«Иерусалим - наша столица. Тем, кто понимает это,
Проблема Иерусалима является сердцевиной палестино-израильского противостояния. По вопросу о статусе Святого Города обе стороны конфликта придерживаются непримиримой позиции. В соответствии с Основным законом Израиля, утвержденным кнессетом 5 августа 1980 г., «единый и неделимый Иерусалим – столица государства Израиль». Параграф четвертый палестинской Конституции, одобренной Законодательным собранием ПНА в 1998 г. и подписанной главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Я.Арафатом 30 мая 2002 г., гласит: «Иерусалим (по-арабски - аль-Кудс, Священный) является столицей Палестины».
Со времени исторического рукопожатия Я.Арафата и И.Рабина в 1993 г. на лужайке у Белого Дома тема Иерусалима и его будущего была отнесена к разряду табу, поскольку и израильтяне и палестинцы убеждены, что никаких компромиссов или уступок в этом вопросе быть не может. Лишь один раз за всю историю официального палестино-израильского диалога на саммите в Кемп-Дэвиде в июле 2000 г. вопрос о статусе Иерусалима был включен в повестку дня. Чтобы сорвать переговоры, израильская оппозиция провела беспрецедентную акцию: тогдашний лидер партии «Ликуд» А. Шарон в сопровождении группы израильских солдат 28 сентября поднялся на Храмовую Гору. Заведомо было ясно, что посещение израильским политиком «Харам аш-Шариф», то есть Священной площади (иерусалимский участок Старого Города, где расположен комплекс мусульманских святынь, включая мечети аль-Акса и Омара (Куббат ас-Сахра), - спровоцирует массовые антиизраильские выступления палестинцев. Визит А. Шарона на Храмовую Гору стал отправной точкой интифады-2000. Как отмечалось в резолюции Совета Безопасности ООН № 1322, провокация, осуществленная в районе «Харам аш-Шариф» в Иерусалиме 28 сентября 2000 г., и последовавшее за ней насилие в этом районе и других Святых Местах, а также в других районах на всех территориях, оккупируемых Израилем с 1967 г., стали причиной гибели более 80 палестинцев. Переговорный процесс в Кемп-Дэвиде был сорван, и с тех пор проблема Иерусалима не обсуждалась палестинской и израильской сторонами.
Очевидно, что столкновения между палестинцами и израильской полицией, произошедшие после пятничной молитвы 9 февраля 2007 г. были заранее спланированы израильским политическим руководством и стали ответной реакцией на достигнутое накануне при посредничестве короля Саудовской Аравии «Мекканского соглашения» о перемирии между ФАТХом и ХАМАСом, которое предусматривает в самое ближайшее время создание палестинского правительства национального единства с участием всех основных политических сил ПНА. Ссылаясь на источники в израильских спецслужбах, информационное агентство «MIG-news» прямо указывает, что власти Израиля не были заинтересованы в примирении враждующих палестинских фракций, поскольку «соглашение о создании коалиционного правительства между ФАТХ и ХАМАС может повлечь за собой объединение террористических сил, которые готовы объявить Израилю новую интифаду». Известный израильский политический обозреватель Бен-Каспит в газете «Маарив» указывает, что окружение премьер-министра Э. Ольмерта приняло явно провокационное решение начать ремонтные работы у Магрибинских ворот, которые вплотную прилегают к третьей по значимости святыне мусульманского мира мечети аль-Акса, по рекомендации службы общей безопасности (ШАБАК).
Накануне выступлений палестинцев в знак протеста против начала строительных и одновременно археологических работ рядом с фундаментом мечети аль-Акса около 3-х тысяч израильских полицейских были стянуты к Старому Городу, заранее были установлены десятки контрольно-пропускных пунктов на путях движения мусульман к «Харам аш-Шариф». Отсекая на подступах к Храмовой Горе жителей Западного берега и арабских граждан Израиля моложе сорока лет, израильские власти рассчитывали, что такие меры позволят избежать волнений после начала ремонтных работ. Однако опыт длительной оккупации подсказывал палестинцам, что любые действия израильтян в Старом Городе, будь то археологические раскопки или строительные работы – это лишь предлог для расширения израильского контроля в районе сосредоточения Святых мест на Храмовой Горе. В сложившейся накануне начала ремонтных работ крайне напряженной обстановке столкновений избежать не удалось. Установленные на Храмовой Горе видеокамеры зафиксировали применение израильскими полицейскими шумовых гранат и слезоточивого газа; затем по палестинским манифестантам, которые пытались забаррикадироваться в Священной Мечети, был открыт огонь. Итог столкновений - около 60 раненых палестинцев и 15 израильских полицейских. Акции протеста прошли во всех палестинских городах Западного берега и сектора Газа. Многотысячная демонстрация против попытки Израиля нарушить «статус-кво» в Иерусалиме прошла в Назарете.
Действия Израиля на Храмовой Горе вызвали резкое осуждение во всем мире. Иордания, имеющая, кстати, законное право на проведение реконструкционных работ в районе Святых для мусульман мест Иерусалима, направила ноту израильским властям с призывом прекратить немедленно все работы вблизи от мечети аль-Акса. Король Марокко Мухаммад VI сравнил политику Израиля с попыткой «стереть с лица земли все, что напоминает об арабском облике Святого Города». Арабский депутат израильского парламента Талаб ас-Сана, предпринявший в эти дни огромные усилия для того, чтобы прекратить столкновения в Старом Городе, заявил, что «действия Израиля провоцируют новую интифаду». Иран охарактеризовал последние события вокруг Храмовой Горы как «сионистский заговор против ислама». Лига арабских государств обратилась в ООН с требованием немедленно предпринять меры для «прекращения кощунственных действий Израиля».
В США и странах Евросоюза полагают, что Израилю не следует пренебрежительно относится к религиозным чувствам мусульман. В официальном заявлении МИД России отмечается: «Очередной накал страстей - причем в столь чувствительном вопросе, как религиозные святыни в Иерусалиме, - грозит обернуться новым витком палестино-израильского противостояния, свести на нет перспективы возобновления переговорного процесса между Израилем и ПНА. В результате подобной эскалации под ударом окажутся не только достигнутые в Мекке межпалестинские договоренности, но и запланированная на 19 февраля встреча М. Аббаса и Э. Ольмерта».
Под давлением международного сообщества в прошлое воскресенье муниципалитет Иерусалима принял решение прекратить строительные работы у Магрибинских ворот на подступах к «Хаарам аш-Шариф». Однако премьер Э. Ольмерт, несмотря на негативное отношение некоторых своих коллег по правительственной коалиции, в том числе министра обороны А. Переца, объявил о том, что работы не прекращены, а временно приостановлены. Последнее заявление Э.Ольмерта отчетливо свидетельствует, что он склонен солидаризироваться с теми националистическими и религиозными кругами, которые заинтересованы в усилении израильского присутствия на Храмовой Горе.
Напомним, что после оккупации Израилем в 1967 г. Восточного Иерусалима Храмовая Гора, известная по ветхозаветным книгам как Ар а-Мория и занимающая в Старом Городе 142 дунама (14,2 га), стала в прямом и переносном смысле краеугольным камнем преткновения и местом ожесточенного противостояния в арабо-израильском конфликте.
Храмовая Гора занимает особое место в религиозных представлениях иудеев, христиан и мусульман. Верующие трех монотеистических религий почитают Храмовую Гору как место, где расположен камень основания или краеугольный камень («Эвен штия» - на иврите; «ас-Сахра» - на арабском), на котором, по Библии и Корану, проходил Боготворческий процесс Сотворения Мира и первочеловека Адама. На этом камне Авраам (Ибрагим) намеревался совершить акеду – жертвенное заклание сына Исаака, но был остановлен ангелом, ниспосланным Всевышним. Здесь праотцу Иакову привиделась во сне Лестница, соединяющая небо и землю – духовное и мирское начала. Сюда царь Давид наказал принести Скрижали Завета с Десятью Заповедями, полученные Моисеем от Бога на Синайской Горе, и Скинию Завета – сакральное место постоянного и незримого присутствия Бога. Существует поверье, что Скрижали покоятся где-то в глубине земли недалеко от мечети Омара. По указу сына Давида царя Соломона вершина Горы а-Мория была выровнена, и на площади был выстроен величественный Храм. Последний раз иудейский Храм перестраивался во времена царя Ирода Великого (правил с 37 по 4 в. до н.э.). В наши дни от него осталась только Западная стена («а-Котель а-Маарави», или «Стена Плача») – главная святыня иудеев. Халиф Омар, отвоевавший в 638 г. у византийцев Иерусалим попросил местных христиан показать ему место расположения краеугольного камня, а, подойдя к святыне, провел молитву вместе с сопровождавшими его мусульманами и повелел построить здесь мечеть. Согласно кораническому преданию, пророк Мухаммед после смерти вознесся в небо на легендарном коне аль-Бураке с того места, где сейчас находится мечеть аль-Акса (Дальняя мечеть). Мечеть «Куббат ас-Сахра» (мечеть Скалы или Краеугольного Камня), известная также как мечеть Омара, накрывает центр мироздания - вершину Горы а-Мория. Служители мечети обязательно покажут посетителю отпечаток руки Архангела Джибраила (Гавриила), который удержал каменную глыбу на земле и не дал ей подняться в небеса вместе с пророком Мухаммедом. Помимо двух главных мечетей на территории Храмовой Горы находятся еще около сотни построек, в основном, мамлюкского и османского периодов. Для христиан Храмовая Гора – тоже Святое Место: здесь неоднократно бывал и проповедовал Иисус Христос.
После разрушения Второго Иерусалимского Храма римлянами в 67 г. 1 законоучители Талмуда сошлись во мнении, что посещение Храмовой Горы является грехом, так как никто не знает, где находилась Скиния Завета, доступ к которой был дозволен только Первосвященнику и только раз в году. Поэтому у евреев появился обычай молиться у внешней стороны стены, разрушенного Храма. Даже когда по соглашениям, достигнутым в середине 1990-х годов в Осло, Храмовая Гора была открыта для посещения всем желающим, верующие евреи хранили верность сложившейся традиции и продолжали молиться у Стены Плача.
До настоящего времени Храмовая Гора и находящиеся на ней святыни ислама оставалась единственным районом Иерусалима, контроль над которым осуществляет Вакф, – мусульманский религиозный совет. После оккупации Восточного Иерусалима по распоряжению командования израильской армии у Вакфа были отобраны ключи от Магрибинских ворот, ведущих от Западной Стены к «Харам аш-Шариф». Однако прежние полномочия Вакфа на Храмовой Горе были сохранены, по всей видимости, из-за опасений вызвать непредсказуемую реакцию мусульман всего мира.
Вместе с тем, далеко не все в Израиле были согласны с тогдашним министром обороны Израиля Моше Даяном, отдавшим сразу после оккупации Восточного Иерусалима приказ о снятии израильского флага с вершины Храмовой Горы и подтверждении полномочий Вакфа. Группа выпускников Раввинатского центра в Иерусалиме («Мерказ а-Рав»), среди которых выделялись раввины Йоэль Лернер, Моше Левингер, Исраэль Ариэль, Исраэль Фейхтвангер, Гершон Соломон и другие, создали разветвленную сеть организаций в целях установления еврейского контроля на Храмовой Горе. Некоторые крайне правые религиозные организации («Хашмунаим», «Поддерживающие Храм», «Фонд Храмовой Горы», «Ках», «Движение Цеирей Цион»), открыто начали пропагандировать идею восстановления «третьего иудейского Храма». За годы израильской оккупации исламские святыни на Храмовой Горе не раз осквернялись еврейскими националистами. В 1969 г. австралийский еврей – религиозный фанатик М. Рохан совершил поджог в мечете аль-Акса в результате чего был уничтожен минбар Саллах ад-Дина.2 Попытки взорвать мечеть предпринимались в 1980 и 1981 гг. В апреле 1982 г. израильский солдат открыл огонь из автомата по молящимся в мечете «Куббат ас-Сахра»; одиннадцать арабов были убиты и сорок – ранены. В октябре 1990 г. члены организации «Поддерживающие Храм» предприняли попытку заложить камень в фундамент «третьего иудейского Храма», что привело к столкновениям между мусульманами и израильскими полицейскими на «Хаарам аш-Шариф». Погибли 20 палестинцев, 150 человек получили ранения. В сентябре 1996 г. при разгоне демонстрантов, протестовавших против решения израильского правительства открыть для посещения туристами подземный тоннель, проходящий на глубине 8 метров по мусульманскому кварталу в непосредственной близости от Храмовой Горы, были убиты 62 палестинца и 15 израильских солдат. А посещение А. Шароном Храмовой Горы в сентябре 2000 г., как уже сказано, спровоцировало вторую интифаду. С этого времени израильские власти разрешают посещение «Харам аш-Шариф» лишь арабам – гражданам Израиля; при этом мужчинам только тем, которые старше сорока лет.
Несмотря на объективно сложную обстановку в одном из эпицентров палестино-израильского конфликта, в 2003 г. тогдашний министр внутренней безопасности Израиля Ц. Анегби своим распоряжением разрешил посещение Храмовой Горы туристами, в том числе израильтянами. Сейчас во многих израильских газетах можно найти объявление следующего содержания: «Есть возможность присоединиться к группам, регулярно поднимающимся на Храмовую Гору. При восхождении полностью соблюдаются все законы Галахи». Некоторые израильские раввины такие, как, например, раввин Йегуда Эдри из организации «Движение за восстановление Храма», подвергают ревизии постановления мудрецов Талмуда о запрете для евреев восхождения на Храмовую Гору. По мнению ряда современных еврейских религиозных авторитетов, «этот запрет теряет силу, когда евреям дозволяется и даже предписывается нахождение в любой части Храмовой горы, включая место расположения Святая Святых, и, даже будучи нечистыми, - если это необходимо для того, чтобы утвердить там еврейское господство». Комитет раввинов поселений Иудеи и Самарии (Западного берега), естественно, поддерживающий идею восстановления «третьего Храма», издал специальное обращение к верующим евреям, в котором, среди прочего, говориться: «Сегодня тот, кто хочет в святости подняться на Храмовую гору, может это сделать под руководством богобоязненных и компетентных раввинов…».
Сейчас, по меньшей мере, несколько десятков организаций выступают за расширение израильского присутствия на Храмовой Горе. Среди них наиболее известными являются: «Движение за восстановление Храма», занимающееся в основном лоббированием в государственных инстанциях положения, вынесенного в название организации; «Движение к Горе а-Мория», которое проводит экскурсии и организует «сивув шеарим» - ежемесячные ритуальные хождения вокруг Храмовой Горы. Члены организации «Храмовая стража» дежурят в часы открытия «Харам аш-Шариф» для посещения и дают галахические советы израильским туристам. «Институт изучения Храма» объединяет раввинов и исследователей, старающихся доказать, что Храмовая Гора – исключительно еврейское ритуально-религиозное место. «Поддерживающие Храм» - организация сторонников раввина Гершона Соломона, которые с 2001 г. совершают попытки занести на Гору так называемый камень основания, символизирующий начало работ по строительству «третьего Храма». «Комиссия раввинов Храма», объединяющая религиозные авторитеты во главе с раввином Довом Лиором из поселения Кирьят-Арба, постоянно проводит заседания для обсуждения галахических вопросов, связанных с Храмовой Горой. «Женщины в защиту Храма» - движение, активистки которого ведут агитацию среди женщин в религиозных еврейских кварталах и убеждают их сдавать золотые украшения и монеты в фонд восстановления «третьего Храма». Организация «Хай вэ Каям» («Жив и Существует») призывает верующих евреев, вопреки галахическим запретам, подниматься на Храмовую Гору и молиться на ней. «Лев Леум» («Сердце Нации») – светская организация сторонников идеи «третьего Храма», созданная членом кнессета Ури Ариэлем.
Сейчас Храмовая Гора напоминает остров, подходы к которому со всех сторон контролируются Израилем. Даже единственный проход к мусульманским святыням через Магрибинский квартал денно и нощно охраняют усиленные наряды израильской полиции. Палестинцы хорошо понимают, что любое изменение статуса Храмовой Горы может повлечь за собой потерю их духовно-религиозного центра, что неизбежно сделает недееспособной идею палестинской государственности. Вот почему любая попытка Израиля под каким бы то ни было предлогом приблизиться к «Харам аш-Шариф» вызывает столь яростное сопротивление местного арабского населения.
_________________
1 Первый Иерусалимский Храм, построенный во времена правления царя Соломона в Х в. до н.э., был разрушен в 586 г. до н.э. войсками вавилонского царя Навуходоносора.
2 Эмир Саллах ад-Дин в 1187 г. отвоевал Иерусалим у крестоносцев.