по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 80, 84 и 102 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации", внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Ю. Глазьевым
В тексте данного законопроекта автор дает точное описание необходимой составляющей процедуры присвоения идентификатора гражданам России - получение согласия (в данной редакции - в виде заключения двустороннего соглашения между физическим лицом и налоговым органом) на использование персональных данных и (или) ИНН в налоговой сфере и вне ее.Теперь уже очевидно, что при заключении налогового соглашения (см. часть 5 пункта 7 статьи 84 в редакции законопроекта) от человека будет получено "недвусмысленное согласие" (термин из законопроекта "Об информации персонального характера") на использование персональных данных в неопределенных целях - вне налоговой сферы, что даст возможность владельцам персональной информации выйти за пределы требований статьи 17 Конституции РФ.
Причиной появления данного законопроекта, как и законопроекта депутата Государственной Думы Чуева А.В., является назревшая проблема противозаконности цифрового идентификатора граждан России, закрепленного в ныне действующем Налоговом кодексе в форме ИНН.Эта проблема заключается в противоконституционности самого понятия идентификационный, то есть призванный индивидуализировать человека взамен закрепленных в Гражданском кодексе РФ основных индивидуализирующих признаков: Фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. А также, в вытекающих из противоправности самого понятия нижеперечисленных проблем, закрепленных в подзаконных актах Правительства РФ и МНС РФ. А именно:
-
пожизненное присвоение идентификатора;-
замена персональных данных на цифровой идентификатор;-
поголовное присвоение идентификатора независимом от участия в на логовых правоотношениях;-
присвоение идентификатора с добровольно-принудительного согласия, получаемого либо в виде заявления о постановке на учет в налоговом органе, либо в виде согласия на использование номера с момента получения уведомления о его присвоении.Решает ли представленный законопроект хоть одну из этих проблем? Нет, не решает, а наоборот, дополняет новыми правовыми проблемами. Это не просто "редакционная правка без изменения содержания". Это уже открытое закрепление истинных целей поголовной нумерации.
По сути Глазьев С.Ю. предлагает:
идентификационный номер налогоплательщика переименовать в идентификационный налоговый номер, который присваивается лицевому счету физического лица с добровольного согласия физического лица в форме заключения налогового соглашения на использование этого номера и информации персонального характера не только в налоговой сфере.Самое важное, на что хочется обратить особое внимание это то, что оговорка о совпадении идентификационного налогового номера и номера лицевого счета совершенно не означает, что идентификационный налоговый номер не является идентификационным налоговым номером налогоплательщика. Логическое толкование новой редакции пункта 7 статьи 84 позволяет сделать только один вывод: идентификационный налоговый номер - это идентификационный налоговый номер налогоплательщика. Ведь статья 84 следует за статьей 83, которая называется "Учет налогоплательщиков" ,а не "Учет лицевых счетов налогоплательщиков". Да было бы и странно, если бы вопросам документооборота в федеральном законе уделялось столько внимания. Доказательством того факта, что ИНН будет присваиваться физическому лицу является содержание части 5 пункта 7 статьи 84 в новой редакции: “Иное физическое лицо вправе отказаться от присвоения ему ИНН…”
Совпадение идентификационного налогового номера и номера лицевого счета - это просто уловка. С принятием этого законопроекта права граждан будут еще более ущемлены. Граждане вынуждены будут получать налоговые удостоверения - читай "налоговые паспорта"- с пожизненным идентификатором, заменяющим имя. Тем более, что форма и содержание этого удостоверения опять отдана на разработку МНС РФ без каких либо принципиальных требований. И если сегодня гражданам России приходится оспаривать незаконность ИНН, приказов МНС РФ и постановления Правительства РФ, после принятия этого законопроекта придется оспаривать еще и форму и содержание налогового удостоверения и бороться за отказ от его получения.
Учет налогоплательщиков физических лиц должен вестись только на основании законно установленных индивидуализирующих признаках: фамилии, имени, отчестве, месте жительства и дате рождения.
Никаким другим идентификаторам взамен этих не может быть места в законе, соответствующем Конституции РФ.
Постатейный комментарий
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11,80,84 и 102 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации", внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Глазьевым С.Ю.
Новая редакция статьи 11
В данной статье предлагается:
1. Заменить ныне закрепленное в НК РФ значение термина "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе". В ныне действующем законе это "документ, выдаваемый налоговым органом... физическому лицу, зарегистрированному в качестве налогоплательщика. В соответствии с законопроектом С.Ю.Глазьева "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом ...физическому лицу при постановке на учет и открытии лицевого счета в налоговом органе... по месту жительства /месту пребывания/ физического лица".
Такое изменение значения термина, "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе" означает, что на учет будут ставиться все физические лица, проживающие в Российской Федерации, независимо от того факта, являются они налогоплательщиками или нет.
2. Дополнить статью 11 следующими терминами:
- “лицевой счет физического лица". Уже само название говорит о том, что лицевые счета в налоговых органах будут открывать всем физическим лицам. Значение нового термина, данное в статье, подтверждает смысл, заложенный в названии: "Лицевой счет ... Физического лица - документ, открываемый при постановке на учет в налоговом органе физическому лицу".
- " идентификационный налоговый номер /ИНН/ - ... номер, присваиваемый лицевому счету... физического лица при его открытии".
Казалось бы, что данное изменение термина ИНН и его значения решает правовую проблему противозаконности ныне существующего идентификационного номера налогоплательщика. Однако это не так. Если бы этот номер был номером лицевого счета, он так бы и назывался в законопроекте - "номер лицевого счета физического лица налогоплательщика”. Истинное значение термина ИНН, предлагаемого в законопроекте - ИНН Физического лица /даже неналогоплательщика/. Это толкование подтверждается и буквальном смыслом новой редакции части 5 пункта 7 статьи 84 НК РФ /в редакции законопроекта/. Эта часть гласит: "Иное лицо (*) вправе отказаться от присвоения ему ИНН...".
- "налоговое соглашение". Налоговое соглашение - это новая форма получения согласия физического лица на использование информации персонального характера о нем вне налоговой сферы.
- "налоговое удостоверение" - это документ, форма и содержание которого будет разрабатываться МНС РФ. Никаких требований к содержанию, форме этого документа в законопроекте не содержится. Также неясно, зачем в доказательство заключенного соглашения выдавать удостоверение, если имеется само соглашение.
Новая редакция статьи 84 /пункт 7/
В законопроекте предлагается процедуру присвоения цифрового идентификатора всем физическим лицам дополнить открытием лицевого счета с указанием этого идентификатора /ИНН/. Часть 1 пункта 7 статьи 84 в новой редакции гласит: "Каждому ... физическому лицу при постановке на учет открывается лицевой счет с указанием присвоенного ИНН..." Такая редакция позволяет даже расширить круг физических лиц, которым на "законном" основании можно будет присваивать ИНН, до всех проживающих в России.
Неясной остается норма пункта 7 статьи 84, говорящая о праве "иного физического лица" отказаться от присвоения ему ИНН, тогда как в других статьях законопроекта нас пытаются убедить, что ИНН будет присваиваться не лицу, а лицевому счету.