voda8@yandex.ru
27 апреля 2006 г
НОВОСТИ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"
25 апреля 2006 г. состоялось очередное заседание Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству по проекту ФЗ «О персональных данных».
В ходе обсуждения поправок было озвучено предположение, что проект закона будет рассматриваться на Совете Государственной Думы в конце мая – июне 2006г.
Тем не менее, его продвижение идет далеко не так быстро и «гладко», как того хотелось бы разработчикам.
В феврале 2006 г. на заседании Рабочей группы Председателем Комитета Плигиным В.Н было категорически отвергнуто предложение адвоката Яковлевой О.А. о проведении повторной экспертизы проекта ФЗ «О персональных данных» Правовым управлением Аппарата ГД. Предложение было вызвано тем, что имеющееся заключение Правового управления не соответствует требованиям Регламента ГД, в частности не содержит ответа о соответствии законопроекта Конституции РФ. Это предложение о повторной экспертизе поддержано тысячами граждан, направившими в Государственную Думу обращения с теми же требованиями. Кроме того, аналогичное обращение направил и депутат ГД Чуев А.В.
Комитет по регламенту и организации работы Государственной Думы в письме от 30.03.2006 г. на имя депутата Чуева А.В. подтвердил, что заключение Правового управления не в полной мере отвечает требованиям Регламента ГД, поскольку не содержит ответов на вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 112 Регламента ГД.
Таким образом, Государственная Дума признала обоснованность требований граждан
Результатом наших последовательных правовых действий и действий депутата явилось то, что экспертиза проекта ФЗ «О персональных данных» с соблюдением требований Регламента ГД будет проведена. На заседаниях Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству (17.04, 25.04.2006г.) его Председатель, Плигин В.Н. сообщил, что проект ФЗ «О персональных данных» ко второму чтению направлен в Правовое управление Аппарата ГД для проведения экспертизы.
В соответствии с требованиями статьи 112 Регламента ГД в заключении должны быть даны прямые ответы о соответствии Конституции концептуальных положений законопроекта.
В частности, статья 3 определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к физическому лицу. Статьи 10, 11 допускают при минимальных ограничениях сбор и обработку информации, относящейся ко всем сферам жизни человека, включая духовную жизнь, личную жизнь, состояние здоровья. Формально сбор и обработка биометрических персональных данных допускаются при наличии согласия человека. Однако введение электронных средств взаимодействия во всех сферах жизни ставит людей в ситуацию, когда это согласие будет вынужденным, тем более, что законопроект не предусматривает альтернативной системы учета. Проект предусматривает введение идентификаторов, заменяющих имя человека, а также создание регистров населения. Отсутствие положений о едином идентификаторе и едином регистре не меняет дела. Концепция закона нарушает основополагающие конституционные права граждан, гарантированные статьями 2, 7, 17, 19, 21, 22, 23, 27,28, 29, 55 Конституции РФ.
Необходимо направлять в Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращения с требованиями дать заключение о соответствии Конституции РФ концептуальных положений проекта закона и предоставить гражданам возможность ознакомления с заключением экспертизы Правового Управления Аппарата ГД.
Эти действия являются реализацией наших конституционных прав.
Статья 32 гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
В соответствии со статьей 24, п. 2 Конституции РФ органы государственной власти обязаны «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Текст запроса на информацию.
Контактная информация: 115573, Москва, а\я 146, «Право на
жизнь» |
Начальнику Председателю
Адрес: 103265, Москва, Охотный ряд, 1.
Адрес для ответа: __________________________________ |
Коллективный запрос на информацию, затрагивающую конституционные права граждан и представляющую общественный интерес
На рассмотрении Государственной Думы находится проект ФЗ №217352–4 «О персональных данных». Указанный законопроект вызывает активный протест общественности. Концептуальные положения проекта нарушают Конституцию РФ. В Государственную Думу к Президенту РФ поступают десятки тысяч обращений граждан с требованиями не допустить принятия антиконституционного закона. В ходе подготовки проекта ко второму чтению в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству направлен ряд обращений о проведении Правовым управлением ГД экспертизы данного законопроекта с соблюдением требований ст. 112 Регламента ГД:
на заседании рабочей группы подано обращение адвоката О.А. Яковлевой о проведении дополнительной экспертизы проекта ФЗ «О персональных данных» Правовым управлением с соблюдением требований ст. 112 Регламента ГД (от 28 февраля 2006 г.);
депутатом Чуевым В.Н. направлено предложение о проведении дополнительной экспертизы проекта ФЗ «О персональных данных» Правовым управлением с соблюдением требований ст. 112 Регламента ГД;
на имя Председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина направлены тысячи обращений граждан с требованием проведения Правовым управлением Государственной Думы экспертизы с соблюдением ст. 112 Регламента Государственной Думы для установления соответствия положений законопроекта Конституции РФ.
Нарушение Регламента ГД констатируется Комитетом по регламенту и организации работы Государственной Думы. В письме от 30.03.2006 г. на имя депутата Чуева А.В. указано, что заключение Правового управления не в полной мере отвечает требованиям Регламента ГД, поскольку не содержит ответов на вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 112 Регламента ГД.
Результатом обращений явилось решение о проведении экспертизы проекта ФЗ «О персональных данных» ко второму чтению.
На заседании Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству 19.04, 25.04.2006 г. Председатель Комитета Плигин В.Н. сообщил, что проект, переработанный ко второму чтению, направлен в Правовое управление Аппарата ГД для получения заключения.
При проведении экспертизы просим дать заключение на соответствие Конституции РФ (ст. 2, 7, 17, 19, 21, 22, 23, 27, 28, 29, 55) концептуальных положений законопроекта (ст.ст. 3, 10, 11, 14 и др.), затрагивающих конституционные права граждан, подлежащие особой защите, а также по вопросу допустимости введения понятий «идентификатор» и «регистр», «реестр» применительно к человеку.
Мы, граждане России, реализуя свои конституционные права, обращаемся за информацией непосредственно затрагивающей наши права и представляющей общественный интерес.
В соответствии со статьей 24, п. 2 Конституции РФ органы государственной власти обязаны «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Указом Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» доступ граждан и организаций к информации является формой общественного контроля за деятельностью государственных органов.
Просим предоставить копию заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ по проекту ФЗ «О персональных данных» ко второму чтению.Право граждан на получение указанной информации гарантируется Конституцией РФ и действующим законодательством.
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья 29, пункт 4
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ», принят 31.12.1993 г.
Право на информацию - одно из фундаментальных прав человека.
п. 3. Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающий личные интересы граждан;
в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений,
должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанных с соблюдением прав и законных интересов граждан.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ", принят 25.01.1995 г.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа
…
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов
1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Статья 24. Защита права на доступ к информации
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административный нарушениях.
Подписи граждан под запросом на информацию в Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, в Правовое управление Аппарата ГД об экспертизе проекта ФЗ «О персональных данных»
№ п/п | Ф.И.О. | Адрес | Дата | Подпись |