"Общественный родительский комитет" о "проблеме 1 июля"    

АКОО "Общественный родительский комитет" сообщает всем заинтересованным родителям о ситуации, связанной с тем, что с 1 июля этого года государство будет не вправе истребовать у граждан информацию, документы и данные, которые уже у него имеются. Об этом говорится в законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 6).

По нашему мнению, реализация данного закона и, в частности, названного новшества может привести к массовым и грубым нарушениям конституционных прав граждан.

Единственный выход для ведомств и организаций, к которому подталкивает этот закон, это организовать компьютерный обмен друг с другом. Сделать это, по закону (статья 19), можно своими силами, лишь бы всё соответствовало правительственным правилам и порядку. Однако Правительство (видимо в целях упрощения сложной задачи) обязало всех использовать только единую систему межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ (пункт 1 постановления N 697). Кроме того, если закон распространяется только на деятельность по запросам заявителей, то постановление позволяет брать из СМЭВ информацию о человеке безо всяких его обращений, если это "необходимо в целях реализации полномочий, возложенных нормативными правовыми актами" (пункт 13).

Распоряжениями Правительства единственным исполнителем работ в областях: СМЭВ, федеральной части универсальной электронной карты, единого портала услуг, использования мобильных устройств для доступа к электронному правительству и тд. - определен ОАО "Ростелеком".

В настоящий момент Ростелеком заключает соглашения со всеми субъектами России о внедрении регионального сегмента электронного правительства. Региональный сегмент включает в себя СМЭВ, портал и реестр государственных услуг, а также автоматизированную систему исполнения регламентов (СИР). Система исполнения регламентов (в отличие от СМЭВ, портала и реестра государственных услуг) совершенно не регулируется законодательством. По опубликованным в Интернете описаниям, СИР предназначена для исполнения ведомственных нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления услуги. Взаимодействие ведомств с внешними ресурсами при этом осуществляется непосредственно в системе исполнения регламентов, а вся информация (включая персональные данные) обрабатывается в Центрах обработки данных (т.е. на мощных серверах) "Ростелекома". Это значит, что всю информационную работу (включая обработку персональных данных) за ведомства будет делать автоматическая система Ростелекома. На базе его Центров обработки данных постепенно внедряются т.н. "облачные" технологии, позволяющие создать централизованно управляемое общее информационное пространство. Стоимость данных проектов для государства просто астрономическая.

Федеральное (в т.ч. налоговое, пенсионное) законодательство за некоторыми исключениями не предусматривает обработку идентификаторов, служащих средством автоматической идентификации личности (СНИЛС, ИНН и др.). Вопреки этому (опять же для облегчения работы), распоряжением Правительства утвержден перечень базовых информационных ресурсов, используемых при предоставлении всех государственных или муниципальных услуг. К 1 июля базовые ресурсы должны содержать идентификаторы (СНИЛС, ИНН), позволяющие получить сведения о человеке. Уполномоченные органы - обладатели базовых ресурсов (ПФ, ФНС, ФМС России и др.) будут обязаны обеспечить к ним круглосуточный непрерывный доступ в электронном виде посредством СМЭВ, а заинтересованные органы и организация при запросе сведений о людях - в обязательном порядке указывать эти идентификаторы.

Таким образом, логика выполнения закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ведет к присвоению каждому человеку цифрового идентификатора, повсеместному применению этого идентификатора, консолидации региональных, федеральных и отраслевых сведений в одну глобальную (в масштабах всей страны) базу данных. Вопросы эти не регламентированы федеральным законом, а подзаконные акты и практика позволяют злоумышленникам использовать такое положение в несанкционированных человеком целях.

Универсальная электронная карта, о которой ведется столько разговоров, является лишь одним из ключей для доступа к строящейся системе (наряду с портальным "личным кабинетом", флэшкой с электронной подписью, а также паспортом, медицинским полисом, водительскими правами, охотничьим билетом и пр. со штрих-кодами). Система планирует "охватить" не только людей, пожелавших пользоваться этим плодом цивилизации, но и тех, кто этого не желает: пользуется традиционными способами взаимодействия с обществом и государством или вообще не обращается за т.н. государственными (муниципальными) услугами.

Наша организация направила руководству страны обращение, в котором потребовала обеспечить реальную добровольность в новой системе учета и предоставления услуг, для чего существенно изменить порочный закон (сначала хотя бы отложить его вышеназванную норму) и соответствующие подзаконные акты. В противном случае эти правовые документы необходимо отменить.

Призываем всех родителей и вообще членов семей принять осознанные решения о личном участии (или неучастии) в построении такого "светлого будущего" для своих детей. Правовым инструментом могут служить Конституция и большинство федеральных законов, которые только одни могут ограничивать права людей и несколько труднее поддаются "реформированию". Некоторые подробности имеются на нашей странице http://rodkom2005.narod.ru  

АКОО "Общественный родительский комитет",
rodkom2005@narod.ru