Квест Одинцово детскии день рождения в Одинцово.

К. Гордеев

ИГРА И РАБОТА

 

Человек по своей природе, по-видимому, оптимист. Или лентяй, поднимающий глаза к небесам, лишь когда гром грянет. Впрочем, независимо от того, как называть сие явление, суть его остается неизменной: вопреки всякой очевидности подступившей угрозы, люди отказываются воспринимать ее направленной персонально на них, пока не оказываются схваченными ею за горло и придушенными до полусмерти.

За примерами далеко ходить вовсе не надо. Скажем, прошляпили принятие закона о госуслугах, вводящего в обиход и повсеместное употребление «универсальные электронные карты» (УЭК) — персональные носители «имени зверя». Так ведь мало того, что не протестовали ДО его принятия — сплоховали «доверенные, уполномоченные, впередсмотрящие и к власти приближенные»: с кем ни бывает?!! — но и когда Медведев закон подписал, тоже ведь не поверили, что «вот оно, несчастье: и близко, и возможно, и уже... накатило».

И лишь когда Москва свой закон принимать стала о сроках и порядке раздачи УЭК, возникло легкое и недоуменное шевеление: «И что же нам делать?» Возникло — и тут же улеглось: ведь есть же «доверенные, уполномоченные, впередсмотрящие и к власти приближенные», которые возглавляют и ведут за собой в нужную сторону. Они обещались «поговорить, с кем надо», заступиться «за всех обиженных» и восстать «против угрозы тоталитаризма». Ну, а раз так, то «беспокоиться не о чем: можно расслабиться и забыться «мыслями о духовном». А для окончательного успокоения совести написать — НА САМЫЙ ВЕРХ: МЕДВЕДЕВУ, ПУТИНУ И СОБЯНИНУ ... ЛИЧНО В РУКИ!!! — заявление-требование-исповедание веры о том, что «я, такой-то и такой-то имярек, отказываюсь от вашей УЭК, прошу ее мне домой не носить, меня никуда, ни в какой регистр, не включать, но полагающиеся мне права на материальные льготы выдать в полном объеме, а не то клеймлю вас позором и нехорошими словами!».

Бог с ними, с заступниками: о том, откуда они взялись, зачем присланы и куда ведут, после всех сказанных ранее о них слов, обсуждать смысла нет. А вот о «письмах-заявлениях-требованиях» поговорить стоит.

Нет, конечно, в смысле исповедания убеждений, принципов, веры, если таковое действие для кого-то персонально является внутренне необходимым, никаких возражений против заявлений-требований выдвинуть нельзя. Ну, вот хочет человек внести свою лепту в общее дело плюс увеличить груз добрых дел, принимаемых к зачету во спасение собственной души. Но и только. Потому что по своем смыслу никакой практической пользы посылаемые письма не несут.

Открываем ФЗ РФ № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

«Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты

1. С 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей...

4. Субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Извещение должно содержать информацию о сроках и порядке выпуска, порядке доставки универсальных электронных карт, правах граждан, а также перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией.

5. В течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.

10. Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного частью 5 настоящей статьи. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

 

Если все сказанное выше свести к краткой формуле, то ПРИНЯТИЕ КАРТЫ — ПО ЗАКОНУ! — является делом СУГУБО ДОБРОВОЛЬНЫМ. И те, кто вместе со своими поводырями борются за «добровольность УЭК», ломятся в открытую дверь. Ни один суд, ни один законодатель рассматривать претензию на принудительность того, что по закону СУГУБО ДОБРОВОЛЬНО, не станет. Это, во-первых.

Во-вторых, точкой отсчета для отказа от УЭК является предварительное (за 60 дней) появление в региональном СМИ информационного сообщения о начале выдачи карт и порядке подачи (как и куда) заявлений гражданами, чтобы ее получить или от нее отказаться. Из этого следует, что письма, отправленные на чье-угодно имя ранее названного срока, рискуют уйти «на деревню дедушке»— в ближайшую чиновнику мусорную корзину. По самым разным причинам, начиная хотя бы с той, что органа, выдающего карты и принимающего от активных граждан их заявления еще может быть не учреждено.

В-третьих, отказ от УЭК никакими другими сроками не ограничен и может быть подан в любое время ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ массовой раздачи карт. Кроме того, изначально заложенная добровольность отказа делает этот акт сугубо гражданским, не требующим НИКАКИХ мировоззренческих деклараций. Т.е. отказался, сославшись на «не хочу», и все. Правда, такой будничный вариант не оставляет места «для подвига» или «стояния за истину», но вовсе не мешает исповедничеству: в конце концов, ведь не перед врагом же мы верой потрясаем, а свидетельствуем Господу о своей верности ему.

Ну, и в-четвертых, совсем забавным выглядит направление своего отказа от УЭК первым лицам государственной власти. Они, можно сказать, ночей не спали, 20 лет базы да регистры формировали, 10 лет и так, и эдак прикидывали, как бы им без лишнего скандала закон, обязывающий к ношению карты принять (и пытались с разных сторон, и соломку всяко себе стелили — кто не проспал это последнее десятилетие, тот должен помнить). И вот теперь, когда им все удалось по причине расслабленности да разрозненности их оппонентов, эти последние не хором, а в сущности по одиночке, жалобно так, предлагают ото всего сделанного прежде отказаться ... во имя «борьбы с тоталитаризмом», «соблюдения Конституции» и «прав верующих».

Да нет у нынешнего госруководства времени на всякие диалоги о правах. Время, отпущенное им на внедрение электронного государства, тотальную нумерацию и чипизацию, все вышло. Если не внедрят, то мир (по крайней мере, ИХ мир) рухнет. И потому плевать им на всякие права тех, кого уже причислили к «счастливым рабам». Все — разговоры на эту тему закончились раз и навсегда. И горе тем, кто до сих пор этого не понял (или не хочет понимать): отныне общение стало возможным исключительно на языке силы. Кто силен, тот и прав, и с правами.

Вообще очень странно, что очевидные вещи, глаз видеть не желает. Времена переменились кардинально. Вот УЭК: мало закона под него, так еще и государственный график внедрения составлен. Чтобы контролировать ход этого архиважного для «нового мирового порядка» процесса. Но и этого мало. А вдруг что-то пойдет не так? Банки не соорганизуются, местные власти к сроку не поспеют, пронумерованные рабы массово понесут отказные заявления. На то свежеиспеченная подстраховочка — Постановление Правительства РФ № 424 от 27.05.2011 «О машиночитаемой записи в паспорте гражданина Российской Федерации» (см. Приложение 1). Кто от УЭК увернется, останется с паспортом, но под тем же электронным контролем.

Кстати, в Москве универсальная карта, хоть вокруг нее и сломали «в протестах» множество копий, изначально позиционируется, как преемница «Социальной карты москвича» (СКМ). Так московская уполномоченная организация ГУП «Московский социальный регистр» (та же, что отвечала за СКМ) прямо заявила, что на УЭК перейдут работающие приложения СКМ, а та, в свою очередь, действуя параллельно, будет постепенно выводиться из оборота («Универсальная электронная карта москвича: зачем и когда», http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/05/31/442077). Соответственно, те миллионы москвичей, которые уже окарточились социальной картой, являются фактическими клиентами и универсальной.

Не-е-т, власть вполне отдает себе отчет, что позволить вмешаться в ее нумерационно-электронные инициативы и поставить под сомнение дееспособность уже отлаженных регистров населения ей никак нельзя. Вот она и озаботилась, чтобы число сторонников — уже реально включенных в универсально-карточную систему — во много раз превышало число ее противников. Пусть себе тешатся «борьбой с тоталитаризмом» и требованиями «особой справедливости». Им даже можно пообещать — ну, раз так просят! — что вместо электронных полисов ОМС, размещенных на УЭК, им выдадут «картонные»: «Вот, видите? Вы хотели — мы обеспечили: обычная бумага и никакого электронного контроля».

Ага... А что положено в основу формирования социальных регистров, в том числе УЭК и ОМС? Номера — и в первую очередь СНИЛС. Его, кстати, разместят на этих самых «бумажных полисах». Впрочем, на УЭК тоже визуально разместят, а заодно добавят к нему и номер ОМС («Правительственная комиссия утвердила дизайн электронного паспорта-кошелька для россиян», http://www.newsru.com/finance/27may2011/uek.html). Такое вот перекрестное взаимооповещение, чтобы «носителю» электронной карты и любого ее эрзаца было понятно: ее глубинная основа — его личный номер, «имя зверя». Кстати, для получения госуслуг СЕГОДНЯ и одного СНИЛС маловато: власть требует также еще и предъявления ИНН.

Да и потом, а кто сказал, что схема «движения верующим навстречу» после их отказа от УЭК не будет в точности повторять отказ от СКМ при монетизации льгот. Помните? Кто взял соцкарту, тот получил по ней льготы в натуральном выражении и в полном объеме. А кто отказался — тому льготы «обналичили», перевели в денежное выражение из расчета 1:50 их реальной стоимости. Так и с госуслугами: по бумажному полису, скажем, только в хирургу и терапевту, ну, а по карте — в доступе все специалисты, каких только поликлиника может представить.

Собственно, вся приведенная выше риторика сводится к одному. С бесом, как и с шулером, садиться играть в карты — чистое безумие. Это для нас, обычных людей, выигрыш — дело случая. А для них, наших оппонентов, он — работа и заведомо предопределенный результат. И если пока они забавятся, имея на то возможность, еще можно тешить себя надеждами их «перехитрить», то когда на кону появляются крутые ставки, и сроки игры сжимаются до предела, шансов на «победу в честном соревновании» просто не существует. И исходить в своих оценках действительности и определениях, что же на самом деле необходимо сделать в первую очередь, нужно именно из этого знания, не оставляющего никакого компромисса со своей совестью.

Приложение 1.

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2011 г. № 424

«О машиночитаемой записи в паспорте гражданина Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 9 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3444; 2006, № 52, ст. 5596), дополнить абзацами следующего содержания:

«Машиночитаемая запись содержит в соответствии с требованиями и стандартами, предъявляемыми к машиночитаемым проездным документам, основную информацию, имеющуюся в этом документе: фамилию, имя, отчество, дату рождения (число, месяц, год) владельца паспорта, пол владельца паспорта, серию и номер паспорта, код подразделения, выдавшего паспорт, дату выдачи паспорта, а также обозначения типа документа, государства, выдавшего паспорт, гражданства владельца паспорта.

Правила и способ формирования машиночитаемой записи устанавливаются Федеральной миграционной службой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти».

2. Установить, что:

а) паспорта гражданина Российской Федерации, содержащие заполненную зону машиночитаемой записи, выдаются с 1 июля 2011 г.;

б) в отношении паспортов гражданина Российской Федерации, оформленных до 1 июля 2011 г. без заполнения зоны машиночитаемой записи, действуют сроки, указанные в пункте 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828.

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Путин