К. Гордеев

ДЕРЖИ, ЧТО ИМЕЕШЬ
(подорожные размышления)

«Се, гряду скоро; держи, что имеешь,
дабы кто не восхитил венца твоего».
Откр.3:11

Нигде так не остаешься наедине с собой и своими мыслями, как в дороге. Кругом толпа — плотная среда, которой по большому счету нет до тебя никакого дела. И так хорошо думается под стук колес электропоезда, фырчание маршрутки или размеренные шаги. Конечно, можно молиться. Но слаб человек, и иные мысли просачиваются и не спешно поворачиваются в голове...

Системный кризис. Пожалуй, именно эти два слова наилучшим образом отражают и вмещают в себя то, чем исполнена человеческая действительность наших дней. Системный — означает затрагивающий самые основы существования всего и вся. А кризис — это невозможность жить по-старому, это отсутствие, разрушение или истощения того, жизненно необходимого источника, которым определялось прежнее бытие. Толи костюмчик маловат стал и не сидит, толи позносился так, что не одеть. Словом, низы в старое свое житие не вмещаются, а верхам и вовсе оно невтерпеж. Напряжен мир, сотрясается общество, изнемогают от своего несоответствия избранному образу структуры, по инерции называющие себя церковными.

Возьмем, к примеру экономику, превращенную умелой манипуляцией в разрушающее общество орудие устрашающей силы. Властители мира в одночасье обрушили всю ту иллюзию, которую сами же насаждали посредством своей мондиалистской религии последние полвека. Всего за один-единственный 2008 год задекларированный и разрекламированный мир «единства во множестве» лопнул, как мыльный пузырь. Да так, что едкими до слез брызгами у всего человечества глаза запорошило. Нет, главный принцип «нового мирового порядка — «единый рынок, единый мир, единая власть!» — не переменился. Только не осталось и следа от торжествующей полифонии транснациональных корпораций, как и все остальные, уверившихся своем могуществе и в том, что человечество положено к их ногам, и остается лишь распределить между собой кресла за пультом управления обществом.

Ошиблись, однако. Истинные господа, когда подошел час их триумфа, и настала пора выйти из тени, без труда поменяли декорации на глобальной сцене, отправив не эффективных для этого своих подручных, в долговые ямы вместе со всем остальным человечеством, недоумевающим, куда в одночасье развеялся мираж его благополучия. Почему я так в этом уверен? Да, потому, что нет и не было никакого истощения мировой экономической системы, раскручиваемой техническим прогрессом ко все большей и большей эффективности (по пути «устойчивого развития»). Не иссяк ни один значимый для жизнеобеспечения человечества ресурс. А банковско-ипотечный кризис, пошатнувший мировую экономику, по мнению многих наблюдателей, изначально возник как бы из ничего, т.е. «виртуально» — был искусственно создан для перераспределения собственности.

Глобальные финансовые группы, целые банковские системы, мощнейшие экономикообразующие корпорации как бы на ровном месте вдруг споткнулись, обнаружив, что твердь, на которой они воздвигли свое здание, всего лишь зыбучий, погибельный песок, высосавший их финансовую мощь и поставивший перед фактом разрушения. Соответственно, привыкшему к комфорту и удобству человечеству — вот и цель! — вдруг срочно потребовался десант «спасителей».

Каковой и не замедлил явиться, как ... черт из табакерки. А как же иначе? Ведь должен же кто-то

Нет, принципы не поменялись: как был единый рынок, единый мир и единая власть, так они и остались. Только маска со звериных морд властителей спала, да сами они начали потихоньку являться в своем настоящем статусе, не прикрываясь дублями подставных лиц. Зачем им это теперь, когда нет более силы, способной, по их мнению, оказать им сопротивление? Толерантность, единство в многообразии, устойчивое развитие, долларовый мир — это лишь звуки, мифы для профанов и простофиль, темы для разговоров, отвлекающих от происходящего в реальности. «Сеть», единая глобальная электронная «Сеть» — вот что строилось долгие годы, создавая универсальные и унифицированные ошейники для всех живущих. И теперь, когда здание это уже воздвигнуто, а «пипл» развращен в достаточной степени, чтобы «хавать», не задумываясь ни над здравым смыслом происходящего, ни над нормами морали, ни над тем, во что превратились их некогда целые, а теперь шизофренически раздробленные и упрощенные до жвачно-животного состояния личности, теперь самое время пришло перейти от рыночно-хаотичного к жесткому глобально-сетевому администрированию.

А для этого, конечно же, не придумать ничего лучше своих марионеточных «региональных правительств», которые и население построят, и «не-властительскую» частную собственность национализируют (чтобы потом присоединить к собственности их патронов). Такая вот своеобразная не-марксова диалектика: национализация ради приватизации, ради единого мира в одних частных руках. И хотя конкретные имена их обладателей — гегемонов последних времен — еще не развешаны повсеместно на плакатных портретах для славословий, здравиц и молитв, однако присутствие таковых в нашем мире уже вполне ощущаемо. (В качестве иллюстрации взращиваемой и возрастающей всенародной любви к менеджерам «нового мирового порядка» — кусочек подслушанного разговора в книжном магазине:

Старший продавец: «Ну, что повесим у тебя над кассой? Новый Год или Путина?»
Кассир (умиленно): «Конечно же, ути-путинский (портрет)».)

Господи, как все узнаваемо! Где же это мне довелось прочесть?

«Нынешний выпуск денег вообще не соответствует поголовной потребности, а потому не может удовлетворить всем рабочим нуждам. Выпуск денег должен согласоваться с приростом населения, причем необходимо считать и детей, как их потребителей со дня рождения. Пересмотр выпуска есть существенный вопрос для всего мира. Вы знаете, что золотая валюта была гибелью для принявших ее государств, ибо она не могла удовлетворить потреблению денег, тем более, что мы изъяли золото из обращения сколько возможно. У нас должна быть введена валюта стоимости рабочей силы, будь она бумажная или деревянная. Мы произведем выпуск денег по нормальным потребностям каждого подданного, прибавляя его количество с каждым родившимся человеком, убавляя его с каждым умершим».

Думаете, эта цитата из списка антикризисных мероприятий? Ну-да, ну-да, действительно... Особенно если учесть, что миф о мировом господстве «необеспеченного доллара» по меньшей мере двуслойный. Сначала были Бреттон-Вудские соглашения 1944 г., установившие золотой стандарт — 35 долл. за 1 тройскую унцию — и выдавившие золото, как универсальный эквивалент, с пьедестала мировых денег. Понятно: ведь тогда США держали у себя 70% мировых запасов этого металла и потому подвох, таившийся в проведенной операции не только прошел незаметным, но еще выглядел и вполне «спасительно-обоснованным». Одновременно новая денежная система породила и целый ряд глобальных финансовых институтов (само собой разумеется — тоже для спасения мировой экономики), вроде Всемирного банка и Международного валютного фонда. Что в общем-то вовсе не помешало привести и вполне закономерно к необеспеченности глобально-долларовой валюты и заставить мир дрожать (вплоть до наших дней!) от ожидания коллапса. Проблема однако состоит только в том, что данное экономическое устроение не существует, вопреки популярному о нем мифу, аж с 1970 года.

Удивительный это был год! Збигнев Бжезинский манифестировал «технотронную эру» и начало строительства глобальной «Сети», а Международный валютный фонд (тот самый, тот самый, что возник в Бреттон-Вудсе по предлогом дополнительных гарантий стабильности в мире с долларовыми бумажками вместо «презренного металла») придумал «специальные права заимствования» — или «бумажное золото» — для того, чтобы «дополнить существующие резервы золота и конвертируемых (или твердых) валют, используемых для поддержания стабильности на международном валютном рынке». Новая финансовая система была узаконена в 1976 году Ямайскими соглашениями. И с этого момента денежные расчеты в этой новопридуманной мировой валюте, рассчитываемой и выпускаемой по большому счету «от балды» — по «валовому национальному продукту, — преимущественно используются для окончательной оплаты по международным счетам.

Конечно, «специальные права заимствования» вводятся в оборот не по потребностям каждого человека (точнее, работника, см. выше), а по полезности территорий. И это вроде бы различает текущую ситуацию от процитированного отрывка. Ну, дак ведь, согласно оному, не-работник получается вроде то же, что и не-человек, и на управление названными заселенными людьми пространствами по умолчанию возложено и право, и миссия самому определять, сколько народу и где конкретно проживать должно. Зато оно, это бумажное золото , уж точно не зависит не только от своего металлического тезки, но и от доллара, и ото всех остальных денежных единиц, которые сами нуждаются в приведение в соответствие этим глобальным деньгам. Отсюда и все существующие плавающие кросс-курсы. Так что «необеспеченный доллар» возникшему финансовый кризису, ну, совсем перпендикулярен. Не могли банки разориться, а государства обанкротиться при таком регулировании. Разве что, кто-то команду на то отдал и ресурсы соответствующие привлек, да такие, что никакому государству включая и Штаты, хоть «они и всех богаче», не снились.

И все ради чего? Снова вспоминается:

«Когда мы взойдем на престол мира, то все подобные финансовые извороты, как несоответствующие нашим интересам, будут уничтожены бесследно, как будут уничтожены и все фондовые биржи, так как мы не допустим колебать престиж нашей власти колебанием цен на наши ценности, которые мы объявим законом в цене полной их стоимости без возможности их понижения или повышения. Мы заменим биржи грандиозными казенными кредитными учреждениями, назначение которых будет состоять в таксировании промышленных ценностей согласно правительственным соображениям. Эти учреждения будут в состоянии выбросить на рынок на пятьсот миллионов промышленных бумаг в один день или скупить на столько же. Таким образом, все промышленные предприятия станут в зависимость от нас. Вы можете себе представить, какую мощь мы составим себе через это!..»

Вот-вот, очень узнаваемо — распределительная система, как панацея экономической и социальной стабильности. Тут так и хочется сказать, что написанное выше — фрагмент недавно разработанной «для спасения нации» антикризисной программы от серьезно работающих чиновников какой-нибудь региональной администрации, «всенародно поддержанных» активистами какой-нибудь приправительственной партии. И тут сразу же угадывается продолжение, выдержанное в идеологии «укрепления общественной морали» и опять же «общенациональной нравственности». С учетом, естественно, «спонтанно возникших финансово-экономических проблем». И во первых строках, конечно же, уже упоминавшаяся прежде национализация:

«Чтобы народы привыкли к послушанию, надо их приучить к скромности, а потому сократить промышленное производство предметов роскоши. Этим мы улучшим нравы, деморализованные соревнованием на почве роскоши. Мы восстановим кустарное производство, которое подорвет частные капиталы фабрикантов. Это необходимо еще и потому, что крупные фабриканты часто двигают, хотя и не всегда сознательно, мыслями масс против правительства. Народ — кустарь не знает безработицы, а это его связывает с существующим порядком, а следовательно, и с крепостью власти. Безработица — самая опасная вещь для правительства. Для нас ее роль будет сыграна, как только власть перейдет в наши руки. Пьянство будет тоже запрещено законом и наказуемо, как преступление против человечности людей, превращающихся в животных под влиянием алкоголя».

Здесь, согласно поправке на существующие реалии следовало бы также добавить что-нибудь о «противостоянии наркотической агрессии» и «противодействии табакокурению». Но в целом — все в яблочко: именно так нынешний глобальный кризис провинциальные марионетки мирового правительства и пытаются преодолеть. А если в этой логике события будут развиваться и дальше (что, вообще говоря, вполне соответствует их естественной логике), то вполне понятен и следующий этап принудительного спасения человечества, этап, очень созвучный и наилучшим образом описанный в «тоже манифестах» «Сети» — в никон-зайцевском «Обществе счастливых рабов» и в оруэлловском «1984», — и состоящий в том, чтобы приучить выживших к безальтернативному для них «тотальному счастью»:

«Мы сумеем доказать, что мы благодетели, вернувшие растерзанной земле истинное добро и свободу личности, которой мы дадим пользоваться покоем, миром, достоинством отношений при условии, конечно, соблюдения установленных нами законов. Мы выясним при этом, что свобода не состоит в распущенности и в праве на разнузданность, как равно достоинство и сила человека не состоит в праве каждому провозглашать разрушительные принципы вроде свободы совести, равенства и им подобным, что свобода личности отнюдь не состоит в праве волновать себя и других, безобразничая ораторством в беспорядочных скопищах, а что истинная свобода состоит в неприкосновенности личности, честно и точно соблюдающей все законы общежития, что человеческое достоинство заключено в сознании своих прав и вместе бесправия, а не в одном только фантазировании на тему своего «Я». Наша власть будет славною, потому что она будет могущественна, будет править и руководить, а не плестись за лидерами и ораторами, выкрикивающими безумные слова, которые они называют великими принципами и которые ничто иное, говоря по совести, как утопия... Наша власть будет вершителем порядка, в котором и заключается все счастье людей».

Единственная проблема процитированного текста состоит в том, что при всей его адекватности происходящему в наши дни он все же был написан не сегодня и даже не вчера, а, видимо, по наитию — столетие тому назад. Пророчество, одним словом, воспоминание о будущем, ставшим нашим настоящим. И все говорит о том, что его автор-мудрец, из скромности, естественно, пожелавший остаться неизвестным и всяко отнекивающийся от своего авторства, верно предсказал и финал (т.е. ближайшее к нам будущее): воцарение (ненадолго, правда, если верить другим источникам) мироправителя, равного которому человечество не знало. И видно потому, что на заключительном этапе «воссоединения человечества» скрывать качественную природу сего рукотворного процесса становится бессмысленным, один «известный русскоязычный хасидский раввин из Нью-Йорка... Берл Хаскелевич» так прямо и «заявил, выступая на российском еврейском форуме «Взаимоотношения российских евреев с государством Израиль», что мир движется к единой мировой религии... По мнению раввина, смысл таких религий, как христианство и ислам, состоит в том, чтобы донести «семь Ноевых заповедей», данных Богом всем народам земли до людей» [1]. Откровенно и вразумительно сказано, если не забывать, что какова власть, такова и исповедуемая под ней религия.

Зато теперь становится несомненным, кто именно заказывает музыку и танцует девочек, собирающихся на экуменические тусовки и проводящих разные там «саммиты религиозных лидеров» с едино-религиозным поклонением единому всевышнему. Последний — в контексте предыдущего высказывания раввина — также теряет свою абстрактную неопределенность и обретает вполне узнаваемые черты. Стоит ли поэтому удивляться тому, что и в МП, и в подавляющем числе иных религиозных структур — официальных, универсально-обезличенных и подчеркнуто исповедующих всеядную толерантность — состав правящих канцелярий мало чем отличается и по убеждениям, и по трудам, и по национальному составу от филиала синагоги? Естественно, ведь никто другой и не сможет обеспечить правильного и поступательного «движения мира к единой мировой религии».

Поражаться приходиться лишь всем тем, кто, вопреки здравому смыслу и своим глазам, предпочитает ничего не видеть и ради собственного душевного спокойствия держать свои «зерцала души» закрытыми, повторяя, как буддийскую мантру или самогипнотическое внушение: «У нас все хорошо. Отступления — нет. Ереси — нет. Измены вере — нет. Патриарх — святой. Патриарх — исповедник и заступник. В церкви — порядок. А то, что она превратилась в рыночное торжище, политическую ветреницу и пронумерованную служительницу антихриста — так это от внешних и внутренних врагов». К числу последних обычно и привычно причисляют митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, очернение которого превратилось в традиционный пропагандистский ритуал, позволяющий обелять и оправдывать всех прочих, зачастую еще более черных и отталкивающих. Впрочем, сие действо не мешает «в рамках церковной дисциплины» у всего этого черного сонма благословляться и совокупно причащаться из одной с ним чаши в едином же таинстве, оправдывая себя чисто женским силлогизмом: «Церковь врата адовы не одолеют. Московская патриархия — церковь. Следовательно, Московскую патриархию врата адовы не одолеют. И не прейдут в ней Истина, Благодать, Свет».

Да, нет там никаких ни Добра, ни Любви, ни Света, ни Истины. Свет и Истина там, где Христос. А эта, чисто общественная структура (государственный институт, по их самоопределению) проповедует своего единого (иудейского) всевышнего (см. выше), в силу своих глубинных убеждений в него верует и ему поклоняется, максимально содействуя в течение по меньшей мере полувека той самой раввинской цели соединения религий воедино. И здание новой «церкви» так поразительно похоже на ветхозаветную синагогу — от крестов в обрамлении могендавидов до торжища по соседству с алтарем. Соответственно, Благовестию в сем храме места тоже не отводится.

И вот живой пример. Покаялся-таки «заштатный епископ Ипполит (Хилько)» в своих антиэкуменических и антиглобалистских «заблуждениях». Тут бы радоваться «доброму МПшному христианину» тому, что «заблудившийся» его брат всецело отрекся ото всех своих бывших соратников и последователей, предоставив тем самим расхлебывать сообща заваренную кашу «раскола». Ан-нет — столько злорадства и ханжеского презрения к «новообретенному члену церкви», сколько вылилось на голову Хилько, как в официальных сообщениях (одно именование в заголовках «заштатным епископом» чего стоит!), так и в сетевых форумах, не на всякого «врага народа» лет сорок тому назад приходилось. Какие уж тут Добро и Любовь? Одно себялюбивое, эгоцентричное и презрительное чванство ветхозаветных фарисеев.

По счастью у всякого кризиса существует две стороны — плохая и хорошая. Плохая состоит в том, что, когда он случается, волей-неволей приходится выпадать из полусонного комфортного забытья и шевелиться, часто страдая и вынужденно мучительно напрягаясь, чтобы найти новый источник жизненных сил для своего существования. И помереть во время кризиса тоже можно: сломаться, не выдержав испытания, и исчезнуть в небытии. Хорошим же в эту трудную пору является то, что она-то, как это ни парадоксально, является и солью жизни, и самой жизнью, принуждая под страхом погибели расти душевно и физически, выводя из мертвящего закоснения и предоставляя возможность для катарсиса — очистительного спасения.

И потому те, кто загнал сегодня человечество в угол, на самом деле не выиграли, а в чистую проиграли. Они хотели безграничного всевластия, стремились к нему и, наконец, почти получили, достигнув вершины желаемого. Но устроенный ими для всех остальных кризис им самим бесполезен. Они за его рамками, и он — не их шанс. Да, став калифами на час, они, похоже, дорвались до предела своих вожделений, тем самым их исчерпав и положив твердое основание под собственные погибельно-критические проблемы в ближайшем будущем. Но вместе с тем в настоящем они создали у подмятого под себя человечества возможность вырваться из своих пут и при том навсегда.

Очевидно, что многим пройти испытания — претерпеть до конца! — не удастся: велик соблазн покоя, комфорта и уюта (даже если они минимальны). Но побороться определенно стоит, ибо цена этой борьбы — спасение. Нужно только проснуться и начать действовать. Пусть и не всегда правильно: но ищущему, стучащему и просящему открывается и дается потребное. Это банальные истины. Те — кто смогут измениться — изменятся и усилятся новыми дарами. Ни «Сети», ни каким-либо иным средствам новоявленного глобального гегемона таковых не удержать.

Главное — не ошибиться, не перепутать сон с бодрствованием, не принять «лаодикийские» демагогию и чванство за «филадельфийское» стояние в Истине [2]. Не увлечься бы убежденностью, что наделен богатством и для спасения «все имеешь» — вызолоченные кресты, малиновые звоны и многие стены, ограждающие молитву вместе с «пастырями, хранящими отеческую веру и апостольскую преемственность». Христос — это Жизнь. Вера Его — жива и не формальна («если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:23-24)). И пока омертвение не коснулось сердца, бежать надо из «дома пуста», от мертвяще золотого фальшивого благолепия, от двойных стандартов торгашески фарисейского ханжества, от правильно благолепных, но пустозвонных слов, не имеющих по сути никакого отношения ни к вере во Господа, ни к действительно христианской религиозности.

Или устроить в упомянутом доме «генеральную уборку», дезинфекцию и дезинсекцию, вычистив его от застарелой заразы и паразитов, ее распространяющих. Впрочем, боюсь, сил на такое великое делание у подвижников последних времен скорее всего не достанет. Да и пророчества не упоминают о подобной возможности. Тогда только и остается, что «расстаться с блудницей» и идти туда, где свет веры может и не силен, но чист и горяч. Ибо эта чистота нашего исповедания и есть тот самый венец спасения, ради которого только и стоит начинать свою последнюю битву.

Отсюда, правда, не следует что нужно немедленно все бросить и ломануться по первому услышанному адресу в какую-нибудь глухомань. Есть на Востоке такая присказка, что «святые места не далеки — лишь нет дорог, ведущих к ним, а если пойти, куда указывают, то первое, что встретишь, будет узкий, покрытый скользким мхом мост». Нет, главное сейчас — явить Господу свою волю, отделив себя от всякого рода начертаний и нечистоты, как внешних (вроде приобретших уже всенародное признание сетевых номеров), так и внутренних, состоящих в ошибочном полагании, что из полынного или зловонного источника можно напиться свежей, утоляющей жажду, животворящей воды. И тогда в ответ на этот действенный, а не только помышленный, имитирующий действие и провоцирующий Бога шаг, Он и Путь откроет, и силы даст по нему пройти, и разумением наделит не разминуться с целью, и радость от изумления пошлет, как близко она была и просто достигалась.

Нельзя томиться в расслабленной неге ожидания, что все рассосется, и кто-то сделает твое за тебя. Жизнь — движение: надо двигаться — дорогу осилит идущий. Но для начала нужно набраться духу и открыть глаза.... Чтобы начать делать то, что должен. По совести... Прямо сейчас, потому что завтра можно не успеть.

-------------------------------------

[1] «Cемь заповедей Ноевых» или «Торат бней-Ноах» (Тора сыновей Ноевых) заключает в себе следующие заповеди: запрет идолопоклонства, признание единственного Бога, запрет богохульства, почитание Бога, запрет убийства, уважение к жизни, запрет прелюбодеяния, уважение к семье, запрет воровства, уважение к имуществу ближнего, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного, уважение к живым существам, обязанность создать справедливую судебную систему. Любой человек любой религии, исполняющий эти семь заповедей, может обрести рай». Начало и конец цитаты из заметки «Хасидский раввин заявил, что мир движется к единой мировой религии», http://portal-credo.ru/site/index.php?act=news&id=66843&type=forum#lst

[2] Православный новояз наших дней, намекающий на самоопределение говорящего по аналогии со стихами «Откровения», гл. 3:

«7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: ...
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего...
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон...
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: ...
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его».