К. Гордеев

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ:
заметки на полях новостных лент

Хотя журнал и не газета (и потому даже по чисто производственным возможностям не в состоянии поспевать за потоком информации, которая ежедневно обрушивается на голову каждого из нас независимо от того, хотим мы ее знать или не хотим), но даже и такое, выходящее раз в месяц издание для того, чтобы быть читаемым, обязано следовать текущим фактам и событиям, правда, давая их читателю не в простом пересказе, а как результат в большей или меньшей степени аналитического осмысления изменений, наблюдаемый в жизни общества. И, значит, разбирать завалы, нанесенные новостными лентами, необходимая часть работы редактора или обозревателя.

При этом, очевидно, что большая часть читаемого - случайные встречи, протокольные заявления и часто досужие суждения vip-персон - предназначено для корзины. Оставшееся тоже в основном ОТКЛАДЫВАЕТСЯ в тематический портфель, ожидая дня и часа, когда событийная мозаика сложится и преобразуется в яркую иллюстрацию реальной тенденции развития общества. И лишь совсем малое количество просматриваемых материалов идет в работу сразу, логически и ассоциативно соединяясь с другими - ранее собранными - материалами по соответствующей теме.

Однако иногда случается так, что новость ничего особенного из себя не представляет: фактик - так себе, заурядный, событие - никакую тенденцию в явном виде не поддерживает. Но есть в нем - не в целом, а в каких-то отдельных его чертах - нечто, что задерживает внимание, вынуждает делать СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ НОВОСТНЫХ ЛЕНТ, фиксируя в обыденности происходящего ПРИМЕТЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

"Духовность", как кризис духовности

Возьмем, к примеру, последний - Восьмой - Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Готовился он с огромной помпой: еще бы, ведь заявленная тема-то какая - РОССИЯ (!) и ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР (!). А прошел (во всяком случае по сообщениям различных хроник) на удивление бесцветно и безлико, как никогда по сравнению со всеми предыдущими форумами этой ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1) : дежурные протокольные речи, полные банальностей, традиционные приветствия представителей других - "дружественных" - конфессий, принятие "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании" (документа, доставшегося в наследство от прошлогоднего собрания) и, как обычно, ник чему не обязывающее, общедекларативное "Соборное слово".

В стороне от обсуждения и официального освещения полностью остались действительно касающиеся насущных проблем России и Православия в глобализующемся мире и пламенное обращение к собору Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского Агафангела, и острое, на злобу дня, декабрьское заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви МП. Ни полстрочки, ни полслова в комментариях ответственных лиц - сплошной округлый политес, доказывающий лишь одно: ни одно мероприятие, не только которое проводят, но и даже в котором просто участвуют руководители религиозной организации Русская Православная Церковь Московского Патриархата, не является более собственно церковным собранием - Собором, где говорят открыто и по существу, - а представляет собой политическую акцию общественно-политической структуры, вписанной в современное секулярное и мондиалистское государство.

Приняв это к сведению и взглянув на VIII ВРНС именно под таким углом, невольно обращаешь внимание сразу на две, прежде как бы укрытые в тени особенности именного этого, последнего форума. Во-первых, обилие делегаций представителей других Православных Церквей, с которыми наше московское священноначалие все время проводило закрытые встречи (что бы это могло значить, обсудим ниже). А во-вторых, обилие риторики к месту и не к месту приправленной рассуждениями о духовности, которая "общая" (или, в крайнем случае. очень близкая) "у нас, представителей традиционных религий (и в особенности православных народов), вынужденных объединяться для совместной обороны против наступающей глобализации, ценностной унификации и секуляризации общества".

Последнее не новость. На этом стоит практика экуменических интеркоммунионов, об этом лет десять назад с официальной трибуны было заявлено: "Ваши пророки - наши пророки" (в современном варианте, обнародованном на нынешнем праздновании хануки - "Ваши праздники - наши праздники"). И это понятно с точки зрения религиозных мондиалистов: ведь по их мнению раз Бог один, различаются между собой лишь формы его восприятия представителями различных религий. Общие заповеди - общие нравственные принципы - общая, выходит и вера.

А чтобы сказанное представить понагляднее, вот для сравнения то, как описывается фундаментальная основа экуменического мировосприятия (1), и то, как Всемирный Русский Народный Собор зафиксировал, что объединяет христиан с иноверцами (2):

(1) "Одной из ключевых идей для протестантского экуменизма была мысль о том, что ни одна из существующих конфессий не может претендовать на то, чтобы в полном смысле именоваться "Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью". Все же они суть не что иное, как деноминации, возникшие в результате вызванного человеческими недостатками разделения некогда единого христианства. В вопросе о природе христианского единства и значении разделений у представителей различных конфессий были свои разногласия, но в основном "экуменическая экклезиология" сводилась к тому, что христианское единство - есть некая данность. Все христиане, поскольку все они веруют во Христа, постольку едины во Христе. Под экуменической задачей, соответственно, понималась необходимость зримым образом выразить, подчеркнуть это онтологическое единство, затуманенное и ослабленное в ходе истории, восстановить нарушенные связи между христианами. Соответственно, в практическом плане, перспектива восстановления единства мыслилась в направлении межденоминационных соглашений... Бытовал тезис, что "догма разъединяет, а жизнь объединяет"... (ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ИНОСЛАВИЮ, приняты Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 13 - 16 августа 2000 года, Москва)

(2) "Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Впрочем, эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное толкование библейского текста. Скорее речь идет о положениях, вытекающих из Божиих заповедей в их широком понимании, а также из многовекового религиозно-нравственного наследия, в том числе российского..." (СВОД НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ В ХОЗЯЙСТВОВАНИИ. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора Гостиничный комплекс "Даниловский", 4 февраля 2004 года, http://www.mospat.ru/text/news/id/6353.html)

Причем не стоит заблуждаться относительно значимости второй из приведенных цитат: она не меньше, а больше, чем может показаться на первый взгляд, и применимость ее отнюдь не утилитарно-прикладная - дескать, "найдем основы, чтобы распространить некоторые правила на всех предпринимателей России вне зависимости от их религиозно-мировоззренческих пристрастий". Отнюдь не так, ибо всякая директива может быть применена лишь к тем, кто находится в круге ее действия, а, значит, (1) либо весь свод написан для красного словца, (2) либо Православная Церковь и приравнивающий себя к ней Всемирный Русский Народный Собор признаны ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ, (3) либо речь идет о декларативно обнаружившей себя идеологеме, принадлежащей социальной структуре с транс-конфессиональным статусом и реализующей мондиалистскую практику, направленную на унификацию и деабсолютизацию религиозных ценностей и обозначенную популярным ныне девизом: "Единство в многообразии". Последнее очевидно, что в целом и подтверждается итоговым документом VIII ВРНС:

"Православные народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. Помимо этого, сейчас их объединяют проблемы, остро требующие разрешения. Это поиск должного места в международных отношениях, необходимость сохранить свою национальную и культурную самобытность, построить гармоничное общество и процветающую экономику. Нам нужно вместе дать достойный ответ на вызов секуляризации, на попытки построить однополярный мир, основанный на господстве лишь одной из цивилизационных моделей. Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической и экономической сферах - не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне. Мы простираем руку дружбы и партнерства другим цивилизациям, в первую очередь соседствующим - западной, с которой у нас во многом общая история, исламской, которая твердо хранит верность своим религиозно-нравственным принципам, восточноазиатской, которая так сильна своими традициями (СОБОРНОЕ СЛОВО VIII ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА, http://www.mospat.ru/text/news/id/6356.html)

Данная выдержка в особенности примечательно тем, что в ней замечательным образом уживаются толерантность и конвенциальность - признание равенства перед Богом между православными христианами и инаковерующими и готовность согласовывать - естественно, из "высших" соображений - ценностные системы. Удобное это слово - "цивилизация", якобы прячущее за собой материк-континуум другой, но непременно равноправной религиозной даже не культуры, а традиции. Удобное, потому что открывает возможность рассуждать в категориях абстрактной духовности и абстрактной религиозности, для которых, как уже было замечено выше, неважно в какого бога веровать, важно просто признавать его присутствие. Да и вообще, "коли не живешь брюхом" (что понимается, как "не служишь маммоне"), то, значит, "духовен" (т.е., соответственно, "в истинного Бога веруешь, Кому и служишь"):

"Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны. В истории России были разные подходы к вопросу о приоритете материального или духовного, частных или общественных интересов. Духовный идеал много раз приносился в жертву утилитарным интересам и наоборот. В одни периоды общественное предпочиталось личному, в другие - личное общественному. Исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа" (СВОД НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ В ХОЗЯЙСТВОВАНИИ. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора Гостиничный комплекс "Даниловский", 4 февраля 2004 года, http://www.mospat.ru/text/news/id/6353.html).

А из этого уже не сложно вывести и такое вот заключение:

"Сейчас, похоже, Россия понемногу возвращается к своим традиционным духовным ценностям, пытается опереться на эти ценности в том числе и во внешней политике. Один из примеров тому - заявление Главы нашего государства о возможности вступления России в качестве наблюдателя в Организацию Исламской конференции, ибо Ислам, как и Православие, является частью духовной и культурной традиции нашего народа..." (Пресс-конференция, посвященная предстоящему VIII Всемирному Русскому Народному Собору, http://www.mospat.ru/text/news/id/6344.html).

Читаешь подобное и диву даешься: как, когда иерархи Русской Православной Церкви начали мыслить в категориях оккультизма 2), для которого содержательная сторона веры имеет малое значение - важен лишь сам факт признания "потусторонности"? Как и когда оказались позабытыми приведенные ниже новозаветные строки ? :

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2Кор. 6:14-17)

"Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1Кор. 10:21)

"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30)

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:21-23)

Толерантна ли "толерантность"?

Теперь, следуя логике изложения, пришла пора разобраться, а куда, собственно, все сказанное выше ведет, т.е. каковы цели и возможные последствия данного "богословского" выверта о духовности, равномерно разлитой по всему миру и начинающейся сразу после того, как внимание человека отвлекается от набивания желудка? Однако прежде сделаем небольшое отступление и проясним сами себе, чем же так плохи упоминавшиеся выше "толерантность" и "конвенциальность", т.е. "терпимость к тому, что не похоже на тебя" и "готовность согласовывать друг с другом персональные системы духовных, нравственных и моральных ценностей". Разобраться в этом необходимо хотя бы потому, что может быть дело-то, о котором шла речь выше вовсе и неплохое и даже полезное, только "оформлено неправильно": "лукавый попутал" - не те слова сказаны, не то обоснование под "хорошее" дело оказалось подведено.

А то если почитать другие - не Всемирного Русского Народного Собора - источники (но производимые все теми же церковными структурами, что и участвовавшие в подготовке решений упомянутого форума), так получается, что православная вера то же самое и даже больше, чем пресловутые "толерантность" и "конвенциальность":

"Терпимость - это понятие не очень хорошее. Христианское понятие - это любовь. Христиане должны относиться не с терпимостью, а с любовью ко всем людям, в том числе людям иной веры. Великий святитель нашей церкви Иоанн Златоуст так и говорил: главное, что отличает христиан от всех, - это любовь не только к друзьям, но и врагам. А это уже не просто толерантность, это нечто больше" ("ОБЗОР РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ" - "Религиозная жизнь" N 59, 27.02.2004 г. "СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ДУДКО: ЛУЧШАЯ ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА - ЕГО ПОСТУПКИ", Бес. Елена Липатова Литературная газета, N 8, 25.02.2004, с. 5 - М. Дудко, Секретарь отдела внешних церковных связей РПЦ, об отношениях Церкви и государства в современной России).

Итак, толерантность представляется здесь, как частный и весьма ограниченный случай Господней заповеди совершенства: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:44-48).

Да только есть в языкознании такое понятие, как омонимы, т.е. слова, которые звучат и пишутся одинаково, а по смыслу означают совершенно разное. Ведь не о любви же к другому человеческому существу говорят мондиалисты (а вместе с ними, как теперь выясняется, и руководители РПЦ), когда рассуждают о "толерантности" и "конвенциальности". Нет, речь идет о равенстве социальных прав, равенстве доступа к социальным благам и, наконец, о равенстве духовных, нравственных и моральных ценностей, которые должны находиться во взаимополезных дружбе, партнестве, диалоге и, в конечном итоге, согласии друг с другом" (см. цитаты предыдущего раздела).

А это уже отнюдь не любовь, а нечто совсем другое. В случае мондиалистской концепции, заявленной теперь открыто и безо всякого стеснения, это - обоснование власти, диктатуры, гегемонии меньшинств над большинством. Ибо признание равноправности любого (национального, культурного, сексуального и пр.) меньшинства в социальном пространстве большинства, всегда последнее ущемляет. И чем в большей степени это происходит, тем глубже его поражение в правах. А чтобы далеко за примерами не ходить, достаточно взглянуть на то кому принадлежат рычаги управления в нашей стране, в какую бы сферу жизни общества ни заглянуть - в политику ли, культуру ли, религию ли: везде выходцы из меньшинств.

Однако церковным-то начальникам зачем подобная игра со смыслами?

Фундамент церкви антихриста

Ответ на этот вопрос нашелся совершенно неожиданно. В начале февраля на интернет-страничке выдвинутого, но не получившего регистрацию в ЦИК кандидата в президенты Германа Стерлигова появилась следующая информация:

"21 февраля сего года в городе Бари Италия открывается международная конференция борцов с терроризмом. Российскую сторону представляет Горбачёв. Первым пунктом их программы борьбы с терроризмом во всём мире стоит: "объединение всех конфессий в одну церковь через деятельность всемирного совета церквей" (http://tramplin.ru/sterligov/index.php?nid=23).

Подтвердить ее тогда мне ни в каких других источниках не удалось, однако достоверность ее все же достаточно высока, поскольку действительно М.С. Горбачев на глобальном уровне, как президент "Горбачев-Фонда", занимается решением упомянутой проблемы, вбивая в головы "осчастливливаемого" "новым мировым порядком" верующего человечества - "Единство в многообразии!". Действительностью также является и то, что отнюдь не все международные форумы проходят при "достаточном освещении". Примером тому Всемирный Саммит Информационного Общества, проходивший в декабре 2003 г. в Швейцарии.

Так что не найдя подтверждения или опровержения, я не огорчился, но взял на заметку: рано или поздно информация о факте подобного рода деятельности должна всплыть. Каково же было удивление, когда событие, аналогичное названному выше, произошло совсем скоро, буквально через пару недель от ожидавшегося (т.е. 02.03.2004 г.), и не "где-то там вдалеке", а в стольном граде Москве, в гостиничном комплексе Московской Патриархии "Даниловский". И даже называлось также - "II Межрелигиозный миротворческий форум" (ММФ), в числе заявленных целей которого назывались - "укрепление сотрудничества между представителями различных вероисповеданий в сфере церковно-государственных и церковно-общественных отношений, формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к представителям иных вероисповеданий, а также решение ряда актуальных проблем, относящихся к роли религии в современном мире" (http://www.mospat.ru/text/news/id/6340.html), "создание межрелигиозных миротворческих групп в регионах СНГ, где тлеют межнациональные конфликты (http://www.mospat.ru/text/news/id/6480.html).

Сходство в названии и целях ММФ и неподтвержденной барийской конференции оказалось отнюдь не случайным. Уже в первый же день сего высокого собрания в его центральных выступлениях, сделанных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, прозвучало неожиданное (во всяком случае для тех, кто не был посвящен в суть готовящихся на форуме новаций) опережающее события полуизвинение:

"Конечно, существовали опасения, что развитие межрелигиозного диалога может привести к религиозному синкретизму и пересмотру вероучений, к стиранию границ между духовными традициями. Однако время показало: разумная система соработничества религий сохраняет и подчеркивает уникальность и самобытность каждой из них. Более того, принятая нами форма межрелигиозного диалога стала серьезным препятствием для манипуляций, направленных на создание некой всемирной сверхрелигии" (Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2 марта 2004 года), http://www.mospat.ru/text/news/id/6472.html)

"У нас есть своя эффективная модель мирной совместной жизни, достойного преодоления противоречий. В чем причина этого? Полагаю, что она - в нашем историческом, духовном, культурном наследии. Нас, сидящих в этом зале, объединяет не только единая история, не только общий личный опыт и общий опыт наших народов. Нас объединяют во многом схожие духовные идеалы... Мы смиренно любим Творца и созданный Им прекрасный мир. Упование только на человеческие силы - не наша традиция. Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать "глобальную этику" ("ПРОСТРАНСТВО СНГ КАК МЕСТО УНИКАЛЬНОГО МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА" Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2 марта 2004 года)http://www.mospat.ru/text/news/id/6478.html).

К чему бы это все сказано? Да, конечно, упреки в адрес отдельных иерархов РПЦ МП за увлечение экуменизмом и сотрудничеством с мондиалистским секулярным государством звучали. Но до сих пор никому и в голову не приходило обвинять кого бы то ни было из них за участие в создании "сверхрелигии" или "квазирелигии". Такую задачу решает упоминавшийся выше М.С. Горбачев, а никак не они. Впрочем, ответ прозвучал сразу:

"Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой. Ведет ли к распаду единства человеческой семьи многоциливизационное устройство мира? Нет. При условии, если удастся избежать взаимной изоляции и отчуждения. Именно поэтому между целостными этнокультурными общинами необходим диалог. Диалог, направленный не на смешение вер, не на их "объединение" вокруг секулярных идей устроения мира, вокруг материализма и рационализма. Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира" ("ПРОСТРАНСТВО СНГ КАК МЕСТО УНИКАЛЬНОГО МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА" Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2 марта 2004 года), http://www.mospat.ru/text/news/id/6478.html)

Если несколько подсократить витиеватый политес последнего высказывания, то на деле оно означает следующее. Религиозная глобализация вполне может быть уподоблена глобализации политической. Пусть народы Земли считают, что они проживают на "своей" территории и исповедуют "свою" веру. Главное, чтобы существовал центр, обеспечивающий "диалог", т.е. координирующий и направляющий развитие их виртуальной "самобытности". Неважно, как называется эта структура - "мировое правительство", "бильдербергский клуб", "большая восьмерка", "организация объединенных наций", "всемирный совет", "евросовет" или... "межрелигиозный совет". Но архиважно, чтобы при всем разнообразии региональных экономик и религиозных ритуалов принципы социальной организации и духовные ценности если не совпадали в точности, то были бы близкими и совместимыми. Вот тогда-то горбачевский девиз - "Единство в многообразии!" - и окажется не только действительным, но и действенным. А время... время более или менее постепенно снивелирует существующие различия до глобально однородного (унифицированного) общественно-экономического пространства и той самой сверхрелигии, от которой так демонстративно открещивались руководители РПЦ.

Что ж близость духовных ценностей "традиционных" религий констатировали оба форума - и VIII ВРНС, и II ММФ (последний также вполне в духе пожеланий М.С. Горбачева обнаружил общерелигиозное единство в международной антитеррористической кампании: "Традиционные религиозные организации прикладывают все усилия к тому, чтобы сдержать разрастание террора и кощунственного использования террористами религиозных символов. Одновременно мы предлагаем правительствам наших стран помощь и поддержку в борьбе с этим злом" - Итоговый документ II Межрелигиозного миротворческого форума, Москва, 2-3 марта 2004 года, http://www.mospat.ru/text/news/id/6483.html). Но организация, организация-то где? Где тот самый пресловутый - "обеспечивающий диалог" - координирующий центр? Его-то вроде как нет... т.е. не было?.. Что ж нынешний Межрелигиозный миротворческий форум сие упущение исправил:

"Религиозные лидеры, собравшиеся в Москве, поддержали предложение о координации деятельности традиционных религиозных организаций СНГ... Была выражена надежда, что работа Межрелигиозного совета СНГ будет способствовать развитию диалога как между самими духовными лидерами, так и между религиозными организациями в имя утверждения в наших странах традиционных духовных ценностей. Как известно, эти ценности подвергаются значительной эрозии под влиянием различного рода опасных факторов, к которым относятся, например, радикальный секуляризм, который исключает религиозную мотивацию из общественной деятельности, оставляя для верующих лишь узкое пространство личной и семейной жизни. Кроме того, традиционные духовные ценности, несомненно, размываются в общественном сознании под влиянием активной деятельности со стороны разного рода псевдорелигиозных групп и сект. Опасными также следует признать межнациональную вражду и ксенофобию" (Пресс-конференция по итогам II Межрелигиозного миротворческого форумаhttp://www.mospat.ru/text/news/id/6490.html)

Иначе говоря, высокое собрание СОЗДАЛО-таки самостоятельную и вполне оформленную ОБЩЕСТВЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, открыто ставящую своими задачами "развитие диалога между духовными лидерами", "утверждение в обществе традиционных духовных ценностей", "упрочение связей между духовными лидерами и религиозными общинами", "всесторонний и систематический обмен опытом в сфере государственно-религиозных отношений, миротворчества, социального служения и иных насущных вопросов" (см. "Заявление о создании Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств 3) и его "Структуру" 4) ). И хотя, конечно же, это новообразование не называет себя "церковью антихриста" и всячески пока открещивается от цели создания глобальной унирелигии (хотя именно этот результат представляется наиболее очевидным итогом ее деятельности), однако безусловно по сути является порождением сил, заключающим человечество внутрь глобальной гегемонии "нового мирового порядка".

Восьмой вселенский, как "накопившаяся проблема"

Здесь скептику, если таковой будет просматривать данные записки, самое время воскликнуть: "Да что вы все мистифицируете: антихрист, антихрист - естественное проявление глобализационных тенденций!.." Ну, что ж, возможно посмотреть на сказанное выше и под таким углом, хотя и он отнюдь не радует, поскольку на финише и этого пути тоже "конец истории" - только не Апокалипсис, а глобальный коллапс экономических и социальных структур, что вовсе не лучше, поскольку в первом случае надежда на Спасение (по крайней мере, для верующего человека) еще остается, тогда как во втором - полная безнадежность.

Однако как быть с восьмым вселенским собором, который православные пророчества упорно называют последним - "волчьим", - где окончательно размежуются между собой истинные христиане и скрывающиеся до времени отпадшие последователи "князя мира сего"?

Признаваемые Православной Церковью первые семь Вселенских Соборов собирались святыми отцами для преодоления разрушающего воздействия ересей, фиксации критичных для веры символов и богословских положений, а также для установления правил внутрицерковной икономии. На сегодняшний день ни один из перечисленных вызовов не востребован (разве что кому-то захочется ревизовать каноны апостолов и святых отцов и отступить тем самым от Православной веры, как и предсказывалось пророчествами). Однако подготовка к новому вселенскому собору ведется уже ни одно десятилетие, а последние полгода из уст официальных лиц прямо звучит срок его проведения - 2004 г. Почему? Попробуем отыскать ответ, ретроспективно подымая эти самые заявления:

Ведущий: Сегодня Святейший Патриарх Алексий высказал сожаление в связи с тем, что остановлена работа по подготовке святого Всеправославного Собора. Какие вопросы, по Вашему мнению, этот Собор мог бы решить?

Митрополит Кирилл: Этот Собор мог бы сплотить усилия всех православных для решения проблем, которые сегодня стоят на повестке дня не только православного мира, но и всего человечества. Подготовка к нему идет. Мы очень надеемся что в обозримом будущем такой Собор состоится. ("Православие - это не фольклор, не лубочная картинка, не сусальное изображение "под старину", Выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в прямом эфире телепрограммы НТВ "Страна и мир" 21.01.2004 г., http://www.mospat.ru/text/news/id/6278.html)

- Поддерживает ли Ваше Блаженство идею созыва очередного Вселенского собора, которая ныне широко обсуждается в мировом Православии?

- Я надеюсь, что такой собор состоится. Вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием мы полагаем, что проведение подобного Собора необходимо. Ибо не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые нуждаются в общеправославном решении. А это возможно осуществить только на уровне Вселенского собора. Процесс подготовки подобной встречи в какой-то момент прервался, но я надеюсь, что это событие все же будет иметь место" (Блаженнейший Патриарх Петр VII: "Единство Поместных Церквей отражает духовное единство православных народов", интервью корр. "Родной газеты", http://www.mospat.ru/text/news/id/6365.html)

"Перед лицом глобализационных процессов, унификации культуры и новых конфликтов на религиозной почве Вселенское Православие должно консолидироваться. Православные Церкви должны возобновить постоянные консультации - как по богословским, так и по церковно-практическим вопросам. Следует вернуться к процессу подготовки общеправославного Собора, вне зависимости от того, когда и каким образом такой Собор сможет состояться" ("В Церкви и через Церковь Бог участвует в жизни мира", Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церкви" 17.11.2003 г., http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr311178.htm )

"Корр.: - Когда возможно ждать нового Вселенского православного собора? Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий указывал на 2004 год. Состоится ли этот Собор? Для чего он нужен после тысячелетнего перерыва?

м. К.: - Вы правильно отметили, что Всеправославные Соборы не созывались уже более тысячи лет. Естественно, что за такое время накопилось огромное количество нерешенных вопросов. Что же касается сроков проведения такого Собора, то они напрямую зависят от предварительного решения целого ряда проблем, в том числе и таких, как положение Православной Церкви в Эстонии" (Интервью митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла газете "Газета" "ЦЕРКОВЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СВОИМ ЧАДАМ УЧАСТВОВАТЬ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ", 22.10.2003, http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr310223.htm)

На первый взгляд вывод из приведенных фрагментов интервью один единственный: "накопились какие-то такие таинственные вопросы", которые требуют безотлагательного решения", плюс необходимость консолидироваться перед вызовами глобализации. Однако если открутить время еще на некоторый период назад - к началу июля 2004 г., когда Генеральный Секретарь Всемирного совета церквей, доктор Конрад Райзер совершал свое турне по столицам Украины, Белоруссии и России, то вспомнится, что на семинарах с его участием, проходивших в епархиях РПЦ МП, вопрос о восьмом соборе ставился несколько иначе. Как следует из сообщения присутствовавшего на одном из обсуждений специального корреспондента журнала "Первый и Последний", не кто-то там, а именно "Брюссель заинтересован в интеграции Православной Церкви в европейский дом. Однако на настоящий момент Православие в Европе представлено голосом преимущественно Константинопольского Патриарха. Желательно, чтобы Православие представлял человек, устраивающий все Поместные Православные Церкви, однако проблема Православия на сегодняшний день – в разобщенности. Сейчас ведется подготовка к всеправославному собору, который планируется провести в Шамбези, однако голос Православия необходим сейчас... Представители многих Поместных Православных Церквей высказали заинтересованность по данному вопросу".

Из сказанного в предыдущем абзаце следует, что той самой "накопившейся проблемой является не что иное, как требование глобальных структур привести, "наконец", православные Церкви к такому виду, чтобы максимально безболезненно интегрировать их в "новый мировой порядок". И сделать сие нужно вовсе безотлагательно.

В контексте данной директивы одного из центров глобальной власти совершенно в ином свете предстает не только то, КТО НА САМОМ ДЕЛЕ является вдохновителем и, фактически, организатором восьмого "всеправославного" собора, но и также то, НАСКОЛЬКО НЕСЛУЧАЙНО СОВПАДЕНИЕ СТРУКТУР, создаваемых Горбачевым и только что образованного Межрелигиозного совета СНГ. Понятным также становится и тот факт, зачем Восьмой Всемирный Русский Собор собрал такое количество полномочных представителей православных церквей, и о чем велись с ними кулуарные переговоры. Перестает удивлять и "неожиданно возникшая" "готовность" иерархов РПЦЗ без особенных соборных обсуждений и согласований со своей паствой в спешном порядке приносить извинения обругиваемому в течение семидесяти с лишком лет Московскому Патриархату и, отрицая собственную легитимность, выражать явное намерение объединиться с непризнаваемой до самого последнего времени, но как бы "в откровении узнанной" "Матерью-Церковью".

А как же иначе? Кукловоды дали команду: "Пора! Единство - в многообразии!" И сетевые функционеры послушно и расторопно принялись ее исполнять.

Но если вдохновителем восьмого собора, как, впрочем, и всякого рода межрелигиозных советов, создаваемых по всему миру для "борьбы с экстремизмом" и "распространения традиционных ценностей", является не Церковь, то кто? Вопрос, естественно, риторический - ответ на него известен.

А вы говорите "мистика..., мистика..." Ну, как ее игнорировать?

Без компромиссов

Возникает еще один вопрос: а вдруг существуют "высшие соображения" понуждающие к "уступкам" и "разумным компромиссам", подобно тому, как в свое время митрополит Сергий Страгородский "спасал" Церковь от большевитских гонений? Вдруг существуют какие-то доводы, дающие руководству РПЦ МП право "тактически маневрировать" и "стратегически корректировать курс", идя на откровенное соработничество враждебным христианству мондиалистским структурам?

Что ж, ясно видим уже ответ и на это... Описанные в "Откровении" и пророчествах святых и восьмой собор, и создание всемирной религии антихриста, и даже столь упорно незамечаемые некоторыми архипастырями персональные начертания, одновременно являющиеся системным именем и числом - все это явления и знамения последних времен хотя и привязанные к оным, указывающие на близость их, но все же вневременные, не называющие какие-то конкретные сроки, т.е. являющиеся неким внешним символом-индикатором: "Бдите! Спешите покаяться, ибо приблизилось уже Царствие Небесное!" И в этом случае возможно, наверное, "уболтать" свою совесть рассуждениями, что "еще не вечер" и "есть время для маневра". А существуют ли другие признаки, не символически, а совершенно приземленно указывающие на близость глобального катаклизма?

Есть, и их не видит только вовсе слепой или сознательно не желающий смотреть в эту сторону. Становление глобального сетевого общества по замыслу архитекторов "нового мирового порядка" должно сопровождаться, во-первых, "шоковой терапией" человечества, а, во-вторых, простраиванием структур, готовых после разового обрушения прежних социальных устоев вобрать в себя хаотизированную человеческую биомассу, превратив ее в "общество счастливых рабов".

То, что второе постепенно становится реальностью хорошо видно даже на примере направления путинских реформаций в России. Вполне заметно и первое, если принять во внимание, что в основе будущей социальной структуры глобальный рынок, управляемый посредством "Сети" и поделенный на сферы влияния транснациональных корпораций и глобальных финансовых групп. Из этого следует, что в своей основе всеземной кризис должен носить финансово-экономический характер. Например, принять форму обрушения доллара и практически всех связанных с ним мировых валют.

Последний процесс уже запущен и осуществляется, о чем неоднократно свидетельствовали заявления представителей "большой восьмерки", договорившиеся между собой о "постепенном" опускании столь популярной по всему миру американской валюты (http://pda.lenta.ru /economy/2004/02/08/dollar/). Но вот, например, совсем недавно первый заместитель председателя Банка России Олег Вьюгин выступил с заявлением, что "ориентация только на курс доллара могла бы привести к росту инфляции... В настоящий момент курс доллар/евро нас устраивает, но если произойдут существенные изменения, мы можем пересмотреть нашу политику на валютном рынке", что "в январе Банк России скупил на внутреннем рынке "рекордные" 6,5 миллиарда долларов, в начале февраля - 3,5 миллиарда" и что "россияне начали менять накопленные ими 300 миллиардов долларов на рубли, и только в январе Сбербанк - крупнейший банк в стране - вернул в США 1 миллиард наличных долларов" (http://pda.lenta.ru /economy/2004/03/01/rouble/ ).

Сама по себе подобная реплика, провоцирующая людей избавляться от долларовых накоплений, может означать только одно - срок обрушения близок. Оценим насколько, но сначала несколько слов о возможных последствиях обесценивания одной из системных мировых валют. Во-первых, это - каким бы кому-то ни казалось эфемерным реальное стоимостное значение доллара - неизбежно спровоцирует экономические кризисы в очень многих регионах мира и приведет к обесцениванию национальных валют, включая и евро. Во-вторых, всемирная экономическая напряженность - почти хаос - обернется напряженностями социальными, которые потенциально могут вылиться в вооруженное столкновение и даже в глобальный военный конфликт, поскольку миллионы людей даже в некогда самых благополучных уголках Земли окажутся на пределе своего существования. Те же самые США, производственная база которых размещена по всему миру, останутся без самого необходимого, едва сводя концы с концами.

Дальнейшее развитие сценария возможно практически одновременно в двух плоскостях: (1) усугубление хаоса, сопровождающееся локальными военными конфликтами с опасностью перехода в третью мировую войну, и (2) задействование предварительно построенных вспомогательных стабилизирующих структур, включающих в себя от континентальных сил быстрого реагирования до включения глобально-сетевых региональных управленческих центров, от перехода ко всемирным электронным деньгам до задействования системы тотального слежения за каждым, зарегистрировавшим себя в "Сети" жителем планеты. Естественно, что найдется группа людей или даже один человек, которые объявят себя авторами "спасительных мероприятий" и потребуют в знак благодарности вознесения на вершину глобальной власти.

Такова возможная схема, в которой многие черты уже обнаружили себя в реальности. Мир покрывается сетью баз войск быстрого развертывания. В СНГ, в Европе, в Азии, на Американских континентах - везде под предлогом борьбы с глобальным, но неуловимым и нескончаемым терроризмом выстраиваются форпосты, контролирующие региональную обстановку и призванные оперативно препятствовать любой ее социальной дестабилизации. Как уже было сказано, доллар вот-вот готов отдать концы, спровоцировав кризис. Правительства формируют своих электронных дублей, готовых в критической ситуации стать управленческими узлами глобальной "Сети". Из национальных экономик выдавливается все, что хоть в какой-то степени может оказаться неподконтрольным управлению со стороны глобальных финансовых групп. Становится повседневностью глобальная система контроля по биометрической и электронной идентификации личности.

Каковы же сроки? С глобальными паспортами все понятно: уже в октябре человеку не имеющему идентифицирующего чипа в принципе невозможно будет попасть на американский континент. Вполне вероятно, что для него быдет закрыта и Европа (http://www.gazeta.ru/2004/02/18/last112499.shtml). Что же касается финансового дефолта, то наиболее рациональным ему было бы случиться до очередного саммита G-8 (т.е. до июня-июля с.г.): тогда б очень естественным со стороны руководителей стран "группы восьми" будет объявить именно себя "спасителями мира". На этот же временной интервал май-июнь 2004 г. указывают и неофициальные источники в российских банках. Кроме того, очень похоже на то, что преддефолтовской спешкой, а никак не противоречащим здравому смыслу ПиАром, объясняется ускоренная, противоречащая Конституции отставка за две недели до объявления итогов президентских выборов Премьера и Правительства и реорганизация главного исполнительного органа власти РФ в, фактически, регионально-сетевой управленческий узел (для четырехлетнего президентского правления пара седмиц в ту или другую сторону - не срок, но они очень оказываются значимыми на интервале в 3-4 месяца). И, наконец, на очень близкую возможность финансового кризиса указывает объявленное намерение переподчинить Сбербанк (как было сказано выше, "крупнейший банк России") от государственного глобальному управлению (http://pda.lenta.ru /economy/2004/03/01/bank/ ).

Итак, следует констатировать, что человеческая история вплотную подошла - впервые подошла! - к моменту начала всеземных социальных потрясений, сопоставимых с которыми никогда прежде не было и результатом которых вполне могут оказаться ужасающие по тяжести и масштабам катаклизмы, распад общества и исчезновение человека, как биологического вида. Является ли это воплощением апокалиптических пророчеств? Ответ на такой вопрос по сути своей не важен, потому что хотя и при нормальном течении событий заповедано помнить - "бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф.24:42), - но уж тем более не выпускать сие из виду становится значимым, когда все указывает на аналогичность ситуации, описанной в Новом Завете. И, значит, недопустимо обманывать свою совесть, себя и других тем, что сегодня все в порядке, и властители мира сего сосредоточили все свои усилия на поддержании в мире стабильности и безопасности. Тем более, что даже сам факт такого положения в определенном смысле может рассматриваться как своеобразное знамение: "Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1Кор.5:2-3).

Иначе говоря, не существует ныне уже ни времени, ни места бесполезным (даже с формально логической, дискурсивной точки зрения) компромиссам с представителями антихристова "нового мирового порядка", вышедшими на финишную прямую своей разрушительной деятельности и мчащиеся к глобальной катастрофе, не взирая на препятствия, как курьерский поезд. Нет никакой тактической выгоды, чтобы добровольно и самостоятельно нумеровать свою паству (см. http://www.mospat.ru/text/news/id/6342.html), интегрируя ее в глобальное "общество счастливых рабов". Безусловно бессмысленно подыгрывать структурам глобальной власти, создавая фундамент для будущей всемирной сверхрелигии и церкви ее (которую правильнее было бы называть церковью антихриста). И уж, конечно, безумно искушать Бога, созывая собор, которому изначально предопределено стать "волчьим". И те, кто этого понимать не желает либо "слепые, ведущие слепых" (Мф. 15:14), либо "волки хищные в овечьей одежде" (Мф.7:15). Но и в том, и в другом случае бездумно следовать за ними, как минимум, опасно.

Пришло время явить Церкви свой соборный разум и свой соборный голос, способный и дать оценку тому, что сделано вождями, и указать, как в тяжкую пору наших испытаний не отступить от заповеданного: "сохрани слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (ср. Откр. 3:10-11).

________________________________________

1) Как показали звонки в редакцию "Первого и Последнего" общественное мнение убеждено, что ВРНС - это Собор, созываемый Русской Православной Церковью (видимо, из-за активного участия в подготовке данного одноименного собрания и управлении им), в то время как на самом деле имеет место лишь форум самодеятельной общественной организации.

2) Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвященных", прошедших специальную психическую тренировку». Оккультизм – это «совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными» (R. Amadou. L’Occultisme, esquisse d’un monde vivant, 1950). На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые считает возможным использовать для практических целей. Оккультизм в философском плане ближе всего к гилозоизму (учению об одушевленной материи) и пантеизму (учению, обожествляющему Вселенную, природу)»(Философский энциклопедический словарь, М.: «ИНФРА-М», 1997).

3) "Заявление о создании Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств:

Мы, духовные лидеры стран Содружества Независимых Государств, свидетельствуем о том, что в полной мере сохранили и преумножили многовековые традиции межрелигиозного сотрудничества. Уровень нашего взаимопонимания в настоящее время позволяет выйти за рамки периодических межрелигиозных конференций и подняться на более высокую ступень совместной деятельности. Успешный опыт работы постоянно действующих межрелигиозных структур показал, что именно с их помощью взаимосвязи между религиями становятся наиболее эффективными и плодотворными. Мы считаем, что сейчас пришло время объединить усилия ведущих духовных лидеров стран Содружества в рамках Межрелигиозного совета СНГ, который ставит перед собой следующие цели:

1) Координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций стран СНГ в деле укрепления межнационального и межрелигиозного мира, достижения согласия и стабильности в обществе, развития диалога между духовными лидерами, объединения усилий в борьбе с общими вызовами, утверждения в обществе традиционных духовных ценностей.

2) Содействие сотрудничеству стран - членов Содружества путем упрочения связей между их духовными лидерами и религиозными общинами.

3) Всесторонний и систематический обмен опытом в сфере государственно-религиозных отношений, миротворчества, социального служения и иных насущных вопросов.

Надеемся, что труды Межрелигиозного совета СНГ послужат благу наших стран и народов, благу всех наших соотечественников - последователей разных религий, людей верующих и неверующих" (http://www.mospat.ru/text/news/id/6484.html)

4) Структура Межрелигиозного совета СНГ:

Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств (в дальнейшем Содружества), именуемый в дальнейшем Совет, является общественной организацией, созданной традиционными религиозными объединениями Содружества.

Учредителями Совета являются следующие религиозные организации:

Армянская Апостольская Церковь;

Буддийская традиционная сангха России;

Грузинская Православная Церковь;

Духовное управление мусульман Республики Казахстан;

Духовное управление мусульман Республики Кыргызстан;

Духовное управление мусульман Республики Таджикистан;

Духовное управление мусульман Республики Узбекистан;

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России;

Координационный центр мусульман Северного Кавказа;

Русская Православная Церковь;

Совет муфтиев России;

Управление мусульман Кавказа;

Федерация еврейских общин Содружества Независимых Государств;

Центральное духовное управление мусульман России.

Состав Президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств:

1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - почетный сопредседатель;

2. Председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде (Азербайджан) - почетный сопредседатель;

3. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II;

4. Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II;

5. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир;

6. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси;

7. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП;

8. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир;

9. Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий;

10. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир;

11. Председатель Духовного управления мусульман Республики Узбекистан муфтий Абдурашид Бахромов;

12. Председатель Духовного управления мусульман Казахстана муфтий Абсаттар Дербисалиев;

13. Председатель Духовного управления мусульман Республики Кыргызстан муфтий Муратала ажи Жуманов;

14. Муфтий Республики Таджикистан Амонулло Нигматзода;

15. Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев;

16. Председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин;

17. Председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин;

18. Главный раввин России Берл Лазар;

19. Главный раввин России А.С.Шаевич;

20. Главный раввин Украины Азриэль Хайкин;

21. Главный раввин Украины Яков Блайх;

22. Глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшев.

Итого: христиан - 9, мусульман - 8, иудеев - 4, буддист -1

Координацию деятельности Президиума Совета и представление его интересов осуществляют 4 сопредседателя, представляющие четыре ведущие религиозные традиции стран Содружества: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Каждый год производится ротация сопредседателей, которая осуществляется по разработанной представителями каждой религиозной традиции схеме. Почетные сопредседатели Совета включаются в ротацию.

Решения считаются принятыми при достижении консенсуса членами Президиума, принявшими участие в обсуждении решения. Необходимый для принятия решений кворум определяется в две трети членов Президиума.

Заседания Президиума Совета в рамках Межрелигиозных миротворческих форумов созываются не реже одного раза в три года. В промежутках между заседаниями управление деятельностью Совета осуществляет его Исполнительный комитет, в который входят полномочные представители организаций - учредителей Совета. Исполнительный комитет Совета собирается не реже одного раза в год. Заседания Исполнительного комитета ведет его председатель, который избирается сроком на три года.

Текущую работу Совета, а также представление его интересов согласно делегированным Президиумом Совета полномочиям выполняет его Секретариат.

Руководство Секретариатом осуществляет секретарь-координатор Совета, по должности являющийся членом Исполнительного комитета Совета. Координатор

Совета избирается Исполнительным комитетом Совета сроком на три года.

В промежутке между заседаниями исполкома Совета Секретариат обеспечивает рассылку проектов решения членам Президиума Совета, которые информируют его о своем решении в письменной форме любым удобным для них способом.

На первом заседании Исполкома Межрелигиозного совета СНГ, состоявшемся сразу по завершении работы II Межрелигиозного миротворческого форума, Председателем Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Секретарем-координатором Исполкома Межрелигиозного совета СНГ избран Р.А.Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России (http://www.mospat.ru/text/news/id/6485.html).