и ограничения

 

1. Изъятия из положений Статьями 5, 6 и 8 настоящей Конвенции допускаются только в пределах, определенных настоящей Статьей.

2. Отступление от положений Статей 5, 6 и 8 настоящей Конвенции допускается, когда такое отступление предусматривается законодательством Стороны и является необходимой в демократическом обществе мерой, принимаемой в интересах:

a) защиты безопасности государства, общественной безопасности, валютно-кредитных интересов Государства или пресечения уголовных преступлений;

b) защиты субъекта данных или прав и свобод других лиц.

3. Внутреннее законодательство может предусматривать ограничения на осуществление прав, перечисленных в параграфах (b), (c) и (d) Статьи 8, в отношении автоматизированных баз персональных данных, используемых для целей статистики или научных исследований, когда явно отсутствует какой-либо риск нарушения неприкосновенности частной жизни субъектов данных.

 

Статья 10 — Санкции и средства правовой защиты

 

Каждая Сторона обязуется предусмотреть надлежащие санкции и средства правовой защиты на случай нарушения норм внутреннего законодательства, воплощающих основополагающие принципы защиты данных, изложенные в настоящей Главе.

 

Статья 11 — Расширенная защита

 

Никакие положения настоящей Главы не должны толковаться как ограничивающие или иным образом ущемляющие возможность Стороны обеспечить субъектам данных большую степень защиты, чем та, которая предусмотрена настоящей Конвенцией.

Как видно из предлагаемых Правительством России законопроектов, Россия уже на данной стадии предполагает не большую, а меньшую, чем предусмотрено Конвенцией степень защиты.

 

Глава III — Трансграничные потоки данных

 

Статья 12 — Трансграничные потоки персональных данных и внутреннее законодательство

 

1. В отношении передачи через национальные границы с помощью каких бы то ни было средств персональных данных, подвергающихся автоматизированной обработке или собранных с целью их автоматизированной обработки, применяются нижеследующие положения.

2. Сторона не должна запрещать или обусловливать специальным разрешением трансграничные потоки персональных данных, идущие на территорию другой Стороны, с единственной целью защиты частной жизни.

(О трансграничной передаче данных см. комментарий к проекту Закона «О персональных данных»)

3. Тем не менее, каждая Сторона вправе отступать от положений пункта 2:

a) в той степени, в какой ее внутреннее законодательство включает специальные правила в отношении определенных категорий персональных данных или автоматизированных баз персональных данных в силу характера этих данных или этих файлов, за исключением случаев, когда нормы другой Стороны предусматривают такую же защиту;

b) когда передача осуществляется с ее территории на территорию Государства, не являющегося Стороной настоящей Конвенции, через территорию другой стороны, в целях недопущения такой передачи, которая позволит обойти законодательство Стороны, упомянутой в начале данного пункта.

 

Глава IV — Взаимная помощь

 

Статья 13 — Сотрудничество между Сторонами

 

1. Стороны договариваются оказывать друг другу взаимную помощь в выполнении положений настоящей Конвенции.

2. С этой целью:

a) каждая Сторона назначает один или несколько органов, название и адрес каждого из которых она сообщает Генеральному Секретарю Совета Европы;

b) каждая Сторона, назначившая более чем один орган, указывает в своем сообщении, упоминаемом в предыдущем подпункте, сферу компетенции каждого органа.

3. Орган, уполномоченный одной Стороной, по просьбе органа, уполномоченного другой Стороной:

a) предоставляет информацию о законодательстве и административной практике своего государства в области защиты данных;

b) принимает в соответствии с внутренним законодательством своего государства и исключительно с целью защиты частной жизни все надлежащие меры по предоставлению фактической информации, касающейся специальной автоматизированной обработки, осуществляемой на территории его государства, за исключением, однако, персональных данных, подвергающихся такой обработке.

 

Статья 14 — Помощь субъектам данных, постоянно проживающим за границей

 

1. Каждая Сторона оказывает помощь любому лицу, постоянно проживающему за границей, в осуществлении прав, предоставленных нормами ее внутреннего законодательства, воплощающими принципы, изложенные в Статье 8 настоящей Конвенции.

2. Когда такое лицо проживает на территории другой Стороны, ему дается возможность представить свою просьбу через посредство органа, уполномоченного этой Стороной.

3. Просьба об оказании помощи должна содержать все необходимые сведения, касающиеся, в частности:

a) имени, адреса и любых других относящихся к делу сведений, определяющих лицо, обращающееся с просьбой;

b) автоматизированной базы персональных данных, к которой относится просьба, или ее контролера;

c) цели просьбы.

 

Статья 15 — Гарантии в отношении помощи, оказываемой уполномоченными органами

 

1. Орган, уполномоченный одной Стороной, который получил информацию от органа, уполномоченного другой Стороной, будь то в сопровождении просьбы об оказании помощи или в ответ на его собственную просьбу об оказании помощи, не должен использовать эту информацию в иных целях, кроме тех, которые указаны в просьбе об оказании помощи.

2. Каждая Сторона следит за тем, чтобы лица, работающие в уполномоченном органе или действующие от его имени, были связаны надлежащими обязательствами сохранять секретность или конфиденциальность этой информации.

3. Уполномоченный орган никоим образом не вправе обращаться в соответствии с параграфом 2 Статьи 14 с просьбой об оказании помощи от имени субъекта данных, постоянно проживающего за границей, по своей собственной воле и без явно выраженного согласия соответствующего лица.

 

Статья 16 — Отказ в просьбе об оказании помощи

 

Уполномоченный орган, которому в соответствии со Статьей 13 или 14 настоящей Конвенции направляется просьба об оказании помощи, может отказать в ее выполнении, только если:

a) просьба противоречит полномочиям органа, отвечающего за ее выполнение в области защиты данных;

b) просьба не соответствует положениям настоящей Конвенции;

c) выполнение просьбы нарушило бы суверенитет, безопасность или публичный порядок (ordre public) Стороны, которой он был назначен, или права и основные свободы лиц, подпадающие под юрисдикцию этой Стороны.

 

Статья 17 — Расходы на помощь и процедуры ее оказания

 

1. Взаимная помощь, которую Стороны оказывают друг другу в соответствии со Статьей 13, и помощь, которую они оказывают субъектам данных за границей в соответствии со Статьей 14, не влекут за собой погашение никаких расходов и выплату никакого вознаграждения, кроме тех, которые приходятся на экспертов и устных переводчиков. Расходы и вознаграждение, приходящиеся на экспертов и устных переводчиков, обеспечиваются Стороной, назначившей орган, обратившийся с просьбой об оказании помощи.

2. На субъекта данных не может быть возложено погашение расходов или выплата вознаграждения в связи с шагами, предпринятыми от его имени на территории другой Стороны, кроме тех, которые на законном основании подлежат погашению или выплате лицами, постоянно проживающими на территории этой Стороны.

3. Другие детали, касающиеся оказания помощи, в частности ее форм и процедур, а также используемых языков, определяются непосредственно между соответствующими Сторонами.

 

Глава V — Консультативный Комитет

 

Статья 18 — Состав Комитета

 

1. После вступления в силу настоящей Конвенции учреждается Консультативный Комитет.

2. Каждая Сторона назначает в Комитет представителя и заместителя представителя. Любое Государство — член Совета Европы, не являющееся Стороной Конвенции, имеет право быть представленным в Комитете наблюдателем.

3. Консультативный Комитет может на основании единогласного решения предложить любому Государству, не являющемуся ни членом Совета Европы, ни Стороной Конвенции, быть представленным наблюдателем на том или ином заседании.

 

Статья 19 — Функции Комитета

 

Консультативный Комитет:

a) может выдвигать предложения в целях облегчения или улучшения применения Конвенции;

b) может выдвигать предложения о поправках к настоящей Конвенции в соответствии со Статьей 21;

c) выражает свое мнение по любому предложению о поправке к настоящей Конвенции, которое передается ему на рассмотрение в соответствии с параграфом 3 Статьи 21;

d) может по просьбе той или иной Стороны выразить мнение по любому вопросу, касающемуся применения настоящей Конвенции.

 

Статья 20 — Процедура

 

1. Консультативный Комитет созывается Генеральным Секретарем Совета Европы. Его первое заседание проводится не позднее чем через двенадцать месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции. Впоследствии он заседает не реже одного раза каждые два года и в любом случае, когда о его созыве просит одна треть представителей Сторон.

2. Большинство представителей Сторон составляет кворум на заседании Консультативного Комитета.

3. После каждого своего заседания Консультативный Комитет представляет Комитету Министров Совета Европы доклад о своей работе и о применении Конвенции.

4. С учетом положений настоящей Конвенции Консультативный Комитет вырабатывает свои собственные Правила Процедуры.

 

Глава VI. Поправки

 

Статья 21 — Поправки

 

1. Поправки к настоящей Конвенции могут предлагаться любой Стороной, Комитетом Министров Совета Европы или Консультативным Комитетом.

2. Любое предложение о поправке сообщается Генеральным Секретарем Совета Европы Государствам — членам Совета Европы и каждому Государству которое не является членом, которое присоединилось к настоящей конвенции или которому предложено присоединиться к ней в соответствии с положениями Статьи 23.

3. Кроме того, любая поправка, предложенная той или иной Стороной или Комитетом Министров, сообщается Консультативному Комитету, который представляет Комитету Министров свое мнение относительно этой предложенной поправки.

4. Комитет Министров рассматривает предложенную поправку и любое мнение, представленное Консультативным Комитетом, и может одобрить поправку.

5. Текст любой поправки, одобренный Комитетом Министров в соответствии с параграфом 4 настоящей Статьи, препровождается Сторонам и подлежит принятию ими.

6. Любая поправка, одобренная в соответствии с параграфом 4 настоящей Статьи, вступает в силу на тридцатый день после того, как все Стороны уведомят Генерального Секретаря о своем принятии этой поправки.

 

Глава VII — Заключительные положения

 

Статья 22 — Вступление в силу

 

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания Государствами — членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты или документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному Секретарю Совета Европы.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного срока со дня, когда пять Государств — членов Совета Европы выразили свое согласие быть связанными положениями настоящей Конвенции, как это предусмотрено положениями предыдущего параграфа.

3. В отношении любого Государства — члена Совета Европы, которое впоследствии выражает свое согласие быть связанным положениями настоящей Конвенции, она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного срока со дня сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении.

 

Статья 23 — Присоединение Государств, не являющихся членами Совета Европы

 

1. После вступления в силу настоящей Конвенции Комитет Министров Совета Европы на основании решения, принятого большинством голосов, как это предусмотрено в Статье 20.d Устава Совета Европы, и при единогласии представителей Договаривающихся Государств, имеющих право заседать в Комитете, может предложить любому Государству, не являющемуся членом Совета Европы, присоединиться к Конвенции.

2. В отношении любого присоединившегося Государства Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного срока со дня сдачи документа о присоединении на хранение Генерального Секретарю Совета Европы.

 

Статья 24 — Территориальное применение

 

1. Любое Государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении указать территорию или территории, на которые распространяется действие настоящей Конвенции.

2. Любое Государство может в любой последующий момент путем заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы распространить действие настоящей Конвенции на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении такой территории Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного срока со дня получения такого заявления Генеральным Секретарем.

3. Любое заявление, сделанное в соответствии с двумя предыдущими пунктами, может в отношении любой территории, упомянутой в таком заявлении, быть отозвано путем уведомления, направленного на имя Генерального Секретаря. Отзыв вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шестимесячного срока со дня получения такого уведомления Генеральным Секретарем.

 

Статья 25 — Оговорки

 

В отношении положений настоящей Конвенции не может делаться никаких оговорок.

 

Статья 26 — Денонсация

 

1. Любая Сторона может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления, направленного на имя Генерального Секретаря Совета Европы.

2. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шестимесячного срока со дня получения уведомления Генеральным Секретарем.

 

Статья 27 — Уведомления

 

Генеральный Секретарь Совета Европы уведомляет Государства — члены Совета и любое Государство, присоединившееся к настоящей Конвенции:

a) о любом подписании;

b) о сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или любого документа о принятии, утверждении или присоединении;

c) о любой дате вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии со Статьями 22, 23 и 24;

d) о любом ином акте, уведомлении или сообщении, относящемся к настоящей Конвенции.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Страсбурге 28 января 1981 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который будет храниться в архиве Совета Европы. Генеральный Секретарь Совета Европы направит заверенные копии каждому Государству — члену Совета Европы и любому Государству, приглашенному присоединиться к настоящей Конвенции.

 (Неофициальный перевод Совета Европы)