Ответ на записки об ИНН: К сожалению, постановление Синода не остановило общей озабоченности. В чем суть озабоченности, в чем суть проблемы. Если речь идет о просто числе, что число может спасти или погубить человека, то это не христианский подход и не религиозный подход, а магический подход. Суть вопроса в том, может ли какое-либо число погубить или спасти человека? Если - ДА, то это магизм. Подход религии в том, что человек - ответственный участник в деле своего спасения или в деле своей гибели. Магизм предполагает воздействие предметов, слов, чисел, которые действуют с непреодолимой силой, и могут спасти или погубить человека. Вот в чем различие между магизмом и религией.
Вот в день Крещения я с проповедью к народу обратился. Тысячи и тысячи людей идут за Святой водой. И часто приходят люди совершенно не верующие чтобы взять Святую воду. И я спросил этих людей, а с каким чувством вы приходите в храм - Зачем Вы ее берете Святую воду? Вы ее берете надеясь, что Святая вода автоматически спасет вас от греха или от беды, или от болезни? Вот это и есть магическое отношение к Святыне. Я могу быть мерзавцем, могу делать все, что угодно, могу грабить, убивать, прелюбодействовать, обманывать, но выпил Святую воду - все сработало. Вот это и есть магизм.
Или наоборот, человек старается жить по заповедям, причащается Святых Христовых Тайн, но вот какое-то число. оно что, способно этого человека автоматически погубить? А тогда зачем Искупительная Жертва Спасителя, а зачем подвиг, а зачем духовная жизнь? Тогда давайте все пить Святую воду и бояться всяких чисел и еще чего-то, а все остальное можно забыть. Во что же превратится христианство? Оно превратится в магизм. А от магизма до колдовства — один шаг, потому, что колдовство и является использование магических сил против воли человека при помощи нечистой силы. Вот поэтому во всей этой проблеме с ИНН мы должны ясно понять о чем идет речь. Если люди говорят - я не принимаю цифры, потому, что цифры меня погубят, то это магизм. Цифра не может погубить, никакая, включая 666. Если вам выдали паспорт, а там есть 666, то никакие цифры 666 святого угодника не погубят. Он паспорт положил в стол, запер и продолжает жить по заповедям Христовым. Как никого не спасет цифра 777, где три священных числа вместе. Прелюбодея, насильника, грабителя 777 не спасут никогда. Но если мы с вами начнем верить в то, что одна цифра погубляет нас против нашей воли, а другая цифра спасает нас помимо наших усилий, мы становимся с вами язычниками и христианство наше превращается в магизм. Мы губим свою веру. Поэтому надо сразу сказать, что цифра не может погубить или спасти.
Тогда в чем же обеспокоенность? Что людей беспокоит?
Я до конца не могу понять, откровенно вам скажу, но как мне кажется, что беспокойство проистекает бо! в связи с чем. Видимо впервые за всю нашу историю в России без нашего согласия нам присваивается некий номер, который как бы призван заменить имя, данное нам в Крещении. Причем, никто у нас не спрашивает — Вы желаете или не желаете, вы хотите или не хотите. Каким-то образом попирается наша свобода и нам присваивается нечто без нашего спроса, без нашего желания, больше того, если человек не желает, то как вот следует из ваших записочек, его начинают преследовать, его начинают снимать с работы, выгонять, и как тут один из авторов пишет — нам что в леса уходить, если мы не хотим? Но ведь это же право человека — принимать или не принять.
Давайте отставим в сторону эту тему магизма. Забудем ее, потому, что если мы будем на этом настаивать, то мы с вами не христиане. Останемся на другой базе, на другой основе. На основе свободы нас как личности.
Может ли закон так ограничивать нашу свободу, или не может, а кстати закона то никакого нет. Говорят, что вся эта история началась на основании какого-то указа от 93 года. Без всякого закона нам предлагают сделать вот так Для кого-то это безразлично, а для кого-то проблема. А раз это проблема, то почему нужно создавать систему. создающую проблему для людей. Поэтому я думаю, что весь дебат наш, всю дискуссию нужно перевезти с темы -спасает это или губит, на тему - что все это означает для человека как для свободной личности, может ли кто-то, это принципиальный вопрос, - сегодня это касается числа в карточке в этой, налоговой, завтра это может быть что-то другое. Может ли кто-то, помимо моей воли принудить меня к действиям, которые не возможны для меня с точки зрения как человека, как личности, как гражданина. Вот я думаю, что здесь как бы проблема. По мне не хотелось бы, знаете давать здесь некоего ответа, который выглядел бы как окончательный ответ на проблему. Вот рядом со мной сидит владыка Филарет, председатель Богословской Комиссии. Я знаю, что в феврале месяце будет специальное заседание Богословской Комиссии по всестороннему изучению этого вопроса, причем на эту комиссию будут приглашены не только богословы, но старцы, монастырские старцы. Часть из них как вы знаете выступают против , кто-то более безразлично относится к этому вопросу, но тем не менее эта тема имеет прямое отношение к деятельности духовников. И вот все вместе - богословы, старцы, духовники вместе соберутся, тщательно обсудят этот вопрос и вынесут решение. Но каким бы это решение не было, я глубоко убежден в следующем - никто не может людей загонять в подполье, требовать от них ухода из общества, заталкивать их в леса, как говорится, только потому, что они отказываются принять что-то на подобие этих символов цифр и так далее. Вот поэтому ответ будет как бы промежуточным. Дай Бог, чтобы эта конференция богословская с участием старцев, духовников, поставила бы точку над этим вопросом. Но у меня к вам большая просьба - важно внести успокоение в нашу церковную жизнь, потому что всегда найдутся люди, злонамеренные, которые захотят раскачать лодку, которые захотят так, знаете, давить на края нашего церковного корабля, чтобы он перевернулся. Любую проблему ведь можно привести в такое состояние, когда она станет опасным для внутреннего единства церкви, поэтому мы должны проявить мудрость и спокойствие, подождать решения вот этой конференции, этого собрания, которая конечно же будет поддержана Священным Синодом и потом уже поступать в соответствии с этим решением, но предварительный ответ вот мой такой.