Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
№ 135941-3
Заслушан и в первом чтении принят
20.11.2001 г .
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАKОН
О Всероссийской переписи населения
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национального и языкового состава населения, его образовательною уровня.
Статья 1. Всероссийская перепись населения и основные принципы ее проведения
1. Всероссийская перепись населения представляет собой процесс сбора сведений с лиц, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, организованный на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических данных.
2. Всероссийская перепись населения осуществляется при соблюдении прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища
3. Информация, полученная в ходе Всероссийской переписи населения, не может быть использована в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, ограничения его прав а свобод.
4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.
Статья 3. Периодичность, срок проведения и дата Всероссийской переписи населения
3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечения к сбору сведений о населении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований.
Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора
1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:
пол;
возраст (дата рождения);
гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства (государств), гражданином которого (которых) является опрашиваемое лицо);
национальная принадлежность;
владение языками (родной язык, русский язык, другой язык (другие языки);
образование (начальное, неполное среднее, общее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, послевузовское профессиональное),
состояние в браке;
количество детей;
родственные отношения с проживающими совместно лицами;
место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации),
место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского населенного пункта);
жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства);
источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию),
занятость (наличие работы или иного занятия, являющеюся источником средств к существованию, либо их отсутствие).
О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за рубежом, собираются сведения о цели их приезда в Российскую Фсдерацию.
2. Объем данных, предусмотренных путлом 1 настоящей статьи, может быть уточнен в переписных листах. Принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения, предусмотренных пунктом 1, а равно сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не допускаются.
3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведении может также осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации опрос может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. На территориях компактного проживания коренных малочисленных народов опрос населения может осуществляться на языках этих народов.
Комментарий редакции “СК”: Приведенные выдержки из текста закона позволяют сделать несколько важных выводов:
1. Закон написан на все возможные случаи жизни, что позволяют Правительству РФ трактовать и использовать его с максимальными удобствами для любых преследуемых целей, в том числе и для составления Госрегистра населения с присвоением каждому личного кода.
2. Уклонение от действия закона
невозможно, т.к.
а) “Участие во Всероссийской переписи населения
является общественной обязанностью человека и
гражданина” (ст. 1 п.4),
б) “Органы местного самоуправления оказывают
содействие ... в привлечения к сбору сведений о
населении граждан, проживающих на территориях
соответствующих муниципальных образований” (ст.
3 п.4),
в) “Сбор сведений о населении осуществляется
путем опроса населения и заполнения переписных
листов при обходе жилых и иных помещений, ... либо
с использованием средств связи, либо в
специальных помещениях, предоставляемых для
этих целей органами исполнительной власти” (ст.6
п.3).
3. Хотя принуждение к заполнению листов и предоставлению сведений о себе и не допускается, закон не оговаривает возможных последствий отказа от участия в переписи.
4. Хотя закон и декларирует соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также и невозможность использования полученной информации в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину и ограничение его прав и свобод, однако это заявление не подкрепляется никакими реальными механизмами по сути не означает ничего.
5. Хотя сбор сведений о населении не может быть расширен за пределы приведенного перечня (ст. 6 п.п. 1-2), однако внутри пределов допускается его “уточнение (ст. 6 п. 2).
6. Даже минимальный перечень сведений, обязательный для заполнения в переписных листах, является избыточным для простого статистического исследования заявленного в преамбуле закона, но необходимым и достаточным для составления электронного Государственного регистра населения, имеющего целью цифровую персональную идентификацию, каждого находящегося на территории государства. Не требуется лупы, чтобы разглядеть идентичность приводимого в проекте закона опросного листа и идентификационного перечня, изложенного в концепции “О государственном регистре населения РФ” (“В состав первичных персональных данных граждан, сведения о которых собираются в АС ГРН, должны входить признаки личности, фиксируемые в системе регистрационного учета: личный код; фамилия; имя; отчество; пол; национальность; гражданство; дата рождения; место рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства (постоянного); семейное положение(в браке состоит (не состоит), разведен(а), вдов(а)); родственные связи (вид родства, личный код родственника); дата прибытия к месту жительства; причины прибытия; откуда прибыл; дата выбытия с места жительства; причины выбытия; куда выбыл”)