УКРАНСКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МП):
ПОД ОГНЕМ "НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА"
ОБЩЕСТВЕННОЕ
ДВИЖЕНИЕ
e-mail: sv.rus@mail.ru конт.тел
в Украине 8067-567-55-59
В Киевской Руси издревле относились к вере иначе, чем в западных странах. Там религия — часть земной цивилизации, для нас она — путь ко Граду Горнему. Любит Господь народ Свой, а кого любит, того испытывает. Божье испытание есть горнило огненное, где дух человека переплавляется в новое, высшее качество. Тому нас поучают Святые, тому нас поучаете и вы.
В нелегкую годину, которую переживает ныне наше Отечество, нам, православным, как никогда необходимо сплотиться в вере и любви, ибо ослабление трудов на духовной ниве жизни ведет к лишению Божиих благ, к отсечению от Тела Церкви Христовой. Сейчас мы находимся в ситуации, которая отмечена в одном из писем новопрославленного Святителя Феофана. «Вы плачете о горестях своих, ропщете на судьбу,— пишет Вышенский 3атворник,— а ведь сие есть среда для рождения вашей души». Это действительно так.
Где же искать высшую жизнь сегодня, в годину смуты и общественных нестроений? К великому утешению, Божьи дары, как духовные реалии, обретаются в Православной Соборной и Апостольской Церкви. Ее святые таинства, богослужебные чины есть живительные источники, которые несут всем жаждущим обильную благодать. Вот и Старцы завещали, что бы ни случилось, держаться веры в Господа нашего Иисуса Христа, хранить Истину Православия, быть единым во всем, оказывая ближнему братскую любовь и милосердие, поддерживая друг друга, особенно в трудные времена.
Их предвещания доносят до наших сердец горячую убежденность, что ни одна душа, приносящая драгоценный плод покаяния, не постыдится, и народ, осознавший свои заблуждения, не будет у Господа забыт. Настал час не только внимать этим старческим заветам, но осуществлять их в самой жизни, в делах и помыслах каждого дня, ведь из этих будничных дней таинственно слагается наша вечность.
Сегодня нависла угроза создания на территории Украины так называемой «поместной церкви»! Сегодня некоторые священнослужители по своему самомнению могут увести чад Христовых в, и без того глубокую, гибельную пропасть нового раскола.
Дорогие наши наставники и вразумители! Простите нас грешных за грехи человеческие, но не дайте нам обрести грехов гибельных – грехов против Духа Святого! Помогите нам, под вашим пристальным о нас попечением, устоять в Вере Апостольской и не быть втянутыми в новый душегубительный «поместноцерковный» раскол. Только лишь под вашим смотрением мы сможем до конца познать Молитву Святого Праведного Иоанна Кронштадского: «Господи, Ты видишь хитрость врагов Православной Веры и Церкви Твоей и их рвение одолеть Ея. Положи им конец, да умрет с этими людьми все лукавое дело их.»
С сыновним поклоном и смирением,Евгений
Максименко
26 июля 2005 года
Священный
Синод Украинской Православной Церкви
направил Президенту Украины В.А.Ющенко
обращения
по вопросам преодоления раскола и
провозглашения дня памяти св.Владимира
Национальным праздником
26 июля 2005 года в Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. В работе Синода участвовали: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, митрополит Луцкий и Волынский Нифонт, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий и епископ Криворожский и Никопольский Ефрем.
Священный Синод принял обращение к Президенту Украины В.А. Ющенко относительно проблемы преодоления раскола в украинском Православии. Полный текст обращения приводится ниже:
Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины В.А.Ющенко
относительно ведения переговорного процесса для преодоления раскола в украинском Православии
Многоуважаемый Виктор Андреевич!
Епископат, духовенство и верующие Украинской Православной Церкви серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией в Украинском Православии. Раскол, как кровоточащая рана на теле церковном, приносит Церкви и нашему обществу только проблемы и трудности. Мы разделяем Вашу обеспокоенность такой ситуацией.
На встрече с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, которая состоялась 14 июня 2005 года, Вы инициировали проведение диалога с целью преодоления раскола в Украинском Православии. Украинская Православная Церковь поддерживает Вашу инициативу, она готова к такой работе и привлекает к этому своих представителей.
В своем выступлении на встрече, уважаемый Виктор Андреевич, Вы правильно отметили, что объединение Православия на Украине и приобретение Православной Церковью соответствующего канонического статуса "не может решаться неканоническим путем и остается исключительной прерогативой Церкви". Эта проблема может быть решена только в русле богословских дискуссий и в рамках канонических норм. Искусственное ускорение этого процесса, его политизация могут привести только к отрицательным результатам, стать причиной новых расколов. Тогда идея создания единой Православной Церкви на Украине будет похоронена раз и навсегда.
Мы осознаем сложность этого вопроса и хотим напомнить о тех препятствиях, которые стоят на этом пути. Руководитель так называемой УПЦ КП, Михаил Денисенко, не может быть стороной в переговорах, поскольку он отлучен от Церкви. Это обстоятельство является существенным каноническим препятствием в конструктивности ведения диалога.
Кроме того, мы должны констатировать тот факт, что в последнее время представители "Киевского патриархата", зачастую при поддержке представителей государственной власти, ведут себя агрессивно по отношению к приходам и верующим Украинской Православной Церкви.
В связи с этим обращаемся к Вам, уважаемый Виктор Андреевич, с просьбой запретить представителям государственной власти на местах вмешиваться в церковные дела. Подобные действия нарушили относительное спокойствие в межконфессиональных отношениях. Вести переговорный процесс в таких условиях будет очень трудно или он станет вообще невозможным.
Пока межконфессиональная ситуация в Украине не изменится к лучшему, пока не утихнут эмоции и страсти, было бы желательным оставить пока "статус кво" в вопросе объединения Украинского Православия.
Полагаясь на волю Божию, Украинская Православная Церковь готова трудиться для достижения единства среди православных Украины, однако, объективно оценивая реалии настоящего, предостерегаем от каких бы то ни было резких действий и шагов в этом процессе.
Надеемся на понимание нашей позиции.
Призываем Божие благословение на Ваши труды на благо государства и украинского народа.
Также Священным Синодом было принято обращение к Президенту Украины В.А. Ющенко относительно провозглашения дня памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля) Национальным праздником Украины.
"Личность святого князя Владимира на протяжении тысячелетней украинской истории оставалась непререкаемым символом нашей Православной Церкви и украинской государственности", - говорится в послании. Князь Владимир, "который просветил страну не только светом Крещения, но и светом наук и искусств, как величайший зодчий украинской православной духовности достоин особого почитания современниками".
В свое время князь Владимир "силой своего духа, мужественностью и мудростью в очень сложное время сумел объединить и просветить свой народ". Священный Синод Украинской Православной Церкви выражает надежду на то, что "во время межконфессиональной нестабильности историческая личность святого князя Владимира, как и тысячу лет назад, станет не только символом примирения христиан в Украине, но и объединительным началом для всех нас, граждан Украины".
Решением Священного Синода также благословлено открытие новых монастырей в Киевской, Мукачевской, Херсонской и Хустской епархиях Украинской Православной Церкви.
http://www.mospat.ru/text/msgsfromour/id/9886.html
Предстоятель
Украинской Православной Церкви Блаженнейший
митрополит Владимир:
"Государство не может брать на себя функции
примирения человека с Богом"
- Ваше Блаженство! В последнее время произошло много событий, и во внутренней и в международной жизни, которые оказали влияния и на церковно-государственные и на межконфессиональные отношения на Украине:
- Главное событие - это Светлое Христово Воскресенье, праздник праздников и торжество торжеств. Если Христос не воскрес, то напрасны вера и труды наши, бессмысленны все прочие события и отношения и в Украине, и за ее пределами. Мы прошли долгий период Великого поста, время покаяния, молитвы, духовного возрастания, общения с Господом и встретили Пасху Господню. Отрадно, что в этом году, только по официальным данным, в Пасхальных богослужениях приняли участие более 11 миллионов. Значит, все больше людей находит дорогу к храму. В Пасхальную ночь в Лавре молились более 50 тысяч верующих, был Президент, другие руководители государства. Они участвовали в крестном ходе, некоторые приняли Святое Причастие.
- Однако многие отметили странную особенность. В последнее время Вы часто встречались и с Виктором Ющенко, и с Владимиром Литвином, с другими руководителями государства на открытии чернобыльских поминальных дней, в Вербную неделю, на Пасху. Десятки телекамер снимали ваши встречи, а в репортажах, показанных по ТВ, многие телеканалы старательно вырезали из кадра Предстоятеля Церкви или показывали мельком, не упоминая о нем:
- На церковные праздники мы специально не приглашаем ни представителей власти, ни телевидение. То, что руководители страны публично приходят на богослужения, - это свидетельство уважения к Церкви своего народа. Если телеканалы подают недостоверную или искаженную информацию, то вопросы следует задавать им. Никто не отнимал у нашего народа права на достоверную информацию, а политическая цензура - та же фальсификация реальности. Впрочем, мы переживали и более мрачные времена, когда я давал по десять интервью в день, но ни одного слова ни в печатных, ни в электронных СМИ не появлялось.
- Как Вы оцениваете первые "сто дней" новой власти?
- Те 17 направлений работы, о которых объявила Юлия Владимировна Тимошенко в своем отчете на заседании Правительства, свидетельствует о том, что новая власть ставит перед собой очень напряженные социальные задачи. Их выполнение потребует огромных усилий не только руководителей всех уровней, но и общества. Для этого, конечно, нужна консолидация, вовлечение в дело государственного домостроительства всех слоев и общественных групп. Сегодня более или менее улажена проблема с пенсиями, чрезвычайно важным было решение о значительном увеличении помощи матерям при рождении ребенка. Была представлена очень своевременная инициатива о борьбе с беспризорностью.
- Но ведь исторически эта проблема решалась благодаря Церкви?
- Как и многие другие. И просвещение, и медицина, и искусство, и культура земледелия, садоводства, пчеловодства вышли из монастырей. Однако именно в опеке сирот, бездомных, больных, немощных, заключенных состояла главная социальная миссия Православной Церкви. Сегодня каждый из 11 тысяч православных приходов опекает близлежащие больницы, дома престарелых, детские дома, воинские части, школы, помогает одиноким и немощным села или микрорайона. У нас 170 монастырей, и мы ставим задачу, чтобы они были не только очагами молитвы, но и социального служения. Ныне приводится цифра в 200 тысяч беспризорных детей. Они - жертвы экономического и социального кризиса, который разрушил, деморализовал многие семьи. Восстановление учрежденного Богом института семьи, семьи многодетной, христианской, ее престижа, - это глобальная государственная и общественная задача. Мы ежегодно проводим международные конференции с участием богословов, ученых, социальных работников по вопросам семьи, знаем, насколько сложны эти проблемы, но отступать некуда. К сожалению, государственный аппарат продолжает действовать не как помогающая, а как запретительная система. Попробуйте открыть при приходе или монастыре благотворительную столовую или тот же приют, и вы столкнетесь с таким количеством всевозможных препон от хозяйственных до юридических, которые вообще можно преодолеть лишь в законодательном порядке.
Или возьмем проблему молодежи. Это одна из самых уязвимых частей нашего общества. Безработица, отсутствие социальной перспективы являются питательной средой для апатии, толкают в сети наркомании и алкоголизма. Очевидно, что нынешняя атеистическая система воспитания не в силах дать того духовного корня, который помог бы молодому человеку выстоять, обрести правильные жизненные ориентиры. Однако не только учебный предмет Закона Божия, но и Основы православной культуры не могут утвердиться в программе вузов и школ. Это те социальные проблемы, в разрешении которых государство и Церковь должны сотрудничать.
- Какие вопросы обсуждались во время встреч с Президентом Украины?
- Виктор Андреевич был приятно удивлен преобразованиями, которые увидел в монастыре, интересовался нашими проблемами.
Я высказал ему наше беспокойство по поводу того, что в некоторых областях представители светской власти подталкивают раскольников на захваты православных храмов. Два таких случая произошло в Черновицкой епархии, по одному - в Луцке, Тернополе, Херсоне. Президент заявил, что возьмет эти дела под свой контроль.
- Однако в Интерне появились множество самых невероятных версий касательно отношений власти и Церкви, пишут даже о неком заговоре против Православной Церкви на Украине. В частности, якобы супруга Президента Екатерина Чумаченко принадлежит к американским автокефалистам, и поэтому кем-то решено кого-нибудь из американских епископов и поставить во главе Православной Церкви.
- Не стоит комментировать всякие досужие домыслы. Страной руководят ответственные люди, и я не думаю, что они пойдут на какие-то антицерковные авантюры, как это было при Леониде Кравчуке, организовавшем раскол.
- Но ведь приезжал на Украину архиепископ Всеволод (Майданский), чьи высказывания о "канонических территориях" наделали много шума в религиозных СМИ. Кто он такой и как относиться к его словам?
- Он принадлежит к бывшей "автокефальной церкви" нашей диаспоры в США. Она не признавалась Вселенским Православием, поскольку истоками своими имела революционных самосвятов из УАПЦ 1922 года. У них три епископа, которыми руководит митрополит Константин (Баган). 15 лет назад она насчитывала несколько десятков приходов, сегодня архиепископ Всеволод говорит, что у него шесть приходов. Нет верующих, не на что содержать храмы и священнослужителей. Поэтому лет десять назад она перешла на английский язык богослужений, приходы ее вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви, что вызвало в них новые недовольства и расколы. Когда они были в расколе, то служили с нашими раскольниками, теперь каноны Церкви запрещают им это делать, поэтому и ведутся разговоры о "канонических территориях", чтобы иметь доступ к православной пастве Украины. Как к этому относиться? Есть древняя каноническая территория Русской Православной Церкви, соответственно, есть каноническая территория Митрополита Киевского и всея Украины. Его юрисдикция распространяется на все епархии и приходы Украинской Православной Церкви, которая является благодатной, выполняющей свою спасительную миссию, что признавалось и признается, как Западной, так и Восточными Церквами. Триста лет это не подвергалось сомнению, а теперь кто-то решил подвергнуть. Если бы кто-то заявил, что признает Украину лишь в границах 1654 или 1918 годов, то как бы вы к этому отнеслись? Как к провокации. Так же расценили высказывание архиепископа Всеволода православные. Кстати, когда он у меня был на приеме, такие мысли ему в голову не приходили.
- Но ведь известно, что наши чиновники за государственный счет возили раскольников в Константинополь, пытаясь их как-то пристроить. Консультант Президента А.Саган заявил: администрацию очень беспокоит то, что часть православных Украины "имеет приставку неканоничности", чувствует себя изгоями в христианском мире, и держава "должна им помочь".
- Светское государство не может брать на себя функции примирения человека с Церковью и Богом. Верующий человек сам должен это делать, а не искать адвокатов и кривые пути. Бог не оставляет никого. За тысячелетия своего существования Святая Церковь выработала правила, по которым всякий оступившийся может вернуться в лоно Матери-Церкви. Чтобы их узнать, не обязательно ехать в Константинополь, достаточно обратиться к любому приходскому священнику.
- Ваше Блаженство! Вы не единожды говорили, что молитесь за то, чтобы к власти на Украине пришли если не православные, то симпатизирующие Православию лидеры. Болгарскую Православную Церковь 15 лет терзал раскол, который инициировали светские власти, создавшие "параллельную", "истинно болгарскую", "демократическую Церковь", передав ей храмы канонического Православия. Когда же несколько лет назад к власти пришли действительно верующие люди (партия царя Симеона), раскол был преодолен: все храмы были возращены законному владельцу, а неканоническим "церквям" запрещено именоваться православными. Приемлем ли для нас болгарский путь преодоления раскола?
- Это не болгарский, а законный, демократический путь. Церковь у нас отделена от государства, все Президенты говорили о партнерских отношениях и сотрудничестве Церкви и государства. Однако лишь в Украине государство не хочет давать Церкви статус юридического лица. Этого статуса мы были лишены еще ленинским репрессивным правительством. За свою тысячелетнюю истории Украинская Православная Церковь не разрушила ни одного государственного здания, не притесняла ни одного чиновника, в то время как государство разрушило десятки тысяч православных храмов, экспроприировало практически все имущество, казнило и погубило в лагерях более 100 тысяч православных священнослужителей из Украины. Сегодня оно распоряжается нашими храмами и имуществом, отдает их в аренду и пользование сторонним организациям, хотя Украина взяла на себя обязательства перед Советом Европы вернуть всю собственность Церкви. Можно ли назвать такое партнерство честным и равноправным? В Луцке и Ровно еще в начале 1990-х были захвачены наши кафедральные соборы. Высшие судебные инстанции Украины постановили вернуть их законным владельцам, но исполнительная власть не выполняет эти решения. Невыполнения законов именуется беззаконием. В Болгарии просто решили с ним, как с наследием тоталитарного прошлого, покончить. Нынешнее наше правительство заявило, что для него прежде всего - вера. Будем молиться о том, чтобы законные права Православной Церкви в Украине наконец-то были восстановлены.
- Ваше Блаженство! Избран новый Папа Римский Бенедикт XVI. Как это отразится на православно-католических отношениях в Украине. Говорят, Вы давно знакомы с новоизбранным Папой?
- Это было в 1970-е годы, когда я был ректором Московской Духовной академии и семинарии. Кардинал Ратцингер пригласил меня в Мюнхен, где был ректором Богословского института. Я гостил у него 12 дней, он очень глубокий богослов и неутомимый организатор. Он знакомил меня не только с методикой преподавания, богословскими исследованиями, издательской деятельностью в его учебном заведении, но и с социальной работой в епархии: мы посещали катехизаторские курсы для молодежи, богадельни и т.д. Тогда в Советском Союзе вообще была запрещена не только миссионерская, но и благотворительная деятельность вне храма, и то, что я увидел у кардинала Йозефа Ратцингера, произвело на меня большое впечатление. Он очень интересовался православной догматикой, хотел ознакомиться с нашими учебными заведениями. Я пригласил его посетить Московскую и Ленинградскую Духовные академии. Но бывший тогда Совет по делам религий при Совете Министров СССР воспротивился, и визит кардинала не состоялся. У меня остались очень добрые воспоминания, я привез его богословские работы, одну из них - по катехизации молодежи - мы даже тогда перевили на русский язык.
Я думаю, что отношения между нашими Церквами улучшатся. Новый Папа сделал ряд важных заявлений. Прежде всего, о том, что наша Православная Церковь в полном объеме осуществляет свою спасительную миссию в отношении окормляемого ею народа. Поэтому, думаю, напор католического прозелитизма, в чем православные в последние годы постоянно обвиняли Ватикан, будет ослаблен. Папа напомнил знаменитую формулу Второго Ватиканского собора о Православии и Католицизме как "двух легких" единой Христовой Церкви, заявил о необходимости убрать все препятствия на пути к диалогу и сотрудничеству. В любом случае в католическо-православных отношениях будет меньше политического, а больше церковного.
- Как Вы относитесь к дискуссии, разгоревшейся у нас по поводу празднования юбилея Дня Победы?
- Наша точка зрения известна: Победа - одно из самых выдающихся событий за всю историю нашего народа. Недаром фронт, который брал Берлин, носил название "Украинский". Мы воевали со злом, злом всемирным, и жертвенным, поистине христианским подвигом нескольких поколений наших людей победили. Сегодня, во времена нравственного упадка и апатии среди молодежи его надо всячески пропагандировать как пример для подражания. Победителям было многократно труднее, но они превозмогли себя, осиротевшие, покалеченные, не утеряли смысла жизни, в братском труде восстановили страну, вырастили детей. Свет их подвига - на века. И, думаю, не надо отказываться от того, чтобы раз в году, в назидание потомкам, и салютом, и парадом чествовать и павших воинов, и живых.
Что касается примирения представителей разных сторон, участвовавших в войне, то Христос Спаситель призывал быть в мире со всеми. Однако не стоит требовать братания между ветеранами Отечественной войны и теми, кто воевал в УПА. Освободителям Киева трудно примириться со смертью генерала Ватутина, погибшего от рук УПА. Можно вспомнить и о митрополите Алексии Громадском, о других жертвах, которые никакого отношения ни к довоенным, ни к послевоенным репрессиям на Западной Украине не имели. И ветеранам УПА надо примириться сначала с этими жертвами, по крайней мере, не героизировать то, что героизации не подлежит. Прощать и примиряться необходимо - это основа Евангельского закона. Однако прощение всегда следует после покаяния и осознания сделанных ошибок.
Интервью вел В.Анисимов
http://www.mospat.ru/text/news/id/9753.html
Комментарий
Службы коммуникации Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата
по вопросу о перенесении резиденции главы
Украинской Греко-Католической Церкви в Киев
24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. В этой связи Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила комментарий, текст которого приводится ниже.
Служба коммуникации ОВЦС считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа:
"Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем - являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий".
Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как "существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий", противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви.
Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как "эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу Апостольского преемства - Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны" ("Unitatis redintegratio", гл. 3, I, 15).
После Второго Ватиканского Собора по отношению к Православной Церкви стал употребляться термин "Церковь-сестра". В энциклике Папы Римского Иоанна Павла II "Ut unum sint" эта позиция выражена довольно ясно: "После Второго Ватиканского Собора, сообразуясь с этой традицией, был восстановлен обычай применять наименование "Церкви сестры" к Поместным Церквям, собранным вокруг их епископов. Последующая отмена взаимных анафем, устраняя болезненное препятствие канонического и психологического порядка, стало весьма знаменательным шагом на пути к полному единству" ("Ut unum sint", параграф 56).
Эти решения Собора и Предстоятеля Римско-Католической Церкви означают, что она в своих отношениях с Православными Церквами перешла от принципов межконфессионального соперничества к принципам братского сотрудничества в среде Церквей, признающих друг друга таковыми. Это, естественно, предполагает и признание различных сфер пастырской ответственности - канонических территорий.
Таким образом, признавая "одно и тоже происхождение" православных и греко-католиков на Украине, но отвергая необходимость соблюдения принципа канонической территории из-за отсутствия "канонического сопричастия", руководство Украинской Греко-Католической Церкви не только отвергает решения Второго Ватиканского Собора, имеющего в Римско-Католической Церкви статус Вселенского, но и отказывается следовать выработанной этике православно-католических отношений, которая не предполагает учреждения параллельных иерархических структур.
"Греко-католики, как и многие православные в Украине, не считают, что привилегия Киевской Церкви, как колыбели византийского христианства, перешла в Москву".
Киев не был колыбелью византийского христианства. Он, как известно, получил крещение от Византии и стал таким образом колыбелью русского - в самом широком смысле этого слова - христианства. Можно соглашаться или нет с тем, что привилегии Киевской епископской кафедры перешли в Москву, однако несомненным историческим фактом является то, что Киевские митрополиты с середины 13-го века начинают регулярно посещать северо-восточные области Руси, пока окончательно не поселяются сначала во Владимире, а позже в Москве, при этом долгое время сохраняя свой титул.
"И собственно, Митрополит Киевский в 1596 году вместе с епископами своей Церкви решил подчеркнуть и подтвердить свое единство с Патриархом Римским, преемником святого Петра, и заключил Брестскую унию".
Митрополит Киевский не мог подчеркнуть или подтвердить свое единство с Римским престолом, поскольку после печально известных событий середины XI века вместе со всей полнотой Православной Церкви прекратил с ним общение и не имел единства. Акт унии означал установление общения Киевского епископа с Римским епископом, но за счет разрыва общения с епископом Константинополя, в чью юрисдикцию он в то время входил, а через последнего - и со всей полнотой Вселенского Православия. Таким образом, Киевский митрополит по крайней мере дважды грубейшим образом нарушил нормы церковного права: он самовольно отлучился от своего законного Первоиерарха - в то время Константинопольского Патриарха, и вступил в общение с иерархом, с которым Константинопольский Патриарх, а равно все прочие православные иерархи, не имели общения. Данный акт Киевского митрополита следует рассматривать не иначе как схизму - незаконное отложение от своего Первоиерарха, - а его самого как утратившего достоинство Киевского первоиерарха.
Также необходимо отметить, что Киевский митрополит разорвал общение с Православной Полнотой и вступил в общение с Римом, не будучи поддержан своей паствой, которая осталась верна Православию и не последовала за своим епископом. Фактически, он перешел в унию без своей Церкви. Таким образом, с точки зрения самой Церкви в пределах Польско-литовского государства, Киевский митрополит и те из иерархов, которые вместе с ним вступили в унию, перестали представлять свою паству.
Именно в силу этих причин православный народ начал бороться за поставление новых иерархов взамен ушедших в унию. В результате этой борьбы Иерусалимский Патриарх Феофан в 1620 году возвел на Киевскую кафедру нового митрополита и восстановил православную иерархию в пределах Польско-литовского государства. С точки зрения православного народа Речи Посполитой, в период с 1596 по 1620 год Киевская кафедра пустовала, а униатские митрополиты, занимавшие ее, были в действительности ее узурпаторами. Если бы это было не так, то православный народ, при поддержке православной аристократии и казачества, не добивался бы восстановления церковной иерархии.
Сама униатская иерархия тоже не рассматривала себя как параллельную православной или как "одну из четырех частей первобытной Киевской Церкви", - как сейчас утверждается в заявлении Пресс-службы УГКЦ. После униатского собора 1596 года Православная Церковь была выведена за рамки правового поля, оказалась вне закона. С точки зрения Польско-литовского государства, а также униатской иерархии, она перестала существовать как правовой субъект.
На фоне юридического бесправия Православной Церкви против нее были развязаны настоящие гонения на местах. В частности, по свидетельству многих документов эпохи, включая многочисленные судебные жалобы, в результате действий или попустительства властей, подбадриваемых униатскими иерархами, отбирались и опустошались православные церкви и монастыри, осквернялись святыни; православных священников преследовали, лишали имущества и вынуждали подчиняться епископам, принявшим унию; православное население грабили и убивали, не позволяли заниматься ремеслом, выступать свидетелями в судах, заключать православные браки.
В связи с вышеизложенным, тезисы УГКЦ в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой церкви в Киев, с исторической и канонической точки зрения являются несостоятельными. В контексте же православно-католических отношений это действие может иметь весьма негативные последствия. Особенно же в том случае, если будет сопровождаться нарастанием миссионерской активности УГКЦ среди православных украинцев.