К. Гордеев
ГОРИЗОНТ, КАК СВИТОК...
Вот уже два десятилетия прошло с того момента, как один из знаменитейших апологетов «нового мирового порядка», Жак Аттали, опубликовал свое эссе «Линии горизонта» (Jacques Attali, Lignes d'horizon, Éditions Fayard, 1990), переведенное на английский язык, как «Золотой век» (J. Attali, M illenium, Librairie Artheme Fayard, 1990) , а по-русски изданное под названием «На пороге нового тысячелетия» (Ж. Аттали, На пороге нового тысячелетия, Международные отношения, М. 1993). Тогда этот труд сразу обратил на себя общее внимание. И тем, что его автор занимал видные посты в правительстве Франции, являлся членом Бильдербергского клуба, стал первым главой «Европейского Банка Реконструкции и Развития». И тем, что названное сочинение представляет собой по сути манифест очередного (второго) этапа строительства «иного общества будущего» — преобразования социальной системы в информационную сетевую структуру.
Собственно, этот труд отнюдь не является собой простым размышлением на тему, каким быть «новому миру», а концептуально жестко задает его граничные параметры. Не случайно выбрано название. Еще менее случайно оно было изменено при переводе на английский и русский языки: в первом случае — ориентируясь на победителей, во втором — подслащивая пилюлю побежденным. И поняли его тоже сразу и правильно: практически во след Аттали (в 1993 г.) французский православный священник и богослов Кристофф Левалуа прокомментировал ориентиры прописанного человечеству будущего в статье со специфическим названием ««Сочти число Зверя» (Замечания о книге Жака Аттали «Линии горизонта»)» (в русском переводе издано в ж. «Элементы», №2, М., 2000).
И вот прошло двадцать лет. То будущее, которое прописывал человечеству сановный «философ-банкир-мироправитель», стало нашим настоящим. Пора подвести первые итоги и взглянуть «за горизонт».
Мерзость запустения, как идеальное мироустройство
Хорошо, опираясь на подавляющее финансовое, политическое и военное превосходство, устанавливать параметры наиболее благоприятного для себя социального устроения, задавать тенденции, создавать ситуации, предопределять будущее государств и народов. Но даже такие фантастические возможности (чуть ли не с претензиями на промыслительность) отнюдь не безграничны. Можно искусственно сформировать тренды, переполнить их энергией из всех доступных ресурсов и установить конечные параметры изменений. Но при этом, как ни старайся, протекающие процессы будут подчиняться естественным объективным законам и оборотной стороной, ценой, если угодно, «неестественно достигнутого» всегда являются потеря того, что обеспечивало прежнюю системную устойчивость, и обретение в новом своем состоянии неучтенных свойств, компенсирующих желанные выгоды.
Каковы же граничные линии, установленные Аттали?
1) Человечество утратит оседлость и будет обречено скитаться, не находя себе постоянного прибежища.
2) Общество поделится на «номадов» и побежденных «нищих кочевников».
3) Первые, «потребители из привилегированных районов мира», «покончившие с любой национальной «привязкой», порвавшие семейные узы, заменившие все это миниатюрными микропроцессорами, которые предоставят людям возможность решать многие проблемы, связанные с сохранением здоровья, образованием и личной безопасностью», станут основными пользователями «либеральной рыночной культуры, руководствуясь при этом своим политическим или экономическим выбором».
4) Вторые, обитатели планетарной периферии, окажутся обреченными на вечные скитания в поисках пропитания и крова над головой в тщетной попытке совершить рывок от своего безнадежно отставшего мира к другому, продвинутому и успешному.
5) Даже номады со всеми их возможностями «приобретать за деньги острые ощущения и такие товары, которые только они могут себе позволить», окажутся существующими вне изначально присущих человеку, но «устаревших» ценностей — любви, дружбы, участия, домашнего уюта, сообщества близких.
6) Основными процессами, определяющими социальные изменения, являются основанная на конкуренции эволюция «рыночно-демократических» структур и технологическая миниатюризация.
7) Культура, морально-нравственные ценности должны быть рационализованы и модернизированы, чтобы соответствовать динамике «социального прогресса» и стимулировать «правильное», т.е. статусное, потребительство.
8) Основой социальной структуры станет «сеть», как во внешних своих проявлениях — производственные, развлекательные и жилые «оазисы» (агломерации), вроде узлов на транспортных магистралях, — так и во внутренней организации общества — жесткое стратифицирование, с регламентированными для каждого статуса компетенцией, образованием, доступом к информации, коммуникационными возможностями.
9) Превращение всех включенных в социум в субъекты учета, наделенные микрочипами и детерминированные наличием таковых в разрешенной им деятельности.
10) Передача управленческих полномочий на наднациональный уровень, что с учетом главенства «рыночно-демократического» прогресса должно означать гегемонию глобальных финансовых групп (ГФГ) и транс-национальных корпораций (ТНК)
Словом, образ, задаваемый «линиями горизонта» французского еврея Ж. Аттали, представляет мир, как пустыню, по которой мечутся в безуспешных попытках утолить жажду утраченного и недостижимого его обитатели — встроенные в социальный механизм нечеловеки-киборги и выбракованный, выдавленный за границы среды обитания, теряющий человеческий облик, «расходный материал». Все перечисленное в очень значительной степени к дню сегодняшнему уже реализовано и продолжает ускоренно воплощаться. Но вместе с тем у нарисованной картины присутствует хотя и теневая, оборотная, но тем не менее неотъемлемо ей присущая сторона.
Три вектора развития общества
Вопреки описанному Ж. Аттали представлению о том, что эволюция социальной системы определяется ступенчатым преобразованием «иерархий», результирующих «равновесие между хаосом и порядком» и регулирующих насилие (конкуренцию) в «религиозной, военной и экономической сферах», все перечисленное является лишь текущими, во многом случайными, формами, возникающими при взаимосопряжении трех системных процессов. И, собственно, именно их наложение друг на друга и детерминирует все допустимое историческое многообразие. А потому никакая точка социальной эволюции не может быть назначена произвольно, по прихоти кого бы то ни было, и находиться за пределами задаваемого ими пространства координат.
Первый процесс условно может быть определен, как производственный, и соотнесен с переработкой и обеспечением людей необходимыми для их жизнедеятельности материальными и энергетическими ресурсами. Он устанавливает корреляцию между количеством производимого и числом потребляющих.
Второй — социально-распределительный — задает порядок и способ распределения и перераспределения накопленного в процессе производства. Вся обожествленная Аттали рыночность, вся его многоступенчатая иерархичность, все виды конкуренций и социального насилия, вся жесткость сетевого статусного распределения выполняют не более, чем роль внутренних механизмов внутри данного процесса, а их сменяемость и вариативность друг по отношению к другу в очень большой степени зависят от третьего вектора социальных изменений, модернизационно-технологического.
Суть последнего состоит в том, что он направлен на освобождение человека от непосредственного участия в производственном процессе, задает магистральный путь развития существующей человеческой цивилизации и является основой, обуславливающей степень социального неравенства.
В своем абсолютном, максимальном, проявлении реализация первого процесса ведет к полному истощению ресурсов жизнеобеспечения, второго — к концентрации произведенного в руках очень узкого круга лиц, прекращению расширения системы вовне, остановке производственного процесса. Достигший своих предельных значений третий вектор устанавливает то, что человечество редуцируется до узкой и все более сокращающейся прослойки неспособных к самовопроизводству «владельцев всего», находящихся на содержании и под управлением «производящих все» автоматов.
Несложно разглядеть, что «линии горизонта», проведенные Ж. Аттали, проходят где-то вблизи последнего из перечисленных состояний, что в силу неустойчивости такого положения неизбежно вскоре обречено стянуть их к описанному выше фатальному «фокусу», являющемуся физическим, а отнюдь не умозрительным, концом существования современной человеческой цивилизации.
История, «вошедшая в штопор»
И многое из того, что Ж. Аттали устанавливал, как ориентиры для будущего, уже стало характерной приметой нашего дня сегодняшнего.
Завершение экономической глобализации превратило мир по сути в единый рынок, находящийся под управлением глобальных регулирующих структур. Мировая экономика, как система, приобрела замкнутость, сделав доминирующими внутри себя тенденциями, с одной стороны, ускоренную концентрацию ресурсов руках управляющих ТНК и ГФГ, а с другой — сокращение доли населения, непосредственно занятого в производственных процессах, за счет ускоренного развития технологий и автоматизации. На сегодняшний день подавляющая доля производимого в мире обеспечивается трудом менее, чем 10% жителей планеты.
Естественным развитием подобной ситуации является, во-первых, формирование хозяйственной системы по типу «экономика прислуги» [1] , когда общество оказывается расколотым на две очень неравные части. С одной стороны, ничтожная группа «хозяев жизни» в окружении тех, кто нужен им для обеспечения их сверхвысокого уровня комфорта, а с другой — огромная масса невостребованных людей, живущих на социальные пособия [2] .
Во-вторых, активное социальное перемешивание: (а) вертикальное — вследствие конкуренции за место в кругу слуг, и (б) горизонтальное — интенсивные миграционные процессы из регионов с крайне низким уровнем существования в страны, обеспечивающие лучшим социальным пайком, большей заработной платой и повышенной вероятностью получить относительно хорошо оплачиваемое рабочее место. Очевидным следствием из перечисленного является глобальное выравнивание (в сторону понижения) уровня жизни среди всех тех, кто незаменимо не востребован социальным слоем « хозяев » .
В-третьих, и это является оборотной стороной описываемого по сути разделения на «номадов» и «побежденных», обычные методы поддержания финансово-экономической устойчивости — вывоза избыточных товаров и капиталов — в условиях замкнутого глобального рынка оказываются неработающими. Производственные мощности перемещаются от одного региона с дешевеющей рабочей силой к другому, постепенно сокращая и ее востребованность в силу автоматизации, что, в конечном итоге, усиливает обнищание потенциальных потребителей, понижает спрос и с неизбежностью оборачивается кризисом и депрессией.
Финансовый обвал 2008 года явился первым звонком, сообщившим человечеству, что глобальная экономическая система уверенно движется к своему коллапсу. К 2013 году ситуация ухудшилась настолько, что состояние, близкое к банкротству, обнаружили целые государства, такие как Греция, Кипр, Испания, Португалия, Италия, Ирландия, а о перспективах возможного голода и социальных потрясений заговорили даже в таком столпе «нового мирового порядка», как Великобритания [3]. При этом, действительно, в условиях истощенных фондов социальной поддержки и политики заместительной демографии и мультикультурализма, разрушение стабильности общества, множественные столкновения, бунты и беспорядки становятся более чем вероятны.
И ситуация, порожденная ложными установками и иллюзиями могущества, все в большей степени выходит из-под контроля, требуя радикальных и окончательно катастрофических решений. Банкиру Ротшильду приписывают, якобы некогда высказанное им утверждение, что «дай ему власть печатать деньги в стране, и ему будет все равно, кто пишет в ней законы». Исподволь, за отвлекающим пропагандистским шумом, структура социального управления такого рода сформировалась, причем не только в виде глобальных финансовых институтов, типа МВФ, ВБ и ФРС США, но и в частности, например, как закрытый клуб председателей центробанков, ловким фокусом получивших как бы независимость от правительств тех государств, интересы которых они должны представлять [4] . И что же? На сегодняшний день все перечисленные способны лишь констатировать состояние рынка, «предшествующее обвалу». Да и, собственно, сам ФРС единственный способ «смягчения» грядущего падения видит лишь в очередном включении «печатного станка» [5].
Эскапизм «победителей»
Не понимая сути происходящего и следуя прежним установкам, предержащие власть продолжают выстраивать свои действия в логике прежнего, еще не разрушенного ими индустриального общества и фантазиях апологетов в их понимании «нового мира». Все так же «певец нечеловеческих форм социума», Рей Курцвейль, продолжает обещать бессмертие через сращивание человека с машиной и даже называет даты, когда роботы и люди сольются друг с другом в счастливом экстазе [6] . Все так же американский Национальный Совет по Разведке, рисуя будущие перспективы, в качестве мегатенденций продолжает втюхивать публике «сокращение бедности», «глобальный рост среднего класса», «улучшение образования и здравоохранения», «восстановление демографической стабильности» [7], как будто перечисленное достижимо в сформированных ими условиях каким-то иным способом, кроме физического уничтожения всех, не соответствующих востребованным стандартам.
Впрочем, вероятно, именно такой путь и видится организаторам «нового порядка», как единственный. Традиционным способом выхода из подобного экономического тупика всегда была война, масштабность которой зависела от глубины кризиса. И сегодня еще один апологет «светлого будущего для избранных», Г. Киссинджер, всерьез рассуждает о спасительности защищенных бункеров для представителей элит и тех, кого они сочтут к себе приближенными [8]. А чтобы не остаться без возобновляемых запасов пищи, как-то исподволь, не афишируя, будущие обитатели убежищ понастроили и более или менее равномерно разместили по обитаемым, но труднодоступным для непосвященных территориям так называемые «хранилища судного дня», куда складировали в достаточном, как они считают, для себя количестве образцы необходимых сельскохозяйственных культур.
В качестве другого способа самоизоляции нынешние «номады» избрали физическое разделение территорий на оазисы (для себя), агломерации (для производств) и фавелы [9] для изгоев. Причем неугодных, если судить по уже реализуемому европейскому опыту, планируется просто перемещать на поселение в искусственно созданные резервации [10] с перспективой трансформации последних при ухудшении экономической ситуации в концлагеря. Впрочем, возможен и другой вариант, по типу «изоляции наоборот», когда пропускная система отсекает от «диких земель» места проживания представителей элит или их ключевые производственные мощности, например, как это происходит в бразильских городах или в России [11].
И даже обещанные Аттали и Курцвейлем микрочипы — для здоровья и интеллекта, — будучи приложенными к «новому порядку», развернулись в первую очередь, как средства полицейского контроля, как устройства подтверждения статуса и допуска на режимные территории, которые очень даже хорошо оказались соответствующими сетевому структурированию общества. Словом, «линии горизонта» ненавязчиво и в общем-то плавно трансформировали бывший социум в многоярусную тюрьму, в которой положение узников отличается от бытия их надзирателей только степенью дозволенного телесного комфорта.
Дорога, ведущая в никуда
В принципе дальнейшее движение к «горизонтам Аттали» предсказуемо. И оно не совпадает с тем, что предполагают прожектеры «нового мирового порядка». Ситуация ожидаемо продолжит только ухудшаться вплоть до полной цивилизационной катастрофы или во всяком случае до тех пор, пока не будут кардинально изменены целеполагающие директивы социального развития.
Все существующие на сегодняшний день в обществе негативные тенденции усугубятся. Концентрация капитала, невозможность расширения рыночного пространства, сокращающая занятость автоматизация, подгоняемое идеологией потребительства хищническое истощение ресурсов жизнеобеспечения — все вместе это ускорит расслоение общества на привилегированную (но все более сжимающуюся) и непрерывно расширяющуюся, ущемленную, части. Соответственно, падающий во след множащемуся обнищанию спрос лишь усилит современные кризисные процессы, обернется дальнейшим возрастанием свертывания производств (и без того в значительной степени обезлюженных) и с большой степенью вероятности выльется в распространяющийся повсеместно социальный хаос в виде войн, бунтов, глобального голода и пандемий.
Причем совершенно не важно, по какому пути пойдет воздвижение глобальной империи «номадов»: взрастет ли она после великого военного взаимоистребления или огородит себя от обреченных на смерть в голоде и болезнях непроницаемым барьером, построит ли себе великолепные, начиненные умной электроникой дворцы или переселится в подземные казематы. При любом исходе замкнувшееся в себе общество такого типа обречено на вырождение, утрату культуры, потерю накопленных знаний в силу невозможности обеспечить воспроизводство компетенции специалистов, окончательную невозможность контролировать ситуацию и, в конечном итоге, гибель. И никакие надежды на виртуально-электронное псевдо-бессмертие подобного конца изменить не в состоянии.
Так что горизонты, нарисованные Ж. Аттали, оказались по сути апокалитическими: скукожились по мере приближения к ним, свернулись в свиток, преобразились бездонной, адской пастью черной дыры. Самое время остановиться и поискать другие пути. Но смогут ли это сделать в самый последний, отпущенный им момент ослепленные амоком безумцы?
__________
1. http://www.alternet.org/our-futur e-going-be-keeping-rich-people-happy-servant-economy
2. Цинично определяемых, как «сырье для рационализации» (Г.-П. Мартин, Х. Шуманн, «Западня глобализации: Атака на процветание и демократию», М.: «Альпина», 2001.)
3. http://www.express.co.uk/posts/view/363891/Food-wars-Stocks-are-low-prices-high-are-riots-inevitable
4. http://news.sky.com/story/1023326/new-crash-warning-comes-from-proven-source, http://www.newsru.com/finance/13dec2012/secretdinner.html, http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1212.pdf
5. http://www.globalresearch.ca/deepening-world-economic-crisis-us-federal-reserve-expands-quantitative-easing/5315621
6. «Мозг приобретёт черты облачной системы», «к 2029 году машины сравняются в интеллекте с людьми», «где-то к 2030-м годам крошечные «наноботы», способные восстанавливать и предохранять наши органы, будут делать нас более здоровыми и умными», «а компьютеры приобретут размеры клеток крови и смогут подсоединяться к мозгу без необходимости хирургической операции» и «общество достигнет состояния «технологической сингулярности» в 2045 году, когда технологии позволят создать сверхчеловеческие искусственные интеллекты, и люди и машины станут глубоко интегрированы», http://www.computerworld.com/s/article/9231982/Kurzweil_Brains_will_extend_to_the_cloud
7. Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры. Публикация Национального Совета по Разведке, www.dni.gov/nic/globaltrends
8. http://www.dailysquib.co.uk/index.php?news=3089
9. Фаве́лы (порт. favela) — трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. Многие современные фавелы возникли в 1970-х годах вследствие ускорения процессов урбанизации в Бразили
10. http://www.guardian.co.uk/world/shortcuts/2012/dec/04/liberal-amsterdam-plans-scum-villages
11. http://lenta.ru/news/2012/12/03/propusk/