"Поместная Церковь в Украине уже существует"

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Киевскому бюро американского информационного агентства "Ассошиэйтед-пресс"

- Ваше Блаженство, насколько сейчас реально создание единой Поместной Православной Церкви на Украине?

- Отвечая на этот вопрос, начну с того, что Поместная Церковь в Украине уже существует - это Украинская Православная Церковь, которая восходит ко временам святого великого равноапостольного князя Владимира - Крестителя Киевской Руси. "Поместная" - это территориальное обозначение, которое применяется как к Полноте определенной автокефальной Церкви, так и к ее составляющей единице - епархии, (определенной территории, местности), возглавляемой епископом. Судьбы Православной Церкви в Украине были разными. Ей приходилось переживать периоды гонений и упадка, расцвета и духовного возрождения. Сегодня Православная Церковь в Украине объединяет 35 епархий, которые насчитывают 11 тысяч приходов. Украинская Православная Церковь имеет канонический статус и является "самостоятельной и независимой в своем управлении", как об этом говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года.

Второе, что хотелось бы отметить - это замечание относительно самого термина "создание" в контексте поставленного вопроса. Обращаю Ваше внимание на то, что это слово, которое регулярно повторяют политики и разные деятели "от религии", применительно к Церкви употребляться вообще не может. Церковь создана один раз своим Главой - Господом нашим Иисусом Христом и является, по словам апостола Павла, Его Телом. Вероятнее всего, в данном случае имеется в виду приобретение Украинской Православной Церковью нового канонического статуса, вследствие чего она бы заняла соответствующее ей место в Диптихе Православных Церквей. Это реально. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении (от 27.07.93) к верующим говорил, что мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем.

Скоро ли это будет? Ответить очень трудно. Это зависит не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находятся вне церковного единства со Вселенским Православием. Возможность приобретения Украинской Православной Церковью нового канонического статуса зависит от единства Православной Церкви в Украине. А это единство возможно исключительно в русле канонического права, то есть в результате возвращения в Церковь тех, кто от нее по тем или иным причинам отпали. Наша Церковь рассматривает членов религиозных организаций, зарегистрированных в государственных органах Украины как "православные церкви" с определенными оговорками в названиях, не иначе, как своих чад, которые, надеемся временно, находятся вне церковной ограды. И эту точку зрения поддерживает и разделяет весь православный мир.

В настоящее время, с точки зрения канонического права, которое является своего рода церковной конституцией, эти организации скорее не религиозные, а общественные, поскольку в их "иерархии" отсутствует апостольское преемство. Украинская Православная Церковь с терпением и материнской любовью ждет их возвращения, дабы в конце концов воцарился церковный мир. Только в этом случае мы сможем с чистой совестью сказать всему миру, что у нас единая Церковь.

- Украинская православная церковь киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь начали процесс объединения. Присоединится ли Украинская Православная Церковь Московского Патриархата к этому союзу?

- Не знаю, о каком процессе идет речь. Эти две организации существуют отдельно друг от друга, и никакого процесса объединения не наблюдается. Если же имеется в виду обнародованное недавнее подписание договора между двумя священниками, то это их личное дело, и вышеназванные организации это ни к чему не обязывает. А позиция Украинской Православной Церкви по этому вопросу уже была выражена выше.

На что бы я хотел еще обратить внимание, так это на то, что упомянутой Вами в вопросе "Украинской Православной Церкви Московского Патриархата" не существует. Есть Украинская Православная Церковь. И с этим уставным названием она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Дополнение "Московский Патриархат" возникло намного позже с целью различения от "УПЦ-КП", которая без приставки "КП" существовать не может, поскольку является новой организацией, которая взяла часть названия от Украинской Православной Церкви.

- Киевская Митрополия, согласно заявлению Константинополя, не является канонической территорией Московского Патриархата. Значит ли это, что Константинополь поддерживает Украинскую православную церковь киевского патриархата?

- Отвечу словами Патриарха Варфоломея, который однозначно высказался, что такого института, как "Киевский патриархат", в православном мире не существует. Предыдущему вице-премьер-министру Николаю Жулинскому Патриарх в свое время говорил, что Филарета (главу "КП") никто не признает как архиерея, о чем и информировал тогдашнего президента Л. Кравчука.

Что касается приведенного заявления относительно канонической территории, то Константинополь его не делал. По крайней мере, я с этим заявлением не знаком. Если идет речь о высказываниях архиепископа Скопелосского Всеволода, то это его собственные слова, которые не имеют статуса официального заявления. Что касается поддержки Константинополем "КП", то тот же владыка Всеволод, насколько мне известно, придерживается, как и мы, того же канонического порядка. Он принимает "клириков" Киевского патриархата в лоно Православной Церкви не иначе, как через покаяние и совершение над ними установленной хиротонии. Как Константинополь может поддерживать УПЦ-КП, если он вообще не признает ее как Церковь?

- Как Вы относитесь к заявлениям о том, что Украинская Православная Церковь вмешивалась в Президентские выборы 2004 года и поддерживала одного из кандидатов?

- Украинская Православная Церковь не могла и не вмешивалась в выборы уже только потому, что, несмотря на многочисленные просьбы, до сего времени не имеет статуса юридического лица.

Священноначалие Церкви не делало от ее имени никаких официальных заявлений в чью-либо поддержку, а только они имеют общецерковное значение и авторитет.

Упомянутые Вами случаи "вмешательства", которые все-таки имели место, не были общецерковной позицией, а отражали отношение определенных иерархов, клириков и мирян - их мнение как граждан нашего государства. В некоторых случаях они были плодом политизации межконфессиональных отношений в Украине, вмешательства органов государственной власти и административного ресурса в церковную жизнь. Однако, как показало время после выборов, опасения не были беспочвенными. Во многих регионах Украины межконфессиональные отношения обострились, вплоть до физического вмешательства. Надеемся, что это явление временное, и настоящая демократизация общества на правовых основах позволит Церкви и государству строить свои взаимоотношения по европейским стандартам.

Перевод с украинского

http://www.mospat.ru/text/news/id/9669.html