Редакция журнала "Первый и Последний" получила множество писем и обращений, в который содержался по преимуществу один единственный вопрос: "Как жить потом, когда уже все ... и дальше некуда - когда без паспорта ни на транспорт билет взять, ни льготу получить, когда заслуженную пенсию судом придется выбивать, когда, словом, ни купить, ни продать без того, чтобы совести своей не осквернить?" Ответить каждому, и успокоить, и утешить мы решительно не в состоянии. Да и что говорить, когда существование журнала и каждого из его издателей-редакторов по отдельности и всех вместе отягощено всеми теми же проблемами, что и ваши личные. И как знать, удасться ли нам еще продолжить то служение, которое мы осуществляли в течение последних пяти лет?
Поэтому, пока еще есть такая возможность, попробую, используя журнальные страницы, ответить всем сразу.
Время, в которое мы живем...
Нам выпало жить в необыкновенное время - удивительное и ужасающее одновременно. Подобное случалось и раньше (сто, двести, триста лет тому назад), когда, сопоставляя между собой отдельные события, христиане угадывали в них "начало конца света". Угадывали, ... и ничего не происходило. Быть может, так случится и сейчас - кто знает Промысл Божий? - но ныне признаки близости апокалиптических событий проявились так воочию зримо и буквально, как никогда еще прежде: никогда апостасия не была такой тотальной, всепроникающей, не оставляющей никакой надежды, и никогда эсхатологический коллапс не назревал в масштабах сразу всей планеты. На наших глазах мир сам, без какой бы то ни было внешней провокации, объявил о конце эпохи христианства. На наших глазах возник из небытия "новый мировой порядок", обрел плоть и власть, сокрушил непокорные государства и воздвигся твердыней глобальной империи. На наших глазах ближневосточное военное противостояние переросло столкновение идеологий, политических амбиций и территориальных претензий и безо всяких околичностей перешло в сражение за возрождение третьего иудейского храма. На наших глазах, несмотря на сопротивление миллионов людей - как христиан, так и не-христиан, - всемирная деспотия выстроила систему тотального контроля за деятельностью каждого жителя Земли, да такую, что без специального номера, являющегося одновременно начертанием, именем и числом, которые иным еще пока позволено иметь в кармане, а иным - уже вживили в руку или лоб, нельзя уже ни купить, ни продать, ни поехать, ни остаться, ни родиться, ни умереть. И, наконец, нам, по-видимому, суждено стать свидетелями назначенного уже на 2004 г. Восьмого Вселенского Собора 1), того самого, которым по предсказаниям должно ознаменоваться начало прямого правления князя мира сего...
Словом, сегодня воедино сходится слишком много чего, указывающего на близость исполнения древних пророчеств. И это заставляет быть бдительными, как в помыслах, так и в делах.
Четыре года тому назад, когда мы еще только впервые столкнулись с системой цифровой идентификации личности и только нащупывали все основные ее связи и значение для становления "нового мирового порядка", я написал несколько аналитических и прогностических статей, которые многими тогда в Церкви и в обществе были встречены критически - им просто не верили... Цифровая идентификация? У нас? Да, техники нет, а если ее и найдут, то народ ее тут же и сломает... Какие личные коды? Какая такая слежка через "Карточку москвича"? Какая отмена наличности? Да, в нашей стране это попросту невозможно... Какие такие чипы в документах? Да, кто нас заставит? В России и денег на этот проект не найдется... А уж о вживлении чипа и вовсе говорить не стоит - это такое отдаленное будущее, что... Какая такая всемирная империя? Паранойя это на почве теории заговоров...
Однако история показала, что все перечисленное уже исполнилось, если не в полной мере, то настолько, что можно говорить о кардинально изменившихся социальной структуре и форме организации общества и управления им. На место более или менее суверенным государствам, объединенным или разъединенным друг с другом различными межгосударственными союзами пришла глобальная "Сеть", успешно опутавшая не только "продвинутые, цивилизованные" страны, но и далеко отстоящую от них российскую глубинку. Фактически, даже абстрагируясь от апокалипсиса, можно говорить, что мы все живем сегодня в иной, ни на что не похожей и никогда прежде не бывшей исторической реальности, более всего походящей на антиутопию Дж. Оруэлла или печально известное "Общество счастливых рабов".
"Карточка москвича" - аусвайс, открывающий рогатки в транспорте, позволяющий платить за квартиру, получать медицинскую помощь, пенсию и зарплату, - еще в 2001 г. многим казалась выдумкой и порождением моего воспаленного воображения. Однако сегодня это это не просто реальность, а очень даже грубая действительность, ради обладания которой московские пенсионеры выстраиваются в огромные очереди перед своими собесами. Личный код - такая вроде бы удаленная во времени незаполненность в новых бланках паспортов - сегодня находится в центре дебатов в Государственной Думе. Мир без границ и государств - вот уж казалось бы бред! - после Эвиана ничто иное как очевидность, с которой многим трудно будет смириться, потому что "пальчики", "глазки" и иные биометрические параметры, о которых сегодня радостно вещает глава МВД г-н Грызлов, из газетных статей и телерепортажей петрекочуют в удостоверения личности, доставать которые нужно будет не только при переезде через весьма условные государственные границы, но и едва ли не на каждом углу. А вместе с этим придется, скрепя сердце, придется признать, что Россия как-то потихоньку, незаметно, но уже превратилась из суверенного государства в гауляйтерство или генерал-губернаторство в объединенной глобальным рынком всемирной империи, что земли у российских народов более не осталось (как не осталось, впрочем, ни границ, ни национального правительства), что законы теперь у нас не российские, а мировые, что средоточие власти где-то далеко за пределами нашей страны, территория которой стала не более чем сырьевым придатком и местом сброса некондиционной продукции транснациональных корпораций. Да и чип в теле, ласково названный кем-то за кордоном "цифровым ангелом", стал уже очень даже осязаемой реальностью не только для домашних животных, но и для человека 2).
Впрочем, не в меньшей, а гораздо в большей степени таким аусвайсом, без которого жить в сетевом обществе будет невозможно должен стать и паспорт, обсуждаемый сегодня в Государственной Думе. В данный момент, когда пишутся эти строки, их автор еще не знает и даже в малейшей степени не представляет, как сложится судьба президентского законопроекта, согласно которому каждый "россиянин" должен быть пронумерован "личным кодом", тем самым, что, будучи занесенным в машиносчитываемую запись, станет для обладателя паспорта незримым свидетелем его лояльности "Сети", запрашиваемой неумолимо при прохождении человеком каждого очередного КПП, коих, очевидно, скоро станет видимо-невидимо (об этом, в частности, можно судить по тому, что такой мегаполис, как Москва, разбивается на 20-тысячные соты, в точности воспроизводя оккультный бред "Информациологической конвенции"). Однако несомненно, что независимо от теперешнего решения "теперешних" депутатов номер человека будет все же в обязательном порядке законодательно утвержден в течение ближайших месяцев, потому что вне его невозможно эксплуатировать машиносчитываемую запись, которую даже в нашей стране используют (хотя и в ограниченном масштабе) уже целое десятилетие и, конечно же, ни при каких условиях из документов изымать не станут. Ибо она вместе с личным кодом - ключ ко всему всеземному проекту, ключ, открывающий возможность держать под контролем "управляемый хаос" "глобального человейника" - в реальном времени следить за передвижением и социальной деятельностью всякого человека, разрешать ему их, даруя право на "всеобъемлющие свободы" неолиберального общества (право на жизнь, свободу слова и свободу перемещений), или запрещать, ставя перед фактом "согласованной редукции несогласных".
Однако позволю себе предположить, что несмотря на обещания, которые представитель президента щедро раздавал с высоты думской трибуны, все же законопроект "О документах, удостоверяющих личность гражданина РФ" оставят неизменным и практически в неизменном же виде примут уже в ноябре 2003 г. Причин тому несколько, и главная из них - время, точнее сроки, которые известны устроителям "нового мирового порядка" и к которым последние вынуждают все человечество мчаться во все возрастающей спешке. С другой стороны, слишком бросается в глаза несоразмерность не очень громкого голоса молитв и прошений православных людей и многократно усиленного средствами массовой информации ора облеченных властью и социальной значимостью их противников.
Чужие голоса
Вот лишь небольшой срез материалов и выступлений, которые безусловно будут учтены и использованы при протаскивании графы "личный код" в закон о российских паспортах:
ЗАКОНОДАТЕЛИ:
Александр Котенков, представитель Президента РФ в Государственной Думе: "Поскольку в настоящее время законодательно эти все разрозненные показатели не сведены в единый и основания для применения,… этой графы "личный код" не существует,… мы предлагаем ко второму чтению упоминание о личном коде из Закона изъять, а поскольку такая строка в бланке паспорта гражданина РФ существует, эта
строка не будет заполняться до того времени пока вы или ваши последователи, то есть пока законодатель не определит … каким же образом будет формироваться и использоваться личный код гражданина" (Стенограмма слушаний)Олег Уткин, депутат Госдумы: "Наибольшие споры в новом законопроекте вызывает пункт о внесении в паспорт личного кода. Но мне кажется, что полемика раздувается специально. Многие избиратели говорят, что им безразлично, будет в паспорте этот код или нет.
Я считаю, что личный код - шаг к более совершенным системам удостоверения личности. Это позволит создать общероссийскую базу данных и поможет решить массу проблем. Но наши оппоненты говорят, что мы нарушаем религиозные убеждения людей, что идет чуть ли не зомбирование населения. Людей специально настраивают против проекта... По моему глубокому убеждению, это обычная пиар-акция ("КоммерсантЪ: Власть, 20-26 октября 2003 г.)Юлий Рыбаков, депутат Госдумы: "Проект фактически возрождает старые традиции советской документации. Зачем столько документов? Почему нельзя сделать один паспорт, который будет и зарубежным и внутренним?
Почему все это не может превратиться в машиносчитываемую карточку, которая куда проще в употреблении, чем бесконечные бумажки, стоящие огромных денег и волокиты? ("КоммерсантЪ: Власть, 20-26 октября 2003 г.)МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ:
Кананаскис, Канада, 27 июня 2002 года,
саммит G-8: "Совместные действия "Группы восьми" в области транспортной безопасности":"вводить в действие так быстро, как это возможно, общий глобальный стандарт на основе UN/EDIFACT для сбора и передачи упреждающей информации о пассажирах; работать в пользу выхода на соглашение к октябрю 2002 г. по минимальным стандартам выдачи проездных документов и документов, удостоверяющих личность, для их принятия в ИКАО, и в пользу выхода на соглашение к июню 2003 г. по минимальным стандартам выдачи документов, удостоверяющих личность моряка, для их принятия в МОТ; работать в пользу разработки к весне 2003 г. рекомендаций о минимальных стандартах для применения биометрии в процедурах и документах;
Эвиан, Франция, 2 июня 2003 года, саммит G-8:
"План действий "группы восьми”: Укрепить транспортную безопасность и контроль за переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК)"):3.1. Мы разработали руководящие принципы для выполнения международных стандартов по использованию биометрических средств для идентификации пассажиров и передали их Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Мы одобряем Заявление Римской и Лионской групп "восьмерки" о применении биометрических средств при передвижении через международные границы и твердо намерены продолжать оказывать поддержку работе, которая в настоящее время ведется в рамках ИКАО.
Ла-Боле, Франция, 20 октября 2003 г., встреча министров внутренних дел Франции, Германии, Испании, Италии и Великобритании (http://lenta.ru/world/2003/10/20/visa/):
"На встрече министров внутренних дел Франции, Германии, Испании, Италии и Великобритании, прошедшей во французском Ла-Боле, было принято предварительное решение о введении в шенгенскую визовую систему биометрических показателей, передает "Интерфакс".
Министр внутренних дел Франции Никола Саркози заявил, что для хранения этой информации считает необходимым использование электронных чипов. По его словам, эта технология уже сейчас позволяет хранить отпечатки пальцев и основные параметры лица. "Надо избежать сосуществования разных биометрических систем - российской, европейской и другой. Поэтому очень важно, чтобы мы договорились о процедуре международной стандартизации", - дополнил слова коллеги министр внутренних дел Германии Отто Шили Ранее сообщалось, что через некоторое время получение визы в Германию, Францию или Италию будет сопровождаться сканированием отпечатков пальцев и фотографии. На самой визе они будут присутствовать в цифровом виде. Считывать их предполагалось с помощью оборудования немецких фирм ZN Vision и Cognitec и дактилоскопической техники французской фирмы Sagem. По словам главы российского МВД Бориса Грызлова, на новую систему идентификации граждан, которая будет соответствовать европейским стандартам, собирается перейти и Россия. "Это отпечатки пальцев, возможно, радужная оболочка глаза, температурная карта лица и другие показатели, которые повышают идентификацию предъявляющих паспорт граждан", - пояснил министр.В ЦЕРКВИ
Щипков А.В., Председатель Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР: Выступление на круглом столе "Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов". 22 октября 2003 года, Зал коллегий МПТР (р/с "Маяк", http://www.radiomayak.ru/society/03/10/23/25333.html):
"Но все чаще в прессе и на телевидении звучит термин "политическое православие".
Надо сказать, что элементы религиозного экстремизма имеют определенное распространение и в среде православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде "теории заговора", религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства. Так, например, существуют религиозные группы, призывающие верующих к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.Определение Священного Синода РПЦ МП от 6 октября 2003 года (http://www.russian-orthodox-church.org.ru):
"
Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров" и "Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры".За рубежом новогодней ночи
Все сказанное выше неумолимо свидетельствует, что, если честно смотреть правде в глаза, то весь ход событий неумолимо влечет человечество к испытанию безумным кошмаром сетевого общества со всеми присущими тому атрибутами, и нет никаких оснований полагать, что людям самим удасться отвести от себя эту беду, изменив направление человеческой истории или выторговав у судьбы островок забвения, где происходящие социальные преобразования обходят стороной и счастливо сочетаются с прежним привычно-комфортным житьем-бытьем. И хотя, конечно же, нет для Бога ничего невозможного, и не в силе Он, а в правде, надеяться на Его всемилотивое вмешательство можно, а вот расчитывать - нельзя, потому как не про нас ли сказано: "Не тщись немощною рукою остановить попушенное"?
И коли это так, то 1 января 2004 г. (по новому стилю) для многих - вне зависимости от того, как человек определился в отношении своего цифрового идентификатора и документов оный содержащих - станет днем очень сложного и одновременно очень простого выбора, который Сам Спаситель сформулировал предельно ясно и жестко: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10:38). И никакого иного советчика, кроме собственной совести, рядом не окажется.
Потому что на одной чаше весов будет немощь человеческой природы, более всего на свете страшащейся своей физической смерти и неизвестности будущего, грозящего утратой пусть плохоньких, но наличествующих стабильности и безопасности. На другой же чаше - вера во Христа, преодолевающая неверие - как учит Писание: "Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк.9:23-24).
Трудный выбор. Не случайно один чудных современных нам духовников - архимандрит Кирилл (Павлов) - на вопрос, заданный ему два года назад корреспондентом р/с "Радонеж", брать или не брать "номер человека", ответил: "Я не буду, а вы по совести"...
И только она, которую иногда называют голосом Божиим в человеке, одна может сказать, как ему быть. Собственно, в этом-то и состоит ответ на все те вопросы, которыми завалена сейчас редакционная почта.
Утешение, о котором не спрашивали
Я сознательно переиначил смысл смысл того, что вопрошающие хотели бы услышать от редакторов журнала "Первый и Последний" - вынес материально-прагматическую сторону человеческой жизни за пределы разговора. И тому несколько причин. Во-первых, к сожалению, сытый по-голодному не разумеет, и сегодня, в ноябре трудно сказать, как там все будет через два месяца, какие подводные камни нам грозят, и где постелить соломку. Во-вторых, соответственно, конкретно возникшие проблемы должны конкретно и решаться и при том тогда, когда они уже имеют место быть, а не только предполагаются. А в-третьих, наше будущее всегда является производным от того, в какую сторону мы направляем свою волю: ко Господу или от Него.
Начнем с того, что Всевышний по великой милости Своей, никогда не посылает тому, кто следует за Ним, испытаний, которые превышают конкретные человеческие возможности ("Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" - Мф. 10:29-31). И более того - и силы, потребные для исполнения урока дает: "Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.8:37-39), и "Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:8).
Только не отступи - сохрани веру в сердце своем. А там и любое испытание с Богом преодолеешь - даже самое страшное: "Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10:19-20).
Как ни спасительна подобная перспектива, однако очевидно, что не многими сердцами она искома: и страшит по немощи путь исповедничества, и жалко терять накопленное. Однако рекомендация на сей счет в Евангелии недвусмысленная: 1) "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:21); 2) "трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф. 19:23); и 3) "кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10:32). И увильнуть, слукавить тут не удасться - дескать, "обстоятельства...", "да я все делал, кроме..." и т.п. Что можно укрыть от Сердцеведа, когда "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12)?
И потому в нашем самосожалении и нерешительности исполнить то, что находится внутри нас, что составляет содержание нашей веры, всегда кроется опасность уподобиться рабу, отвергнувшему тот самый небольшой труд, который поручил ему хозяин: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф.25:29-30). Ибо "не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21).
Ну, а как же все-таки быть с тем, что сегодня боишься того, что будет завтра? Никак: страх присущ человеческой природе - уязвимой и смертной. И Спаситель, имея в Себе не только Божие, но и человеческое, страдал, когда молился о чаше в Гефсиманском саду, страдал, но смирением эту Свою слабость превозмог: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (Мф. 26:39, 42). Вот и рецепт лечения болезни - поступить по совести и без уныния и осуждения принять ниспосланное.
И последнее...
Хотя в качестве эпиграфа этой статьи приведены слова св. ап. Павла - "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4:12-13), - однако не могу не напомнить еще несколько цитат из Евангелия, которые быть может помогут каждому из нас или хотя бы кому-то остановить бег своего разума, мечущегося в панике от ожидаемой неопределенности:
1) "Не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть" (Мф. 24:6);
2) "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28);
3) "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:31-34);
4) "Претерпевший же до конца спасется" (Мф.24:13).
И да поможет нам, вразумит и сохранит Всемогущий и Всемилостивый Господь!
___________________________________________
Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации от 22.10.2003, http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr310223.htm: Интервью митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла газете "Газета" "ЦЕРКОВЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СВОИМ ЧАДАМ УЧАСТВОВАТЬ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ" (""Газета"", 22 октября 2003 года):Корр.: - Когда возможно ждать нового Вселенского православного собора? Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий указывал на 2004 год. Состоится ли этот Собор? Для чего он нужен после тысячелетнего перерыва?
м. К.: - Вы правильно отметили, что Всеправославные Соборы не созывались уже более тысячи лет. Естественно, что за такое время накопилось огромное количество нерешенных вопросов. Что же касается сроков проведения такого Собора, то они напрямую зависят от предварительного решения целого ряда проблем, в том числе и таких, как положение Православной Церкви в Эстонии.
Одно из последних сообщений на эту тему об устройстве "Бион", которое в течение 10 лет без извлечения может работать в теле человека, см. по ссылке http://www.cnews.ru/newcom/index.shtml?2003/10/17/150221