"Иисус же
сказал им: по неверию вашему;
ибо истинно говорю вам: если вы будете
иметь веру с горчичное зерно и скажете
горе сей: "перейди отсюда туда", и она
перейдет; и ничего не будет невозможного
для вас" (Мф. 17:20)
После того, как в журнале "Первый и Последний" (N 2(6), 2003 г.) была опубликована статья "Христианин в "постхристианском" обществе: Перед лицом новой реальности", редакция получила много писем и звонков с вопросами читателей. Если их просуммировать, то получиться примерно следующее:
- Как соорганизоваться нам? Чем, какой деятельностью будут заниматься организованные нами христианские "предприятия корпорации", "общинные корпорации"? Где удобнее этим "артелям" существовать в городе или в сельской местности? Если юридически обустроиться, обмануть "Сеть", то как взаимодействовать с ее конкретными представителями - сотрудниками МВД, налоговыми инспекторами и т.п.?
- Оставить ли нам городские квартиры или все и вся продать (очевидно, в предположении, что переезд неизбежен)? И в какие конкретные места лучше удалиться? Куда и к кому следует обратиться за советом и поддержкой? Где уже есть сформировавшиеся общины? Где найти священника и епископа без ИНН?
- Должен ли быть один тип общины - корпоративный, - или возможна иная структура (например: ряд домов с самостоятельным обитанием 1) в каждом из них, но объединенных единством веры и взаимопомощью друг другу)? Может быть, сразу зарегистрировать в сельской местности религиозную общину или группу?
Ответить на все это одновременно и сложно, и просто.
Просто - потому что в упомянутой выше статье все ответы и так содержатся. Напомню их. "Сеть" реструктурирует то, что прежде называлось обществом, в один гигантский базар, в котором все без исключения, хотят они этого или не хотят, вынуждены заниматься хозяйственно-рыночной деятельностью (иначе говоря - нечто производить и этот свой продукт тут же продавать). При этом сетевая социальная организация такова, что для нее неразличимо (точнее, безразлично), кто скрывается за одной зарегистрированной в ней под соответствующим номером хозяйственной единицей - конкретный человек или целый коллектив.
Конечно, в современных инструкциях, унаследованных от ушедшей уже в прошлое экономики, существует требование, чтобы все - даже несамостоятельные - участники производственного процесса были доступны бдительному оку того или иного государственного инспектора, однако становление "Сети", имеющей дело только с субъектами хозяйствования (т.е. с лицами самостоятельными) превращает названную директиву в недействующую. Иначе говоря, лицо физическое и лицо юридическое для данной формы организации экономики слиты друг с другом.
Собственно, это положение и лежит в основе высказанной в статье рекомендации. Если избрать некоторую деятельность (по большому счету, все равно какую, лишь бы не преступную, не антиобщественную, не античеловеческую), состоящую в производстве некоторого продукта или оказании какой-либо услуги и продаже их на рынке, то "юридическое лицо" зарегистрированной организации сможет подменить собой для "Сети" множество "лиц физических".
К примеру, занимаясь ловом рыбы или вязкой шерстяных носков вы можете продавать их сами самостоятельно, встав с лотком в людном месте, а можете сдать какой-нибудь "конторе" или "перекупщику", которая возьмет на себя финальную стадию: реализацию произведенного вами товара. Найдя вас для себя выгодными, этот рыночный посредник в дальнейшем может взять на себя и снабжение необходимым сырьем (нитками, спицами, удочками, сетями, спецодеждой и т.п.). В последующем точек взаимовыгодного сотрудничества может стать и больше, а взаимодействие шире (вплоть до предоставления необходимого вам имущества: квартир, машин, станков, средств жизнеобеспечения и т.п.). И вашей "крыше", участвующей в непосредственном соприкосновении с "Сетью", совершенно невыгодно последней вас открывать (дело лишь бухгалтера, что все было оформлено юридически корректно).
Теперь представьте себе, что роль такого - чуждого вам - юридического лица ("перекупщика") берет на себя вами же созданная хозяйственная организация, в которую вы с самого начала, как ее учредители (а не сотрудники!!!) можете войти в том числе и всем своим имуществом (надоест - с этим же имуществом, которое у вас никто и не будет отнимать, покинете созданную при вашем участии корпорацию безо всяких осложнений). Заметьте, что все формальности, все необходимые сетевые номера возлагаются при этом не на вас, а на нее, на эту структуру - ответственную и отчетную перед "Сетью". И взаимодействовать с последней придется также не вам, а назначенным или нанятым вами посредникам - директору и бухгалтеру (ну, а уж насколько эффективно они это будут делать, зависит от их квалификации).
На таких принципах действуют многие - я знаю это не понаслышке - не-христианские частные предприятия (в особенности, если учредители - они же едва ли не главные действующие лица - помимо деловой нужды друг в друге еще и являются соплеменниками, земляками, друзьями и единомышленниками, т.е. неформально близкими людьми). Чисто теоретически ничто не должно послужить помехой в создании подобных организаций и для нас, христиан, так часто и с удовольствием любящих рассуждать о своей особой общинности. Тем более, уж, что историческими образцами для подобного заявления мы точно располагаем. Общением имуществ соединялись первохристианские хозяйства в апостольские времена. Общий труд, общее брашно и общая молитва - вот три кита на чем зиждились православные братства несколько веков назад. Сегодня весь этот опыт вновь может и должен быть востребован и воплощен в жизнь.
Однако есть одно "но": и оно состоит в том, почему дать ответы на поставленные выше вопросы сложно. Все, что сказано ранее, требует от каждого из нас желания и готовности совершать самостоятельные и ответственные хозяйственные действия. Неважно, чем конкретно мы предпочтем заниматься. Неважно, какая местность - городская или сельская - окажется избранной нами для труда. Важно, чтобы МЫ САМИ ЗАХОТЕЛИ (а) производить и реализовывать некий общественно-полезный продукт и (б) находить способы, как это сделать. Только в этом случае возможно достижение некого положительного результата.
Община же ("артель", "корпорация" и т.п.), на которую упирают авторы писем, как на некую панацею, является для успеха всего лишь средством (хотя и важнейшим - своеобразным "ноу хау" 2)). Смысл последнего в том, что при внешнем сетевом, т.е. рыночном, функционировании созданной общинно-христианской структуры внутри нее отношения формируются по совершенно другому принципу - не купли-продажи рабочей силы, а совместного служения, воплощающего апостольское "носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2).
Иначе говоря, на первом этапе деятельности общинность - это лишь внутренний стержень, вокруг которого должна быть сформирована эффективно действующая хозяйственная команда. Ибо именно успехом ее деятельности в дальнейшем сможет обеспечиваться и поддержка каждого в его тяготах, связанных с давлением антихристианского социального окружения ("укрытие" от внимания "большого брата", оплата имущества, возможно, питания, одежды, лечения, обучения и т.п.), и, впоследствии, создание собственной, "внутрикорпоративной", инфраструктуры - принятие на довольствие "своих" православных врачей, педагогов юристов.
Что же касается наличия "своего" священника (а уж тем более - епископа), то здесь следует иметь в виду, что молитвенная сторона жизни такой социально деятельной общины хотя является и важнейшей, но не единственной. И потому прежде, чем звать к себе батюшку, необходимо без него, совершенно самостоятельно (хотя, конечно же, по благословению) наладить совместное ведение хозяйства. Ибо прежде, чем освящать новый дом, его для начала нужно, помолясь, выстроить 3).
Основным возражением для всего сказанного выше (и, как мне кажется, основанием для вопросов в звонках и письмах) является довод, что, дескать, мы вовсе и не хотим жить и трудиться в условиях антихристианской "Сети": нам бы только выжить, укрыться, переждать в молитвах и разговорах о кончине мира. Ну, тут помочь трудно. Ибо когда сетевое общество окончательно встанет на ноги, вряд ли найдется такая пещера, на которую оно не наложит свою лапу. И спрятаться от него в сельской местности будет так же (если не в большей степени) сложно, чем в городе. Безумными выглядят также надежды на то, что какой-нибудь чрезмерно разбогатевший "христианин-благотворитель" (если такое в принципе, конечно, возможно?!!) возьмет весь православный мир на содержание, создавая то тут, то там общины-богадельни для верующих во Христа потребителей.
И если говорить по-честному, то когда я писал, что "пришло время действовать", имел в виду вовсе не призыв к бегству из городов в деревню или даже в лесную чащу. Напротив, в той статье "Христианин в "постхристианском" обществе" речь шла о прекращении нашего безучастно-полусонного 4) созерцания того, как на наши шеи "Сеть" воздевает свое электронное ярмо. Настала пора пробудиться от спячки и определить свое место в новой социальной реальности и отношение к ней. Тот путь, который обсуждался, предполагал начало активного ее преобразования, начало подготовки к тому моменту, когда общинно-корпоративные "проростки" (если то будет попущено Богом) изнутри взорвут нечеловеческую "социальную" структуру 5).
В сущности ведь от каждого требуется немногое: наличие неких профессиональных умений и навыков, да твердое желание не зарывать их в землю, а найти их востребованность и применимость для общественной пользы. Решимость к активным действиям обязательно сформирует намерение, благодаря которому будут обнаружены условия и средства воплощения первоначального замысла. Самостоятельность поступков откроет соратников, соединит их в команду, постепенно отыщет верные составляющие успеха (т.е. того, что человеку видится, как воплощение задуманного). И трудности не остановят: любовь к Богу и ответственность перед близкими людьми станет тем компасом, который проведет верной стезей.
Нет, конечно же, всегда найдутся те, кто по-настоящему хочет и готов ограничить свою жизнь молитвой, довольствуясь в материальном лишь милостыней и чем-то иным, что Бог пошлет. Но ведь и это тоже активное отношение к действительности. Молитва, если это не ханжески-фарисейская игра в "особую духовность" и "богоприближенность" - не менее (а может быть, даже и более) тяжкий труд, чем всякий иной - и отнюдь не каждому он по плечу. И, значит, настоящих молитвенников всегда было, есть и, наверное, будет немного. Для подавляющего же большинства уделом являются труды мирские, реализующие данный им Господом талант.
И ничего другого нам не оставлено. Ибо признаки времени исхода еще не явлены: не "явилось знамение Сына Человеческого на небе", не "восплакались все племена земные", не "увидели сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славой великою", не прозвучал еще "голос с неба, говорящий: выйди от нее народ Мой, чтобы не участвовать в грехах ее и не подвергнуться язвам ее", и не посланы пока Ангелы Его, чтобы "собрать избранных Его от четырех ветров, от края небес и до края их" (ср. Мф. 24:30, Откр. 18:4). И, значит, каждый по-прежнему должен нести тот крест, что возложен на него Христом: одним, кому дарована молитва - молиться, другим, кому Господом уже открыты пути - собираться в дорогу, третьим - пребывать в служении по дарованию своему.
А коли так, то стыдно должно быть тем, кто пытается от оного уклониться, "думая о себе более, нежели должно думать" (Рим. 12:3) и прикрывая свою леность и бездеятельность "объективными обстоятельствами" и "субъективным бессилием", т.е. прямо вопреки Христовой заповеди, донесенной до нас апостолами: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор. 12:9) и "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20).
И хотя написать все эти строки, очевидно, легче, чем начать претворять их в жизнь, однако ложная привязанность к тому, какими по нашему мнению должны быть плоды нашего труда, не должна нам препятствовать оный совершать. Посвятив его Всевышнему, помолясь, давайте засучим рукава и дерзнем: глаза страшатся, а руки делают. С Божией помощью, коли Ему будет угодно, одолеем. И в том не может быть никаких сомнений!
----------------------------------------------
Самостоятельное обитание - буквально так и было сказано в одном из писем "Ноу хау" - от англ. "know how" - "знаю как" - некая ключевая, неизвестная другим особенность, обеспечивающая максимальную эффективность изобретения. Даже само слово "экономика" ведет свое происхождение от греческого "икономиа", т.е. домостроение. Редкие демонстративные стенания от собственного бессилия, стоя перед фасадом какой-нибудь местной "думы" или где-либо вблизи оной, не в счет. Конечно, конца времен нам не отменить ни этим, ни каким-либо другим способом, и немощной нашей рукой не остановить попущенное Богом, но пока мир не закончился мы об этом не знаем и знать не можем (см. Мф. 24:36), и потому должны, не прекращая трудов, исполнять возложенное на каждого из нас.