К. Гордеев

"СТАРАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ"

Досрочно, на один день раньше запланированного, как сообщает "Служба коммуникации ОВЦС МП" (http://www.russian-orthodox-church.org.ru), "6 октября 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви". В нем также приняли участие и подписали все его документы Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, Архиепископ Якутский и Ленский Герман, Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Среди множества других важных вопросов, которые разбирались в этот день, неожиданно вновь оказался поднятым и вопрос об отношении верующих к цифровой кодификации - ИНН, личным кодам, паспортам с чипами и биометрией. Неожиданно, потому что с формально точки зрения не было ничем спровоцированным - ни шквалом писем с просьбой о помощи и заступлении, ни многотысячными крестными ходами к Патриархии, ни даже персональными обращениями к руководству РПЦ со стороны участников ОД "За право жить без ИНН".

Да и к кому людям было обращаться, когда руководство Русской Православной Церкви фактически в этом вопросе определилось, его закрыло и эта позиция к сегодняшнему дню реализовалась полностью. "Берите не бойтесь", "вся Европа, весь мир ходят с номерами и карточками, и мы не хуже", "мы целиком поддерживаем действия нашего правительства" - все это было сказано не однажды и недвусмысленно отразилось на внутри церковной политике.

Хотя обе богословские комиссии 2001 года, разбиравшиеся в этой проблеме, в своих документах записали:

"Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения.Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров" и "Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры. Одновременно Священный Синод с пониманием отнесся к мнению тех, кто не принимает ИНН как число, могущее восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в случаях, когда это число присваивается по принуждению, что нарушает гражданские права личности", однако практически по всем епархиям Русской Православной Церкви развернуты против противников цифровых имен самые настоящие гонения.

Настоятелей монастырей и храмов за подобную позицию отстраняют от должности, переводят, отправляют за штат, запрещают в служении. Монахов - попросту изгоняют. А мирских... Для мирских в исповеди приготовлены специальные вопросы: "А ты принял ИНН? А паспорт поменял?". И если нет, то меньшее, что грозит ослушнику до полного покаяния и оцифровывания, так это недопущение к причастию. А то можно попросить и за церковную ограду.

Да что там своеволие пастырей-глобалистов?!! Выстроены целые укрепления, чтобы преградить путь в храмы тем, кто не хочет по доброй воле встраиваться в антихристов "новый мировой порядок". Во многих епархиях (в том числе и в Московской) при собеседовании с кандидатами к рукоположению в диаконский и священнический сан обязательно возникают те же два упомянутых выше роковых вопроса, отрицательный ответ на которые рассматривается как "непослушание и несогласие с церковной полнотой" со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, директивные распоряжения срочно обменять паспорта и принять личные ИНН уже обрушиваются и просто на членов приходских десяток.

А если почитать и послушать околопатриархийные "официальные" и "полуофициальные" СМИ, где противников цифровой кодификации иначе, чем "иннэнистами", "сектантами" и "раскольниками" в одном лице и не называют, так там уже несколько месяцев звучат призывы "отлучить этих от Церкви", "избавиться от них", "чем скорее уйдут, тем лучше" и т.п.

Ну, какой смысл после всего этого дергать священноначалие за полы одежды с просьбами о поддержке и защите? Христианам сегодня давно уже стало ясно, что кроме Господа да Пресвятой Богородицы надеяться им перед лицом государственных, точнее всемирных антихристианских властей больше не на кого.

И вдруг вновь поднимает вопрос об отношении к цифровой идентификации и даже выносит по нему целое определение:

"Священный Синод также рассмотрел поступившие в его адрес обращения верующих, вновь ставящих вопрос о неприятии ИНН и выражающих критическое отношение к форме нового гражданского паспорта. По проблеме ИНН вновь была подтверждена позиция, сформулированная в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви «Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие» от 7 марта 2000 года и одобренная Юбилейным Архиерейским Собором. «Видя всю сложность проблемы, Священный Синод тем не менее обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие, – говорится в Заявлении. – Беспокойство, порождаемое у вас действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Впрочем, при этом мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным». Иные вопросы, смущающие верующих, были направлены Синодальную богословскую комиссию для подготовки проекта Синодального пастырского обращения по соответствующим темам".

Правда все это, как собственно и свидетельствует текст, неоднажды звучало. Но все равно, с одной стороны, безусловно приятно, что "Священный Синод видит всю сложность проблемы, а церковное Священноначалие разделяет наше беспокойство". С другой стороны, не очень понятно, "разделение беспокойства" выражается, поскольку все наши опасения - это суеверия, а "внешних символов и знаков тому, кто "воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным" бояться не следует". И, кроме того, оставляет в полном недоумении вопрос, а чего ради сказаны все эти слова, если те, кто не шутейно "беспокоится", уже объявлены "врагами", "провокаторами" и "раскольниками, подвергнуты остракизму и официально отброшены в безгласную маргинальнальность.

Ответ, к сожадению, напрашивается один: светская власть вновь потребовала от церковной выражения полной лояльности. Недаром же перед тем, как внести в Государственную Думу путинские законопроекты о новых паспортах и государственном регистре и грызловские поправки к Конституции РФ, увеличивающие задержание (фактически, арест) по "установлению личности гражданина" до 30 суток, упомянутый министр внутренних дел встречался со Святейшим Патриархом для согласования позиций в отношении тех, кто не желает брать очипованные удостоверения самого себя да еще с оштихованным кодом.

Судьба таковым готовилась незавидная. Чуть ли не полгода разного рода провокаторы обрабатывали руководство ОД "За право жить жить без ИНН", понуждая под самыми разными предлогами к неканоническим действиям. И можно не сомневаться, что поддайся оно, и формулировки в Определении Синода были бы несколько другими, что-то вроде: "За раскольничьи действия, за организацию самочинных сборищ отлучить..." А тут этих - "отделивших себя от церковной полноты" - уже и ждут горячие руки товарищей из компетентных органов, успешно ищущих, находящих и побеждающих "религиозный экстремизм, в какой бы форме он ни выражался".

Онако так не вышло - не получилось. И теперь будет разворачиваться сценарий двухгодичной давности. Дело передадут с Синодальную Богословскую комиссию, которая на одном-двух заседаниях с привлечением десятка "специалистов" всесторонне начетническо-фарисейски обоснует, что "поскольку в принятии цифровых кодов, очипованных документов, чипа в тело, начертания на лоб и руку отступления нет (а именно эту формулировку ожидают устроители "нового мирового порядка" на российских территориях), то и предела отступлению быть не может".

Словом, все, как и прежде в течение прошлых двух лет, вернется на круги своя, создав видимость выражения Истины, но не являясь ни ей, ни вообще чем-либо, кроме автоиндульгенции для еще одной ступени отступления да акта покорности требованиям наступающей тьмы века сего.

____________________________________

Комментарий к комментарию:

Не надеясь быть услышанным, но уповая на волю Божию и вразумление тех, кому будет поручено Священным Синодом готовить окончательные документы и решения по этому вопросу, приведу простое рассуждение о том, что внешнее для внутреннего, вопреки расхожему мнению митрополитов, не всегда безразлично.

Не углубляясь в абстракции, возьмем конкретный пример с идущим человеком, на которого - откуда ни возьмись - свалился комок грязи. Если это событие для него внешнее (т.е. он по отношению к случившемуся только наблюдатель, никак не реагирующий на происходящее), то в этом случае возможно лишь одно развитие событий: посмотрел на грязь, тут же забыл о ней и пошел дальше своей дорогой. Если же начал отряхивать или, тем более, любя нечистое, аккуратно собрал его и завернул и положил в карман, то это уже ничто иное, как внутреннее, проявленное во внешних поступках. Как сказано, "еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека" (Мф.15:17,18).

Возьмем более сложный пример, в особенности любимый радетелями о безбоязненности потребления утех века сего - уподобим принимаемые удостоверения и цифровые коды билету на поезд, называемый обществом, которым, хочешь не хочешь, а ехать к станции назначения (т.е. к искомому Спасению) приходится. Однако и в этом случае проездной документ является внешним только тогда, когда мы однажды использовали его для прохода в поезд и тут же забыли об этом. Но если функциями билета являются не только транспортная, но и идеологическая (например, когда разрешение на перемещение выдается только членам некой партии), то даже вынужденное участие в делах последней явится, хотим мы этого или не хотим, выражением вовне нашего внутреннего: участвовать - значит, вкладывать часть себя. Апостол об этом говорит вполне определенно: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1Кор. 6:12). И потому христианин, который действительно хочет "воистину пребывать со Христом", без особого мудрствования предпочтет добираться к цели не железнодорожным транспортом, а как-нибудь иначе, причем сделает это отнюдь не из страха перед оным, а единственное, чтобы не поступать против себя самого, против совести, против веры.