Накануне рассмотрения законопроекта "О персональных данных" во втором чтении президент Владимир Путин направил в Госдуму заключение, в котором говорится о нецелесообразности включения в закон статей №23 (о присвоении населению федеральными и региональными властями идентификаторов персональных данных) и №24 (о создании единого государственного регистра населения). Фактически, г-н Путин поддержал зампредседателя комитета Думы по природным ресурсам, депутата от КПРФ Владимира Кашина, который внес поправки об исключении этих статей из законопроекта. Примечательно, г-н Кашин в принципе выступает против данного закона и с помощью поправок надеется добиться того, что сами авторы законопроекта откажутся от него.
Госрегистр населения вместе с предназначенными для его функционирования идентификаторами персональных данных является самым спорным положением закона "О персональных данных". В Мининформсвязи, разработавшем проект закона, не видят в появление госрегистра ничего страшного. "Нигде не предусмотрен сбор единого электронного «мега-досье» на все население страны с данными о политических и религиозных предпочтениях и биометрической информации, - объясняли в министерстве. – В государственном регистре населения будут содержаться только фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и ссылки на другие информационные базы (пенсионного фонда, налоговой службы и др.). Это чисто технологическая система, которая будет использоваться для сверки данных, хранящихся в несвязанных между собой системах и не имеющих возможности прямого обмена данными. Соответственно, принцип создания и использования госрегистра населения никак не ведет к установлению тоталитарного контроля над гражданами и управлению жизнью человека".
Однако противники законопроекта видели в госрегистре угрозу для превращения в оруэлловское общество. "Создание госрегистра населения нарушает информационную приватность личности, делает ее прозрачной перед любым лицом, имеющим доступ к такому регистру, создает условия для нарушения фундаментальных прав и свобод физических лиц", - говорится в заключение комитета Госдумы по безопасности. "Действительно, поначалу в госрегистре будет храниться минимальное количество информации о каждом человеке, - опасается зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций, член фракции "Родина" Александр Чуев. – Однако постепенно будут появляться лоббисты, настаивающие на включении в этот все новых и новых данных. В какой-то момент дело в регистр попадет и биометрическая информация. Но и на этом власть не остановиться: когда станет понятно, что биометрику тоже можно подделать, населению в обязательном порядке начнут вживлять под кожу идентификационные чипы".
Впрочем, Владимир Путин не стал отвергать идею госрегистра как таковую. Он лишь отметил, что "разработка подобной системы предполагает ее нормативно-правовое обеспечение, что потребует принятия самостоятельного федерального закона о персональном учете населения". Стоит отметить, что проект соответствующего закона разрабатывался в правительстве еще с 1998 года. Кроме того, как отмечает замруководителя правового управления Госдумы Валентина Куренина, "в Конвенции Совета Европе "О защите прав граждан при автоматизированной обработке данных", во исполнение которой и принимается этот закон, ничего не говорится о создании некоего регистра, в котором будет собрана информация обо всех гражданах".
Стоит отметить, что "провести" через Госдуму положение о ведении госрегистра населения в виде отдельного законопроекта будет гораздо сложнее, чем сделать это вместе с законом "О персональных данных". Правда, для сторонников госрегистра еще не все потеряно, поскольку Мининформсвязи уже накопило опыт преодоления заключений президента: в 2003 году Путин высказался против ряда ключевых положений предложенного тогда министерством Закона "О связи", однако Дума все равно их утвердила.
Адрес статьи: http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2006/02/15/196185