КРУГЛЫЙ СТОЛ
По выработке
рекомендаций к законопроектам: «О персональных
данных»
и «Об информации, информационных технологиях и
защите информации».
Проведен: 6 февраля 2006г.
ОРГАНИЗАТОР:
Фракция КПРФ
Председательствующий:
Заместитель Председателя Комитета
Государственной Думы по природным ресурсам и
природопользованию В.И.КАШИН.
Состав участников: Депутаты, представители заинтересованных Комитетов Государственной Думы, представители заинтересованных министерств и ведомств, представители общественных организаций, видные ученые, представители СМИ. (список прилагается)
Число участников: более 200 человек
Место проведения: Охотный ряд, д. 1, Малый зал
Цель Круглого стола:
Установление конструктивного диалога между
общественностью, научными кругами,
законодательной властью. Выработка рекомендаций
к законопроектам.
Рекомендации:
1. Законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
не рекомендовать для рассмотрения во втором чтении, продолжить работу над проектом, одобрить и предложить принять пакет поправок, предложенных участниками Круглого стола.
2. Законопроект «О персональных данных» не
рекомендовать для рассмотрения во
втором чтении. Обратиться к депутатам с
требованием на основании п.6 ст.119 Регламента
Государственной Думы, ст. 2,3,15,18,24,32 Конституции РФ
принять решение о всенародном
обсуждении законопроекта, возвратить проект
Правительству для концептуальной
переработки.
Материалы Круглого стола:
1. Проект рекомендаций
2. Информационно-справочные материалы.
3. Пакет поправок к проекту закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации.
4. Поправки к проекту закона «О персональных данных» концептуального характера.
Законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации» нуждается в доработке и исправлении существенных недостатков, о которых говорится как в официальных заключениях, так и в отзывах и обращениях граждан.
В Заключении Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству имеется ряд замечаний принципиального характера, например, в нарушение положений Бюджетного кодекса РФ не указаны источники финансирования новых видов расходов, которые ранее не финансировались. Столь серьезный недостаток делает невозможным исполнение закона в случае его принятия. Кроме организационных и финансовых препятствий к принятию этого законопроекта, в заключении отмечаются и существенные правовые недостатки, свидетельствующие о небрежности и поверхностности, допущенные при его разработке. В Заключении Комитета Государственной Думы по информационной политике в числе других замечаний указывается на наличие внутренних противоречий в понятийном аппарате законопроекта, что также может привести к невозможности реализации этого закона.
Отдельно следует отметить многочисленные отрицательные отзывы, замечания и нарекания, высказываемые специалистами, практикующими юристами, общественными и религиозными деятелями.
Наиболее существенным недостатком признаётся закрепленное законопроектом отрицание исключительных прав гражданина на информацию о себе. Отсутствие положений, регулирующих порядок сбора информации, включая информацию о людях, создаёт условия для разного рода нарушений прав граждан.
Оценивая недостатки законопроекта в их совокупности, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости серьёзной доработки проекта, с учётом замечаний и предложений, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общественности, научных и деловых кругов.
Проект закона «О персональных данных» вызывает наибольшие споры и неприятие всех слоев российского общества. В многочисленных выступлениях указывается на недопустимость его принятия закона на основе концепции, нарушающей основополагающие конституционные права граждан и создающей угрозу национальной безопасности России.
Положениями законопроекта
- вводится обязательный для каждого человека, идентификатор персональных данных - личный код, заменяющий имя человека.
(носитель этой информации может технически совершенствоваться, вплоть до вживленных в тело человека электронных чипов, как это уже делается в США, Мексике, Бразилии, Португалии и других странах пока ещё на добровольной основе).
- на каждого гражданина заводится «электронное досье», где будут храниться личные данные о человеке, включая биометрические (отпечатки пальцев, структура сетчатки или радужной оболочки глаза, голос, походка, запах тела, структура ДНК и т.д.) Причем доступ самого человека к персональным данным о себе будет ограничен.
- В законе отсутствует альтернативная система учета данных о гражданах, это приведет к тому, что лица, не прошедшие обязательную «электронизацию», будут дискриминироваться - им, например, могут отказать в приёме на работу — то есть фактически будет организован своего рода «электронный апартеид».
- для хранения этой информации и дальнейшего распоряжения ею создаётся некий «государственный регистр населения РФ» - вопреки своему названию, совершенно надгосударственный орган тотального контроля над людьми и управления ими посредством воздействия на их здоровье и сознание, абсолютно не предусмотренный Конституцией РФ.
- В случае принятия данного закона фактически будут подорваны основы российской государственности, и прежде всего - Конституции РФ, т.к. сбор информации о людях грубо нарушает конституционные права граждан - право на свободу, неприкосновенность личности и частной жизни, личную и семейную тайну и т.д. (кроме ряда статей Конституции РФ - ст.ст. 21, 23, 24, 28, 55, законопроект нарушает ещё 26 российских законов).
Конструктивные и содержательные недостатки законопроекта не позволяют провести его доработку путем внесения поправок. Это вызывает необходимость возвратить законопроект Правительству для переработки концепции закона.
Многие тысячи граждан и общественные организации направили в Государственную Думу обращения с требованиями не допустить принятия антиконституционного закона.
Конституция РФ (статья 32) гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Всенародное обсуждение законопроекта, затрагивающего права каждого гражданина России является реализацией этого права.
Участники Круглого стола потребовали от депутатов выполнения их депутатского долга перед гражданами и государством путем принятия решения о всенародном обсуждении проекта ФЗ «О персональных данных» и возвращении законопроекта Правительству для его концептуальной переработки.
Фракция КПРФ в ГД