СВЯЗЫВАТЕЛЬ ДУШ


«Один из жителей России выставил свою душу на продажу
на Интернет-аукционе Molotok.ru. Изначальная цена на
необычный лот составила $ 1, а продана душа была за
$18, что удивило даже организаторов аукциона»

http://www.domainmarket.ru/news.phtml?date=2003-01-13&id=209

Рынок был как рынок. Ничего такого особенного, что выделяло бы его из множества собратьев.

Все то же, ржавчиной въевшееся в российскую обыденность, сарайное зодчество - выкидыш горбачевской перестройки - вперемешку с крикливыми балаганчиками в духе восточного вокзала. Разве что, павильончики стали побольше. Стоят, свежесобранные из деталей строительного конструктора, одинаково оранжевые, как куртки дорожных рабочих. Ну, чисто шеренга дуболомов из сказки Волкова, выструганная незадачливым столяром, которому случай дал силу часок покуражиться у кормила власти. Причем от того, что местами строй еще не заполнен, и вовсю идут монтажные работы по возведению очередного продукта путинского предвыборного НЭПа, аналогия с титаническими трудами г-на У. Джюса только усиливалась.

Покупателей, правда, стало значительно меньше, чем прежде. Так и это не удивительно и не разнится с тем, что происходит на других рынках. Под флагом якобы борьбы с «гастарбайтерами, занявшими места россиян за московскими рыночными прилавками», торговое пространство монополизировалось. Всякая «мелочь пузатая» - хоть русская, хоть нерусская - выживающая торговлей тем, «чего у соседа нет», естественно, ушла (не по карману ей платить тройные оброки). Зато остались ее конкуренты, покупающие общиной одно и то же на все свои торговые точки (что, впрочем, никак не снижает конечной цены предлагаемых там продуктов).

Что предстает разочарованному взгляду небогатого москвича, притащившегося экономии ради в свой выходной на лужковский рынок за закупками на неделю? Лужковский же «супермаркет эконом-класса». Только вместо отделов самостоятельные павильончики - по одному на каждый вид товаров. Да еще, пожалуй, непреходящее ощущение обмана от того, что оскудение выбора и рост цен вовсе не уравновешиваются побелением кожи продавщиц. Тем более что все остальные - и хозяева лавочек, и их подручные, разносящие товар, как были уроженцами солнечного Кавказа, так и остались.

Однако моей задаче все сказанное выше мешало мало. Я искал не продукты, а человека, открывшего здесь свое дело. И общее сокращение торговых точек было мне только на руку, ибо поиски облегчало.

Дело в том, что недавно, бродя по интернетным развалам, я натолкнулся на объявление, мимо которого вообще журналисту пройти трудно, а тем более такому, которого хлебом не корми, а дай написать про ужасы последних времен.

Собственно, это было даже не объявление, а красочная, анимированная реклама - баннер. С правой стороны - черное поле. С левой стороны - желтое поле. На черном поле появляется белый господинчик во фраке, котелке и с большим портфелем в руках и идет влево. Навстречу ему по желтому полю бодро шагает некто в средневековом балахоне с тростью в одной руке и колбой в другой. А перед самой их встречей возникает сначала голова козлообразного вида, а потом поверх всего сменяющие друг друга надписи: «Души оптом, в розницу, в кредит», «Богатые возможности за бесполезный товар».

Первая мысль - это чей-то шутейный эпатаж. Однако интернет-ссылка баннера отсылала любопытствующего авантюриста на сайт какой-то немецкой фирмы, имеющей представительства во многих странах (в том числе, и в России) и адаптированной к десятку европейских языков. Само собой, влекомый нездоровым журналистским любопытством, я приложил некоторые усилия, чтобы выяснить, кому же это в современном прагматично вещном мире пришло в голову строить свой бизнес в славных традициях Чичикова да Фауста, т.е. торгуя чем-то совершенно нематериальным. Нет, я понимаю, многое из того, что связано с информационными технологиями ту же вроде бы природу имеет: виртуальная жизнь (вплоть до полного в нее погружения на манер Second Life), мнимые е-деньги, биржа или магазин, реализованные как страничка в сетевом пространстве, различные интеллектуальные продукты, существующие только в виде электронной записи на носителях и требующие специальных микропроцессорных средств воспроизведения. Но сколько ни говори, что «информация - это только идея», за всем перечисленным стоит его трансформация в реальные, т.е. вполне вещественные, товары и услуги, имеющие соответствующую им потребительскую полезность. Однако какую выгоду можно извлечь из торговли душами, которые ни поощущать, ни на хлеб намазать? Да и существование-то их далеко не всеми признается.

Словом, обговорив с редактором издания, где меня периодически публикуют, детали командировки, я решил съездить и выяснить все на месте, взяв интервью и получив ответы на свои недоумения непосредственно у столь необычных предпринимателей.

Их страничка в интернете, куда я попал, перескочив по ссылке с уже упоминавшегося баннера, сообщила немного. Данный бизнес ведет немецкая компания «Зееленбиндер и сыновья» (Seelenbinder & Sons GmbH). Главный офис в Германии, в Виттенберге. В России генеральный промоутер - ЗАО «Зееленбиндер.РУС». Активно создается сетевая структура, которая пока, правда, сосредоточена в крупных городах Центрального региона. Но сообщается, что существуют богатые кадровые перспективы и выгодные предложения, в связи с чем приглашаются к партнерству представители российских компаний со всей страны. Еще: цены на приобретение и поставку душ - договорные. В Москве расположено примерно полтора десятка офисов, открытых в крупных торговых центрах, гипермаркетах и даже мелкооптовых рынках (последнее меня несколько озадачило, но одновременно упростило задачу установления контакта). Приведены адреса и телефоны.

Звонить я не стал: неожиданность друг партизана и интервьюера, ибо благоприятствует установлению близкого контакта и не заготовленным заранее ответам. Составил себе примерную схему из вопросов, которые хотел бы выяснить. Выбрал ближайшую от себя торговую точку «душепродавцев» и... оказался здесь.

Благодаря рыночному запустению, конторку с бодрой надписью «Всякая всячина» искать долго не пришлось, хоть и разместилась она на самых задворках рынка в окружении в окружении спекулянтов товарами для строительства и ремонта.

Вхожу. Гонг, по-восточному висящий над дверью, мелодично извещает хозяина о приходе потенциального клиента - моем, то есть, приходе. Однако с порога спешу разочаровать и на традиционный вопрос: «Что желаете?» - нетрадиционно представляюсь: «Дескать, журналист эдакий из издания такого-то. Много прослышан про Ваш процветающий бизнес. Хотел бы задать несколько волнующих наших читателей вопросов: как, откуда, зачем и, естественно, куда». Мой потенциальный собеседник несколько мгновений думает, а потом, видимо, от скуки и незагруженности делами дает согласие на интервью.

Он молод (тридцати точно еще нет), роста довольно высокого, вида европейского, однако более походит не на немца, а, скорее, скандинава или прибалта: круглолицый, белокожий, голубоглазый, рыжеволосый.

Естественно, первый вопрос: «Вы представляете здесь в Москве немецкую фирму. Вы - немец?»

Смеется: «А что похоже?» Честно признаюсь, что вижу в нем больше скандинавского, чем германского.

«Вот за этот арийский интерфейс со мной и работают, - продолжает он. - Нет, я гражданин России. Родители приехали сюда из Прибалтики. А поскольку отец русский, то русский по паспорту и я. Однако встречают по одежке, и западные партнеры, принимая меня за своего, легко идут на контакт».

В первый раз за все время разговора лицо моего собеседника становится серьезным. Впрочем, не надолго.

Вижу, что мой собеседник нервничает - и не веселится уже, а ерничает, - но пока не понимаю, в чем тут дело. Однако он быстро справляется с собой и продолжает уже совершенно серьезно:

Мой собеседник некоторое время молчит. Оценивает, не зашел ли слишком далеко в своих откровениях, и стоит ли вообще продолжать? Наконец, произносит:

Пауза. Я молчу, потому что не понимаю, куда клонит хозяин «Всякой всячины».

С тяжелым сердцем и тяжко ворочающимися в голове мыслями я возвращался после странного интервью с менеджером странной компании, ведущей странную деятельность. Кто поверит его, точнее, моему, рассказу? «Обыватель» - нет. Он - просчитанный клиент «Зееленбиндера», предпочитающий личной самостоятельности социально гарантированную миску, стабильные скидки, обязательные льготы. «Интеллектуал»? Тоже нет. Он, как слепец, живет внутри господствующих мифов и поверх них верит только тому, что может пощупать лично. Во всяком случае он убежден, что осязание является необходимым и достаточным условием достоверности. То есть говорить с ним можно, только загодя заготовив заверенные нотариусом копии оригинального проекта по отчуждению душ. Тоже своего рода обыватель-идеалист. Власти? Эти, скорее всего, и так в курсе. Во всяком случае «уловитель душ» в России не без их ведома. Тогда кому нужно вообще все это публиковать? Тем единицам, которые не заблуждаются относительно сути происходящего и античеловечности глобально-сетевого преобразования мира? Дополнительный штрих к и без того ясной картине, достаточной, чтобы и без него не вляпаться в лапы душеторговцев? Словом вопросы, вопросы и вопросы... Посоветуюсь с редактором: может и вообще стоит забыть как о дальнейшем расследовании, так и о публикации. Тем более, что и мой визави настоятельно просил меня ради безопасности нигде не упоминать о том, где, когда, как и, самое главное, у кого я получил материал для статьи. Преувеличивает он или нет, не знаю, но чувствую, именно этим-то его пожеланием пренебрегать не стоит. Во всяком случае, если эти наброски когда-либо увидят свет, то его рекомендация мной будет учтена ПРЕОБЯЗАТЕЛЬНО и В ПОЛНОЙ МЕРЕ 1).

Р. Портер

______________________________

1) Лица, названия, время, место действия и автор статьи ничего общего с реальными не имеют.