(правовой комментарий к законодательным инициативам депутатов Государственной Думы Российской Федерации)
Все мы помним события, развернувшиеся в феврале 2001 года в стенах Государственной Думы в связи с рассмотрением законопроекта “ О документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации”. Данный законопроект содержал норму о личном коде, который должен был присваиваться каждому гражданину Российской Федерации ( и его детям ), а также целый ряд норм, нарушающих права граждан Российской Федерации на указание своей национальной принадлежности и на пользование своим родным языком. Эти причины и послужили основаниями для отклонения законопроекта в первом чтении. В дальнейшем мы остановимся только на освещении проблем, связанных со сведениями паспорта, касающимися идентификации личности, а точнее, поговорим о номерах, а также о форме будущего паспорта.
В апреле 2001 года депутаты Государственной Думы Российской Федерации внесли на рассмотрение ГД новый законопроект “ О документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации”. В пояснительной записке к данному законопроекту его авторы заявляют, что при его создании были учтены все замечания и дополнения.
Предлагаем Вам проанализировать этот вопрос вместе с нами и решить - так ли это, и если не так, то для чего не изложены в законопроекте некоторые очень важные на наш взгляд условия о документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
Одним из важных сведений о документе является его номер (номер бланка документа). Однако, в настоящее время появился новый тип документов, которые не имеют своего номера. Примером таких документов сегодня являются: страховое свидетельство Пенсионного Фонда Российской Федерации и электронные пластиковые карты, применяемые для персональной идентификации людей пока только в разных, не связанных между собой, сферах общественных отношений.
Однако, в документах нового типа каждый без труда может обнаружить номер, который является персональным идентифицирующим знаком владельца документа. Этот номер и есть цифровой идентификатор человека, заменяющий его имя в той или иной локальной системе автоматизированного учета в целях автоматической идентификации объекта (в нашем случае – человека) в системе.
Новый законопроект “О документах, удостоверяющих личность гражданина РФ” не содержит норм о номере бланка паспорта. Иными словами паспорт – основной документ, удостоверяющий личность, не будет иметь серии и номера бланка. Отсутствие такой информации о бланке паспорта дает нам полное право сделать вывод, что будущий паспорт гражданина России, в случае принятия данного законопроекта, будет документом нового типа, не содержащим номера бланка документа.
Остается проанализировать проблему о том, будут ли в новом паспорте вообще какие-нибудь номера.
В тексте законопроекта нет нормы о личном коде или о каком-либо ином цифровом идентификаторе гражданина РФ, в перечень сведений о человеке входят только фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и национальность (графа заполняемая по желанию гражданина).
Однако, аналогия с ныне существующими документами нового типа – страховым свидетельством и электронными пластиковыми картами, позволяет сделать обоснованное предположение: номер конечно будет, подобно тому, как и в страховом свидетельстве и в электронных пластиковых картах. Ведь законопроект не запрещает внесение дополнительных сведений о документе, только гражданин будет считать, что это номер паспорта, а по сути это будет номер гражданина.
Доказательством тому служит и образец нового паспорта, применяемый в Молдове и на Украине. Уже сегодня граждане этих государств получают паспорта в виде электронных пластиковых карт, на которых гражданин не обнаружит номер и серию пластиковой карты, а только персональный идентифицирующий номер гражданина. Более того, с частью сведений такого документа гражданин, чью личность этот документ удостоверяет, даже не может ознакомиться без специальных знаний и применения специальных технических средств, так как эти сведения закодированы и размещены на магнитной полосе.
Есть ли гарантии в новом законопроекте, позволяющие избежать наступления таких последствии в РФ? К сожалению нет!
Оговорка о том, что никакие иные сведения о гражданине, помимо перечисленных в законопроекте, не могут вноситься в паспорт, при отсутствии описания номера паспорта и его признаков, не гарантирует, что номер, который будет указан в паспорте не будет пожизненным, несменяемым, заменяющим имя в системе автоматизированного учета МВД РФ. Ведь именно эти признаки позволяют нам охарактеризовать любой номер, как цифровой идентификатор личности, как бы он не назывался.
На практике окажется следующее: в бланке паспорта владелец обнаружит номер, но в случае замены паспорта, гражданин Российской Федерации получит новый паспорт, но с тем же номером. Сегодня это происходит в случае замены страхового свидетельства в Российской Федерации. Только этим можно объяснить отсутствие в законопроекте “Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ” нормы о номере и серии бланка паспорта.
К сожалению, законопроект не содержит и нормы, запрещающей кодирование сведений , внесенных в паспорт, в форме, нечитаемой человеком. А что не запрещено – разрешено.
В заключении хотим обратить внимание читателя на содержание статьи 4 законопроекта, которая в частности гласит:
"Форма бланка и образец основного документа, способ его изготовления и определения материалов, из которых изготавливается бланк основного документа, определяется и утверждается Правительством Российской Федерации."
Юрист ОД "За право жить без ИНН"
Пугачева А.В.