КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА
О. А. ЯковлеваНе паника и страх, а конструктивный правовой диалог с властью
Уже в который раз некомпетентные и видимо недобросовестные «специалисты» умышленно поднимают панику среди православных граждан, которые по религиозным убеждениям отказываются от замены паспорта гражданина СССР образца 1974. на паспорт гражданина РФ.
Эти провокационные кампании уже превратились в систему.
1. 2006 г. - принят Указ Президента № 1226 от 3 ноября 2006 года «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325», «Специалистами» организована кампания по запугиванию граждан. По всей России разосланы призывы о необходимости получении «в срочном порядке справок, подтверждающих гражданство Российской Федерации».
Опровергая эти панические призывы в тот период, мы давали подробные комментарии Указа Президента № 1226 от 3 ноября 2006 года, суть которых сводилась к тому, что изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства не имеют никакого отношения к гражданам РФ, постоянно проживавшим на ее территории и автоматически получившим гражданство России в 1992 году.
Мы разъясняли, что в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О гражданстве РФ» лишение гражданства в Российской Федерации запрещено.
Юридически грамотные действия граждан, ссылавшихся на Конституцию РФ и федеральное законодательство о гражданстве остановили панику и незаконные попытки некоторых ведомств применять данный Указ Президента к гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и получивших гражданство РФ автоматически в 1992 году. Так в г. Санкт-Петербурге люди вместо приглашений УФМС подтвердить свое гражданство стали получать письма о том, что никаких сомнений в российском гражданстве граждан постоянно проживающих на территории РФ нет, и никаких подтверждающих документов не требуется.
2. Новая волна необоснованной тревоги была поднята в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 75 от 16 февраля 2008 г.
Постановление Правительства РФ № 75 не имеет никакого отношения к гражданам Российской Федерации, уже имеющим российское гражданство, полученное после распада СССР.
В связи с новой волной паники мы давали подробный комментарий и самого Постановления Правительства №75 и содержания статей 14 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которых оно касалось.
Постановление № 75 распространяется только на «некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства». Данное Постановление не относится к гражданам, имеющим российское гражданство и вынужденно, по религиозным убеждениям, проживающим с паспортами образца 1974г.
Постановление № 75 даже в своем названии говорит о том, что срок ограничения действия паспорта образца 1974 г. до 1 января 2009 г. распространяется на «некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства».
В Постановлении № 75 прямо сказано, что его цель – реализация статей 14 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Эти статьи регулируют вопросы приема в гражданство РФ и определяют вопросы контроля в сфере миграции. Статья 14 регулирует прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Статья 30 этого закона определяет полномочия федерального органа исполнительной власти по контролю в сфере миграции.
Статьи 14 и 30 ФЗ «О гражданстве РФ» не дают никаких оснований для применения к гражданам России Постановления № 75.
Граждане России, по религиозным убеждениям и иным убеждениям отказавшиеся от замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ, являющиеся гражданами Российской Федерации и не отказавшиеся от своего гражданства, совершенно очевидно не относятся к «некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства».
Обе статьи не имеют отношения к регулированию правоотношений, возникающих в социальной сфере у граждан Российской Федерации, проживающих с паспортами образца 1974 г. по религиозным и иным убеждениям.
Ограничение действия паспорта гражданина СССР образца 1974 г. 1 января 2009 г. распространяется в соответствии с Постановлением № 75 только на «некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства».
Данное разъяснение было широко опубликовано в православных СМИ. Паника была остановлена.
3. Очередная кампания запугивания граждан организована уже в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 153 от 24 февраля 2009г.
И снова это целенаправленное введение граждан в заблуждение или полнейшая юридическая безграмотность организаторов кампании.
В чем смысл Постановления № 153 от 24 февраля 2009 года?
Оно продолжает действие Постановления № 75 для решения вопроса с ««некоторыми категориями иностранных граждан и лиц без гражданства», имевших гражданство СССР и прибывших из государств, входивших в состав СССР.
Постановлением Правительства РФ № 75 срок действия паспортов образца 1974г. для иностранных граждан и лиц без гражданства был ограничен до 1 января 2009 года.
Постановлением № 75 Федеральной миграционной службе дано указание:
2. Федеральной миграционной службе производить в отношении лиц, приобретших в установленном порядке гражданство Российской Федерации:
а) выдачу паспортов гражданина Российской Федерации - иностранным гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления;
б) замену паспортов гражданина СССР образца 1974 года на паспорта гражданина Российской Федерации - лицам без гражданства, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления.
Видимо, за указанный в Постановлении № 75 срок, все иностранные граждане и лица без гражданства, решающие вопросы приобретения гражданства РФ, не смогли получить гражданство РФ и паспорта граждан РФ. Поэтому дополнительно издано новое Постановление Правительства № 153 от 24 февраля 2009г.. Этим документом срок действия паспорта образца 1974г. продлен до 1 июля 2009г. для иностранных граждан и лиц без гражданства – бывших граждан СССР, прибывших из государств, входивших в состав СССР
Это новое Постановление (153) также касается только иностранных граждан и лиц без гражданства, оно не имеет отношения к гражданам России, постоянно проживающим на территории РФ и имеющим гражданство РФ с 1992 г.. Об этом свидетельствует и название самого Постановления 153 – «О признании действительным до 1 июля 2009 года паспортов граждан СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства».
В тексте Постановления № 153 Федеральной миграционной службе вновь дано то же указание, что и Постановлении № 75:
2. Федеральной миграционной службе производить в отношении лиц, приобретших в установленном порядке гражданство Российской Федерации:
а) выдачу паспортов гражданина Российской Федерации – иностранным гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления;
б) замену паспортов гражданина СССР образца 1974 года на паспорта гражданина Российской Федерации – лицам без гражданства, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления.
Таким образом, и Постановление Правительства РФ № 75 и Постановление Правительства № 153 касаются бывших граждан СССР, прибывших в Российскую Федерацию и решающих вопросы приема в гражданство РФ. Об этом прямо свидетельствуют и названия обоих Постановлений и их содержание.
Не нужно иметь юридического образования, чтобы после прочтения указанных Постановлений Правительства понять, что они не имеют никакого отношения к православным гражданам, отказавшимся от получения паспорта гражданина РФ по религиозным убеждениям.
Возникает вопрос – кто и почему сеет панику, заставляет верующих православных граждан нервничать, вновь собирать доказательства своего российского гражданства, которое у них уже есть. Почему «специалисты», распространяющие панику, не знают или намеренно не сообщают гражданам, что в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О гражданстве РФ» лишение гражданства в РФ запрещено.
Огорчает, что граждане, вынужденно проживающие с паспортом образца 1974г. или свидетельством о тождественности личности, так легко верят любым, самым безграмотным и нелепым сообщениям о прекращении действия паспортов старого образца. Но понять этих людей вполне можно. Многие из них следуя своим религиозным убеждениям, отказываясь от паспорта гражданина РФ, постоянно встречаются с унижением, нарушением своих законных прав со стороны властей и различных ведомств. Людям не выплачивают и не назначают пенсии, отказывают в медицинской помощи, выплате пособий и дотаций. Граждане живут в постоянном страхе и ожидании ухудшения своей и так тяжелой ситуации. Но ведь нарушители закона не они, а чиновники, попирающие их законные права.
Поэтому решать проблему нужно не нагнетанием страха и дезинформацией, а активными правовыми действиями самих граждан и их объединений.
Не исключено, что некоторые ведомства попытаются незаконно применять Постановление Правительства РФ № 75 и № 153 к гражданам России живущих с паспортами образца 1974г. при реализации ими социальных прав (выплате пенсий, пособий, др.).
В этих случаях граждане должны уметь отстоять свои законные права.
Для этого необходимо самим усвоить три момента:
1. Постановление Правительства РФ № 75 от 16 февраля 2008 г. Постановления № 153 от 24 февраля 2009г. распространяется только на «некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства», к которым относятся граждане, прибывшие в Россию их стран СНГ и в настоящий момент решающие вопросы приобретения российского гражданства.
2. Неоспоримость своего российского гражданства.
3. Для граждан Российской Федерации, проживающих с паспортом гражданина СССР образца 1974 г., он является действующим документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации или принятия федерального закона о паспорте гражданина РФ.
Неоспоримость своего российского гражданства
В отношении граждан бывшего СССР, проживавших на территории РСФСР, вопрос гражданства был решен окончательно в 1991 году. Наличие гражданства России у всех граждан, постоянно проживавших на территории Российской Федерации, является неоспоримым фактом. В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.
В 2002 году был принят Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в очередной раз подтвердивший наличие гражданства России у всех граждан, проживающих на ее территории.
Статья 5. Граждане Российской Федерации
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституция РФ и ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляют положения, запрещающие лишать гражданства.
Конституция РФ, статья 6, п. 3
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», статья 4, п. 4.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Для граждан России срок действия паспорта гражданина СССР образца 1974 г. неограничен
Действительность паспорта образца 1974 г. многократно установлена решениями Верховного Суда РФ и других судов по конкретным делам.
В связи с многотысячными обращениями граждан в Федеральную миграционной службу РФ было направлено Письмо Заместителя Председателя Верховного Суда РФ Жуйкова В.М. (№519-5/общ от 03.03.2006г.). В нем однозначно указано, что паспорт гражданина СССР является действительным:
«…Из приведенных положений Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, безусловно, следует, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, является действительным до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации, независимо от установленного для МВД РФ срока по осуществлению такой замены при том, что приведенными нормативными правовыми актами на граждан Российской Федерации, обладающих паспортами гражданина СССР, никакие обязанности по их замене не возложены. Необходимости давать судам какие-либо разъяснения по данному вопросу не имеется».
Разъяснение о действительности паспорта гражданина СССР дано и Управлением паспортной работы и регистрационного учета населения Федеральной миграционной службы РФ в письме от 08.05.2007 г.
С 2001 года в Государственной Думе РФ находится проект ФЗ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», который до настоящего времени не принят. По разъяснению ФМС РФ до принятия этого закона паспорт гражданина СССР образца 1974 года является действительным.
Предложения получать подтверждения гражданства, получать справки о гражданстве не решат ситуацию в целом. Федеральный закон «О гражданстве РФ» не предусматривает никаких справок и заключений о гражданстве. Правовое значение справок вообще неясно. Такая справка как временная мера может помочь человеку в конкретной неотложной ситуации.
Однако недопустимо на основании Постановлений 75 и 153 толкать всех граждан с паспортами образца 1974г., постоянно проживающих в России и имеющих российское гражданство подвергать унизительной и незаконной процедуре подтверждения гражданства.
Ситуацию необходимо разрешать не путем подачек людям в виде выдачи справок, а действовать в соответствии с Конституцией РФ. Это путь законодательной защиты всех социальных прав, граждан России по религиозным убеждениям отказавшихся от паспорта гражданина РФ.
Православной общественности необходимо вести жесткий правовой диалог с властью, ставить вопрос о прекращении дискриминации верующих.
Общественными организациями: Союзом православных юристов, Международным общественным движением «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», Союзом Православных Братств, Союзом «Христианское Возрождение», Общественным движением «За Русь Святую, за будущее детей», Русским Общенациональным Союзом (РОНС), Гражданским движением «Земля России – достояние народа», Ассоциацией общественных и общественно-политических организаций «Антиглобалистское сопротивление» подготовлен Аналитический доклад о дискриминации православных граждан, не приемлющих способы автоматической идентификации личности, а также граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от получения паспорта гражданина РФ . Доклад был поддержан Всероссийским патриотическим совещанием, в котором участвовало более 40 общественных организаций. По решению Всероссийского патриотического совещания доклад направлен Архиерейскому Собору, Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе РФ, Федеральному собранию РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Общественной палате РФ.
В докладе констатируется массовое нарушение прав православных граждан.
Гражданам незаконно отказывают:
в назначении пенсии по возрасту или ее выплате;
в медицинской помощи;
в предоставлении льгот, выплате денежных субсидий, детских пособий;
в выплате пособия на погребение;
в продаже билетов;
в совершении нотариальных действий с имуществом.
Только на данный момент общественными организациями собрано более 2 тысяч фактов незаконных отказов гражданам в назначении и выплате трудовых пенсий, пособий, дотаций, предоставлении льготных лекарств, бесплатного проезда, имеют место отказы в оказании бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях и другие нарушения. Сбор информации о нарушениях продолжается.
Приводим выдержки из Аналитического доклада - Заключение и Предложения православной общественности по защите прав граждан вынужденно проживающих с паспортами образца 1974г.
Заключение
1. Анализ действующего законодательства и практики его применения в сфере учета персональных данных показывает, что в Российской Федерации существует дискриминация и нарушение конституционных социальных, экономических, политических и других прав граждан православного вероисповедания, не приемлющих по своим религиозным убеждениям бланк паспорта гражданина РФ.
Отказ от получения паспорта гражданина РФ, противоречащего религиозным убеждениям, является реализацией конституционного права — иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Данное право гарантированно ст. 28 Конституции РФ.
2. Действия органов государственной власти, ведомств, служб и органов местного самоуправления, по ущемлению социальных, экономических и других прав граждан, направленные на принудительное, вынужденное для гражданина получение паспорта гражданина РФ, являются нарушением ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть принужден к отказу от своих убеждений.
3. Священный Синод Русской Православной Церкви еще 7 лет назад в Заявлении от 7 марта 2000 г. предупреждал о недопустимости дискриминации верующих.
Обращения руководства Русской Православной Церкви к органам государственной власти пока не находят отклика.
4. Право гражданина требовать выдачи основного документа, удостоверяющего его личность и не противоречащего его совести и религиозным убеждениям, гарантируется действующей Конституцией РФ.
5. Президент РФ, Правительство РФ обязаны обеспечить реализацию этого права.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С целью прекращения существующей дискриминации и нарушения конституционных прав верующих граждан Российской Федерации необходимо:
Президенту и Правительству Российской Федерации:
принять правовые меры по прекращению дискриминации граждан РФ, по религиозным убеждениям отказавшихся от получения паспорта гражданина РФ;
обеспечить соблюдение равенства прав граждан, по религиозным убеждениям отказавшимся от паспорта гражданина РФ при получении медицинской помощи, пенсий, субсидий, устройстве на работу, учебе, совершении гражданско-правовых сделок, приобретении билетов и реализации других прав.
Прокуратуре РФ и Министерству внутренних дел РФ:
при обращениях граждан по фактам нарушения их конституционных прав и дискриминации, связанных с отказом от получения паспорта гражданина РФ по религиозным убеждениям, привлекать виновных служащих и должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 136 Уголовного кодекса.
Государственной Думе ФС РФ:
ускорить рассмотрение законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»;
включить в данный законопроект конкретные положения:
— о бланке паспорта, не содержащем кощунственной для христиан символики, микрочипов, графы «Личный код», штрихового кодирования и недоступной для прочтения без специального оборудования информации;
— включить в бланк паспорта графу «Национальность», которая заполняется по желанию гражданина.
Федеральной Миграционной службе Российской Федерации:
До принятия Федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» и утверждения бланка паспорта, не оскорбляющего религиозные чувства верующих и не противоречащего их религиозным убеждениям, необходимо:
гражданам, сдавшим, потерявшим паспорт гражданина РФ, выдать временные удостоверения личности без указания его срока действия;
гражданам, вынужденно проживающим с паспортами гражданина СССР, вклеить фотографии при достижении возраста 45 лет
От активности правовых действий самих граждан зависит, чтобы их законные требования были выполнены.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, право гражданина обжаловать действия, решения и бездействие органов государственной власти.
Бездействие власти может быть обжаловано в судебном порядке. Союз православных юристов, Международное общественное движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», Союз Православных Братств, Союз «Христианское Возрождение», Общественное движение «За Русь Святую, за будущее детей», Русский Общенациональный Союз (РОНС), Гражданское движение «Земля России – достояние народа», Ассоциация общественных и общественно-политических организаций «Антиглобалистское сопротивление» предлагают начать широкомасштабную правовую кампанию по защите прав верующих.
Мы будем направлять коллективные и индивидуальные обращения о прекращении дискриминации, обращаться в суд с жалобами на бездействие власти, требовать привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в дискриминации православных граждан.
Все желающие участвовать в правовой кампании могут направлять документы, необходимые для участия в коллективных правовых действиях, в том числе и в судебном деле.
К активным социальным правовым действиям призывает верующих и Русская Православная Церковь. Архиерейский Собор 2008 г. (г. Москва, 24-27 июня 2008 г., Храм Христа Спасителя) в своих итоговых документах еще раз подтвердил позицию Русской Православной Церкви, изложенную в выступлении Святейшего Патриарха на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 года в Страсбурге, в Заявлениях, Обращениях и Посланиях предыдущих Архиерейских Соборов и Священного Синода, о недопустимости нарушения богоданной свободы человека и дискриминации граждан, по религиозным убеждениям не приемлющих использование новых технологий при учете их данных.
Оценив современную ситуацию в сфере соблюдения прав граждан, этот Архиерейский Собор предпринял беспрецедентные шаги по защите православных верующих.
В России впервые разработан и принят церковный и одновременно правовой документ Русской Православной Церкви, направленный на реальную и действенную защиту прав верующих - «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (далее – Основы, http://mospat.ru/index.php?page=41597).
Этот основополагающий акт принят в развитие Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и рекомендован священнослужителям и мирянам как руководство в общественно значимых действиях и выступлениях.
Архиерейский Собор признал правомерной и необходимой правозащитную деятельность православной общественности и определил ее главные направления:
- воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;
- экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;
- участие в общественном контроле за исполнением законодательства…
(Часть V.3.Основ) «Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере.
В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Христа Спасителя, сказанные Им апостолам: "Кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9, 40)».
(Часть V.4. Основ) «Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие.
Оно может проявляться в самых разных формах – например, в свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав.
Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных конфессий и религий»…
Информация
Образцы обращений:
о прекращении дискриминации
о вклеивании фотографии при достижении 45 лет в паспорт СССР;
о выдаче временного удостоверения личности в связи с утерей паспорта гражданина РФ;
о разработке бланка паспорта гражданина РФ, не противоречащего религиозным убеждениям;
об оказании медицинской помощи с паспортом образца 1974 г. и без медицинского полиса
Для участия в судебном деле бланки доверенностей и письма – одобрения, порядок их оформления и разъяснения
на сайте www.notinn.ru
Контактная информация: 115573 А/Я 137 Яковлевой О.А.
Приложение:
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 75
"О признании действительными до 1 января 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"
В целях реализации статей 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Признать действительными до 1 января 2009 г. паспорта гражданина СССР образца 1974 года:
а) удостоверяющие личность иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;
б) удостоверяющие личность лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц.
2. Федеральной миграционной службе производить в отношении лиц, приобретших в установленном порядке гражданство Российской Федерации:
а) выдачу паспортов гражданина Российской Федерации - иностранным гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления;
б) замену паспортов гражданина СССР образца 1974 года на паспорта гражданина Российской Федерации - лицам без гражданства, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 № 153
О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
В целях реализации статей 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Признать действительными до 1 июля 2009 г. паспорта гражданина СССР образца 1974 года:
а) удостоверяющие личность иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;
б) удостоверяющие личность лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской
Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в РФ указанных лиц.
2. Федеральной миграционной службе производить в отношении лиц, приобретших в установленном порядке гражданство Российской Федерации:
а) выдачу паспортов гражданина Российской Федерации - иностранным гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления;
б) замену паспортов гражданина СССР образца 1974 года на паспорта гражданина Российской Федерации - лицам без гражданства, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ
"О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября 2008 г.)
Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.