"Русь Православная", №52, 10.2001
http://www.rusk.ru/Press/Rus/01/Rus52/r52_5.htm
Епископ Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН
НА ВОЛНЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СМУТЫ
Новая эпоха ставит перед священноначалием и рядовыми верующими Православной Церкви трудные задачи
Во-первых, я хотел бы сказать о пользе дискуссий, подобных той, что состоялась сегодня и в "РП" и посвященных современной проблематике нашей церковной жизни. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II еще в 1998 году, выступая на московском епархиальном собрании, призвал всех нас быть "более открытыми, более прозрачными в наших трудностях и проблемах. Не уходя от спорных вопросов, не замалчивая их, надо, опережая других, говорить искренно, правдиво о всех проблемах, которые существуют сегодня в нашей церковной жизни, не дожидаясь, когда эти проблемы начнут поднимать и по-своему освещать другие, в том числе наши недоброжелатели". Необходимость максимально широкого и подробного обсуждения всех вопросов, которые тревожат сегодня православную общественность, связана в первую очередь с тем, что мы должны научиться в новых условиях оперативно вырабатывать нашу общую - общецерковную, общеправославную точку зрения на ключевые проблемы современности. А сделать это без сопоставления различных позиций и мнений невозможно. Важную роль в таком благом деле должна сыграть православная пресса. Ее дело - во всеуслышание обличить, обнажить ту тайну беззакония, которая дерзает ныне поглотить в своих смрадных глубинах уже не только отдельные страны и народы, но весь мир целиком. Дьявол боится света, не терпит присутствия истины, поэтому прямое, честное, открытое и бесстрашное исповедание святой православной веры уничтожает всю его тайную власть, основанную на наших грехах и страстях, самолюбивом своеволии и теплохладной боязливости. Важно только, чтобы в любой дискуссии все мы опирались на благодатные основы нашей святой веры, руководствовались соображениями церковной пользы, душевного спасения и братской любви, а не разрушительными страстями и личным амбициями. Вообще, ругать всегда проще, чем предлагать какое-то конструктивное решение. Поэтому, свободно обсуждая любые внутрицерковные проблемы, важно не скатиться к безудержному критиканству, не нанести вреда мирному устроению духа и церковному единству. Это особенно важно потому, что новая эпоха - эпоха так называемой глобализации - ставит перед Православной Церковью, перед ее священноначалием и рядовыми верующими очень трудные задачи. Разгул мирового богоборчества, диктат Запада во главе с США, пробуждение огромного исламского мира, жестокая борьба арабов и евреев за Иерусалим, слабость российской государственности, расчленение русского народа, оскудение истинной веры и одновременный рост религиозного фанатизма еретиков и иноверцев - все это свидетельствует об огромном конфликтном потенциале современного мира, о близости "последних времен", об активизации темных сил мировой закулисы, готовящих на волне разгорающейся смуты воцарение "человека греха, сына погибели", предреченного еще апостолом Павлом на заре христианской эры. В таких условиях, к сожалению, оказывается под угрозой и благополучное бытие Вселенского Православия. Обновленческие, модернистские симпатии руководства многих Поместных Церквей, язва экуменизма, по прежнему разъедающая церковное тело, властолюбивые, можно сказать - папистские амбиции Константинопольского патриарха Варфоломея, католическая экспансия и агрессия пагубной идеологии либерализма - таковы лишь некоторые тенденции и явления, грозящие Христовой Церкви новыми нестроениями, смутами и разделениями. Не избежала подобных проблем и Русская Православная Церковь. В наших условиях их пагубное влияния усиливается тяжелейшим наследием советской богоборческой эпохи, духовным одичанием нынешнего российского общества, слабостью национального и религиозного самосознания современного русского человека. В соединении с безнравственностью политических властолюбцев и засильем мошенников-олигархов это и предопределяет всю драматичность переживаемого Церковью и страной исторического момента. Духовные беды нынешней смуты усугубляются многочисленными расколами - украинским, молдавским, эстонским, нашим прискорбным разобщением с РПЦЗ - которые поддерживаются не столько внутренними причинами, сколько подогреваются внешними, враждебными России и Русскому Православию силами. Именно эти события, именно эти процессы - как у нас на родине, так и в мировом масштабе - определяют для православного человека отношение к тому явлению, которое сегодня принято называть термином "глобализация". Глобализация есть тайна беззакония в действии - так можно сказать короче всего. Что касается ее конкретных проблем, в частности, пресловутой "проблемы ИНН", то решать их надо тоже конкретно, применительно к каждому индивидуальному случаю. Электронное клеймо, которым всех нас хотят пометить, есть одно из важных орудий этой глобальной тайны беззакония, орудий строительства современной Вавилонской башни - подножия сатанинского престола, все более явственно возвышающегося в самом сердце современного обезумевшего мира. То, что развитие компьютерных технологий, используемых для внедрения ИНН, может в конечном итоге привести к появлению печати антихриста, несомненно. Однако столь же несомненно и то, что на нынешней стадии эти разработки еще далеки от такого страшного итога. Поэтому задача православного человека заключается в том, чтобы быть предельно внимательным и бдительным, всегда готовым к борьбе за святыни веры. Каждый из нас должен сделать все от него зависящее, дабы свести к минимуму пагубное влияние различных апостасийных, мiрских начинаний на себя и своих близких. Необходимо и всенародное противостояние так называемому "духу времени". Но для того, чтобы успешно бороться с этим духом апостасии в масштабах всей страны, необходимо восстановить симфонию государства и Церкви. А это возможно - не будем лукавить - лишь в рамках истинно православной русской государственности. Не секрет, что наилучшей, наиболее естественной формой православной государственности является Самодержавная монархия. После всецерковного прославления Царственных Страстотерпцев и всего сонма Новомучеников и Исповедников Российских это должно быть особенно ясно для православного сознания. Вновь обрести во главе народа венценосного вождя, Помазанника Божия - что может быть лучше и спасительнее для России!? Да, по человеческим меркам достичь этого в обозримом будущем сложно, почти невозможно. Но сердечная молитва и искреннее покаяние непобедимою силою Божией способны творить любые чудеса. Лишь бы мы сами не ленились каяться в грехах и просить Отца нашего небесного о всем благопотребном. Что касается вопроса о том, какова должна быть стратегия для России в современном мире, то вкратце ответ таков: решительно ограждаясь от внешних разрушительных воздействий, все силы направить для своего внутреннего, духовного и державного возрождения. Тогда - опираясь на всемогущую помощь Божию - Русь сможет вернуть себе утраченную силу и славу, сможет стать несокрушимым бастионом Истины в мире "последних времен" - мире бушующей лжи и лютого христоборчества. И пусть слабый человеческий рассудок пугает нас рассуждениями об опасностях этого исповеднического пути. Неложно обетование Владыки и Спасителя нашего, возвещающего каждому из нас: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни… Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо, да слышит…" (Откр. 2,10; 3,21).
Итак, спасайтесь, братия и сестры! Аминь.
http://www.voskres.ru/truth/econtrol/startsy/veniamin.shtml