В мире активно идет процесс глобализации, который кардинально меняет жизнь не только каждого человека, но и внутреннее устройство отдельно взятых государств. Ратифицируются международные Конвенции и другие документы, не соответствующие интересам государства и его граждан. Создается так называемое информационное общество, в котором человек становится не только контролируемым, но и управляемым извне элементом автоматизированной электронной системы.
Православная Церковь на протяжении многих лет в своих официальных решениях предостерегает от бездумного использования новых технологий. Принципиальная позиция Церкви по этому вопросу изложена в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ – 10.02.07 г., Страсбург): «... Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и другим направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их целей и их плодов ...»
На Архиерейском Соборе 2008 года были приняты «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». В Разделе «Основ...» «Гражданские и политические права» особое внимание уделяется острейшей проблеме, которая волнует миллионы православных граждан: внедрение новых технологий в жизнь каждого человека при реализации своих законных прав, создание безальтернативной системы учета персональных данных и установление тотального контроля над личностью, включая духовную жизнь человека: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. Методы сбора и обработки информации о людях не должны унижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления.
Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (Часть IV.7. Основ) (http://www.mospat.ru/).
В документах Собора констатируется, что в современном мире права человека нередко грубо нарушаются представителями государственных, транснациональных и банковских структур. Оценив современную ситуацию в сфере соблюдения прав граждан, Архиерейский Собор в разделе «IV.8. Социально-экономические права » отметил, что земная жизнь невозможна без удовлетворения материальных потребностей человека, и это создает необходимость по обеспечению социально-экономических прав граждан, которые предоставляют возможность доступа к образованию, медицинской помощи, социальной защиты. Собор проявил озабоченность тем, что «со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые полностью расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда государственные и общественные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их думать и действовать вопреки Божьим заповедям, что препятствует достижению главной цели в жизни человека – освобождению от греха и спасению души».
Церковь указывает на то, что каждый человек имеет не только право, но и духовный долг влиять на государственное и общественную жизнь, непосредственно участвуя в управлении делами государства. Члены Комиссии рассмотрели вопросы, волнующие православных граждан Украины.
В связи с принятием ряда законодательных актов, которые вызывают поток обращений граждан, не желающих использовать электронные средства идентификации лица, члены Комиссии, руководствуясь «Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», пришли к следующим выводам:
1. Цифровой идентификатор
Комиссия разделяет обеспокоенность, изложенную в официальных документах Русской Православной Церкви. В частности, еще 29 декабря 2003 в своем Послании Священный Синод Украинской Православной Церкви предостерегал: «... Царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей. Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен ... В религиозном контексте названные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что должно расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста ... ». На этот документ ссылается Святейший Патриарх Кирилл в своем «Обращении к Уполномоченному по правам человека в РФ».
Оценку присвоению, принятию и использованию цифровых идентификаторов личности можно дать лишь в свете учения Слова Божия и в контексте построения царства антихриста, ведь данная проблема имеет значение, прежде всего, духовное.
Учитывая всеобъемлющий характер автоматической идентификации людей по единому мировому образцу, создание баз данных, содержащих информацию о всех сторонах жизни конкретного человека, открытое закрепление в международных документах способов идентификации путем вживления в тело человека микрочипов, Комиссия считает, что цифровые и буквенно-цифровые идентификаторы на современном этапе уже не является чисто внешними знаками, поскольку они выступают аналогом христианского имени. Основой действия электронной карточки является присвоение человеку и его файлу-досье в базе данных цифрового идентификатора человека.Цифровой идентификатор личности как средство автоматической идентификации дает возможность осуществления тотального контроля за человеком без его согласия, ограничивает его свободу и превращает из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Это неотъемлемый от самого человеческого существа, неизменный, пожизненный и посмертный атрибут, который представляет собой функциональный аналог имени в новой системе социальных отношений.
2. Универсальная социальная карта
Универсальная социальная карта, которая одновременно является удостоверением личности, медицинским полисом, водительскими правами, электронными деньгами, а также наделена некоторыми другими функциями, безусловно, относится к техническим средствам, постоянно сопровождающим человека. Граждане вынуждены постоянно носить карточку с собой и предъявлять ее для предоставления им социальных, медицинских, транспортных и других услуг, а также при осуществлении всех операций купли-продажи. Итак, все социально важные действия и перемещения человека автоматически фиксируются, обрабатываются и анализируются электронной системой. Технические характеристики карт позволяют использовать их для контроля над людьми и управления ими, что нарушает конституционные права граждан независимо от их религиозных убеждений.
Универсальная социальная карта является средством автоматической идентификации человека, что позволяет осуществлять тотальную слежку за человеком без его согласия и ограничивать его свободу. Человек попадает в полную зависимость от неизвестного для него хозяина, который контролирует эту систему управления. Карту легко можно использовать для давления на человека с целью его политического, экономического, идеологического и духовного порабощения. Внедрение универсальных карт предусматривает переход на безналичную систему расчетов.
3. Автоматизированная система учета изменяет основные принципы жизни общества и нарушающее права и свободы граждан
Тотальное принуждение людей к принятию идентификаторов и создание Единой базы данных вводит человека в совершенно новую историческую формацию, которая разрушает традиционное представление о государстве и праве. Построение электронного сетевого общества грубо нарушает конституционные права всех граждан, независимо от их религиозных или иных убеждений.
4. Необходимость защиты социальных, экономических, политических и других прав граждан
Значительное количество граждан Украины отказывается от документов и систем учета, основанных на использовании цифровых идентификаторов, штрихового кодирования, личных кодов, микрочипов. Недопустимо, чтобы эта часть населения была лишена общепризнанных прав человека, социальных благ, возможности свободно перемещаться, права распоряжаться собственностью и других прав, из-за отсутствия электронных документов. Во избежание подобной ситуации необходимо законодательное обеспечение прав упомянутых граждан. Утверждение о невозможности учета физических лиц –плательщиков налогов без цифровой идентификации опровергается тем фактом, что Государственный реестр избирателей создан и действует без ее использования.
Комиссия подчеркивает важность и актуальность положений изложенных в Постановлении Архиерейского Собора РПЦ (2011 г.) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (раздел «Церковь и общество»), по обеспечению добровольности, относительно использования электронных средств идентификации граждан, включая и универсальные электронные карты, необходимости альтернативы электронным средствам контроля и возможности пользоваться традиционными, привычными средствами удостоверения личности при получении социальных благ или иных контактах с государством. Дискриминация людей, не принимающих электронных средств идентификации личности, недопустима.
5. Об опасности для государства
Комиссия считает обоснованным беспокойство, высказанное в Обращении Блаженнейшего Митрополита Владимира к руководству Украины от 17 марта 2010 о недопустимости кодификации людей с момента рождения и опасность введения унифицированного документа – электронной социальной карты. Это создает условия для слежки за человеком и возможности духовного, идеологического, политического и экономического манипулирования им, вследствие чего, он теряет Богом дарованную свободу. Под угрозой оказывается не только свобода граждан, но и независимость государства. (http://orthodox.org.ua/ru/node/6856).
Необходимо констатировать, что всеми информационными потоками, связанными с передачей персональных данных о гражданах Украины, управляют западные операционные системы и системы управления базами данных, которые едва ли не ежемесячно обновляют свои версии и закрытые коды по сети Интернет в оперативном режиме. Все выше приведенное, безусловно, свидетельствует о колоссальной угрозе национальной безопасности Украины.
Давно существуют компьютерные системы учета и электронных платежей, которые не требуют обязательной электронной идентификации граждан. Информация о фамилии, имени и отчестве, дате рождения и адресе проживания, – в своей совокупности достаточно уникальна, чтобы обеспечить идентификацию любого лица. Вместе с тем, использование подобных систем не позволяет осуществлять автоматическую идентификацию «биологических объектов», вести тотальную слежку за каждым человеком и, соответственно, осуществлять жесткое управление обществом. В данном случае невозможно использовать достижения технического прогресса для порабощения одних людей другими.
Выводы комиссии
1. Процесс построения сетевого информационного общества можно объективно оценивать лишь в свете учения Слова Божия. Преподобный Иустин (Попович) пишет: «... Мир меняется, но не меняется Церковь; не меняется ее вечная Божественная Истина, ее вечная Божественная Правда, ее вечное Божественное Евангелие, ее вечные Божественные средства для спасения верующих. Они не меняются, поскольку не изменяется Господь Иисус Христос ... Церковью вечность присутствует во времени, чтобы время ею освящалось, обновлялось, сочеталось с вечностью и равнялось на нее. Не она должна ориентироваться на время или потакать духу времени, а, наоборот, время должно руководствоваться ею как Вечной, и дух времени должен ей повиноваться, как носителю Духа вечности ... Ибо она – всегда Божественная, всегда Святая, всегда Апостольская, всегда Соборная, и поэтому никогда нельзя жертвовать Вечным ради временного, Божиим ради человеческого, Небесным ради земного ... »
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Когда ты услышишь: “отдавай кесарю кесарево”, понимай под этим только то, что нисколько не вредит благочестию, ибо все, что противно благочестию, не является уже данью кесарю, но является данью и оброком дьяволу».
2. Глобализация уже сегодня охватила большинство стран мира. Признаки, совокупность и направленность этих процессов могут рассматриваться как предпосылки для принятия символики и воцарения антихриста, что невозможно без исчезновения национальных государств, лишения свободы и самобытности, как целых народов, так и отдельного человека.
3. Комиссия ссылается на Постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 об отношении к цифровой идентификации (п.45).
4. Комиссия считает, что цифровой идентификатор, как метод автоматического отождествления, позволяет осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия, ограничивать его свободу, превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления.
5. Предложенная альтернативная система учета, в частности, по серии и номеру действующего паспорта, на самом деле проблемы не решает, поскольку является разновидностью идентификатора в автоматизированной системе учета и Единой базе данных.
6. Введение в Украине автоматизированных средств цифровой и биометрической идентификации человека не является насущной необходимостью, а наоборот, представляет угрозу информационной безопасности страны и ее граждан. Комиссия считает недопустимым создание Единой электронной базы данных населения Украины, так как построение тотальной системы электронного учета, контроля и управления людьми на основе присвоения им цифровых идентификаторов, нарушает основные естественные права и свободы личности, независимо от религиозных убеждений граждан.
7. Использование биометрических данных человека, с целью его идентификации, имплантация идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, нанесение на его тело любых меток, независимо от используемой системы сбора и обработки персональных данных, признать неприемлемым.
8. Комиссия считает неприемлемым введение и реализацию в Украине тех международных договоров и соглашений, которые нарушают общепризнанные права и свободы человека.
9. Комиссия предлагает утвердить данные выводы в качестве официальной позиции Украинской Православной Церкви и довести эту позицию (относительно цифровой и биометрической идентификации) до центральных и местных органов исполнительной власти, а также духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви.
10. Комиссия предлагает Священноначалию Украинской Православной Церкви обратиться к полномочным государственным органам с просьбой рассмотреть вопрос о законодательном закреплении права граждан отказываться от электронной идентификации личности. Физические лица – плательщики налогов, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от принятия цифрового или любого другого идентификатора, должны иметь возможность учитываться по исчерпывающему перечню персональных данных, включающему в себя: фамилию, имя, отчество, дату рождения и место жительства, – без использования цифровых идентификаторов, штрихового кодирования, микрочипов и других методов автоматической идентификации.
Председатель Комиссии
Секретарь Комиссии
17 марта 2011
Киевская Духовная Академия
Опубликовано
на сайте народного депутата В. Колесниченко,
участника заседания Богословско-канонической
комиссии
http://www.r-u.org.ua/pravoslavie/4313-news.html