14 сентября 2006
года
Вторая статья из цикла о реформе МВФ.
(По мнению экспертов, он может играть роль арбитра в международной валютной системе и координатора финансово-экономической политики стран)
Вашингтон. Управленческая реформа в Международном валютном фонде необходима для того, чтобы эта организация, будущее которой остается предметом дебатов, способствовала финансово-экономической стабильности в мире, считает ведущий эксперт, занимающийся вопросами, связанными с этим учреждением.
Эдвин Трумэн, старший научный сотрудник Института международной экономики в Вашингтоне, сказал, что еще далеко до ответа на вопрос о том, какая миссия и какие цели уместны для фонда, сталкивающегося с проблемами 21-го века.
Хотя акционеры Международного валютного фонда и экономисты из частного сектора критикуют фонд, называя его слабым, неэффективным и не способным сосредоточиться на решении конкретных проблем, они расходятся во мнениях о том, какой курс должно взять это учреждение, сообщил он 6 сентября в интервью "Вашингтонскому файлу".
"Если фонд собирается играть роль глобального координатора, последней инстанции или вообще какую-либо глобальную роль, он должен восприниматься различными странами как легитимный орган", - сказал Трумэн.
По его словам, вряд ли Международный валютный фонд будут считать таковым, если страны, в которых за последние десятилетия произошел быстрый рост, не будут полноценно участвовать в управлении фондом и принятии решений.
Рассчитанный на два года пакет управленческих реформ Международного валютного фонда, по которому первоначально в процессе принятия решений должны усилиться полномочия "наиболее слабо представленных стран, в том числе Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции", предстоит обсудить 19-20 сентября на заседании фонда в Сингапуре, сообщается в распространенном 1 сентября пресс-релизе Международного валютного фонда.
Соединенные Штаты и другие развитые страны надеются, что воодушевленные этой реформой страны с формирующимся рынком возьмут на себя больше ответственности за международные экономические и финансовые дела, отметил Трумэн.
По мнению большинства экономистов, в условиях, когда мировая экономика становится все более взаимозависимой, финансовая, денежная и валютная политика одной крупной страны может влиять на международную экономическую систему в целом.
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Американские должностные лица и законодатели утверждают, что Китай и некоторые другие азиатские страны с формирующимся рынком увеличивают мировые дисбалансы текущих счетов и подрывают американский промышленный сектор, искусственно поддерживая низкий курс своих валют.
Соединенные Штаты убеждают Международный валютный фонд помочь улучшить эту ситуацию, усилив надзор за политикой обменных курсов и смежными направлениями макроэкономической политики.
Недавно директор-распорядитель Международного валютного фонда Родриго де Рато высказался за усиление надзора в рамках среднесрочной стратегии фонда.
Надзор предполагает мониторинг финансово-экономической политики и условий в отдельных странах и проведение с ними консультаций о национальных и международных последствиях этой политики с целью поддержания международной валютной стабильности и предотвращения кризисов.
Еще предстоит увидеть, в какие именно инициативы воплотится новый акцент на надзор, и дадут ли эти инициативы конкретные результаты, сказал Трумэн. По своему уставу Международный валютный фонд имеет право сделать вывод, что та или иная страна манипулирует своей валютой для получения нечестной выгоды, и предложить ей принять исправительные меры. Однако фонд, по словам Трумэна, ни разу этого не делал и вряд ли сделает в будущем.
Моррис Гольдштейн, коллега Трумэна в Институте международной экономики, в опубликованной в 2006 году работе утверждает, что если фонд не станет более жестко подходить к надзору за обменными курсами, можно ожидать больше предложений об исправительных мерах на национальном уровне, "где протекционистские угрозы, вероятно, будут наибольшими".
ДЕНЕЖНЫЙ АРБИТР?
Адам Леррик, экономист Университета Карнеги-Меллона и Американского института предпринимательства, заявил, что надзор как механизм, позволяющий Международному валютному фонду высказывать мнение о политике страны, желателен. Но, поскольку у фонда нет возможностей обеспечить выполнение своих рекомендаций, страны едва ли будут уделять им много внимания, если они не нуждаются в деньгах фонда или если эту позицию не реализуют финансовые рынки, сказал он в интервью 6 сентября.
"Не следует рассчитывать, что надзор по линии Международного валютного фонда устранит глобальные дисбалансы", - заявил Леррик.
Трумэн высказал мнение о том, что Международный валютный фонд может играть роль арбитра в международной валютной системе и координатора финансово-экономической политики стран. Это может произойти лишь в том случае, если он сможет стать более энергичным и "называть и порицать" конкретные страны, а не только тихо убеждать их, сказал он.
Такой денежный арбитр важен для "нормального функционирования мировой экономики", заявил Трумэн.
Гольдштейн предложил Международному валютному фонду пересмотреть и при необходимости изменить принципы надзора, публиковать полугодовые доклады с выявлением стран, чья валютная политика вызывает озабоченность, и чаще и энергичнее взаимодействовать с этими странами в форме специальных консультаций.
Еще одна инициатива, начатая недавно Международным валютным фондом, могла бы помочь ему играть роль глобального арбитра и координатора. Фонд начал многосторонние консультации, направленные на преодоление глобальных дисбалансов текущих счетов, с такими основными экономическими структурами, как Соединенные Штаты, Китай, Европейский союз, Япония и Саудовская Аравия.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/ )
russian&y=2006&m=September&x=20060914081945SAikceinawz0.8389704