План действий США и России по вступлению в ВТО
Неофициальный документ
1. Общее:
По просьбе России США разработали предлагаемый план действий до конца 2001 года для интенсификации ныне идущих переговоров о вступлении в ВТО. Мы ждем замечаний России по предлагаемому плану. Мы также ждем получения более подробных известий о законодательной программе России, чтобы еще больше расширить данный план действий.
Принятие правил ВТО, многие из которых Россия рассматривает как часть своей более широкой реформы, обеспечит прозрачность, предсказуемость и недискриминационное обращение в работе торгового режима для сельского хозяйства и промышленности, сферы услуг и защиты прав интеллектуальной собственности и урегулирования споров. Для России эти элементы будут способствовать инвестициям и расширению торговли и внесут вклад в программу рыночных реформ в России.
Осуществление членства в ВТО потребует перемен: законодательной реформы, либерализации и прозрачности рынка. Так происходит во всех вступающих странах. Мы хотим работать с Россией над определением практических шагов для облегчения осуществления всего вышеназванного.
Протокольный пакет ВТО (далее – “протокол”) требует выполнения следующего: текст протокола, доклад Рабочей группы и расписание уступок по доступу на рынок, сельскому хозяйству, сфере услуг и другим обязательствам.
США стремятся интенсифицировать текущие двусторонние переговоры, сохраняя многосторонний характер переговоров о вступлении. Нашей целью является выявление направлений достижения успеха в краткосрочной перспективе, которые дадут новый импульс переговорам и российской программе экономических реформ.
Цель, заявленная Россией – это заключение протокола, сходного по масштабу с протоколами других желающих вступить в ВТО в том же регионе, что требует одновременных переговоров по доступу на рынок и исправлению законодательства. Мы приветствуем стремление России довести до конца этот процесс по вступлении. Мы готовы к проявлению гибкости, при необходимости, если какие-то направления потребуют особого обращения для обеспечения эффективного осуществления. Мы готовы продолжить рассмотрение этих вопросов по мере разработки протокола и в ответ на указание Россией на конкретные затруднения.
Обязательства по доступу на рынок (сокращение или отмена тарифов и нетарифных мер) и обязательства в сфере сельского хозяйства могли бы быть приняты поэтапно в течение согласованного периода времени.
Осуществление законодательных мер не требует ожидания завершения протокола и должно происходить по мере продвижения переговоров.
2. Доступ на рынок товаров и услуг (включая сельское хозяйство):
Состояние дел: консультации по предложениям России по доступу на рынок товаров и услуг увенчались некоторым прогрессом в вопросе о товарах и создали прочное основание для переговоров по услугам. Теперь есть все основания для продвижения вперед в переговорах по существу этих направлений, помня при этом о продолжающемся обсуждении политики в области сельского хозяйства, предлагаемых изменениях в законодательстве в отношении нетарифных мер в ключевых направлениях (например, стандарты, лицензирование и таможня).
В том, что касается товаров: переговоры должны быть нацелены на конкретные обстоятельства.
Мы благодарны за подтверждение того, что Россия предоставит пересмотренное, полное предложение, отражающее устные обязательства, данные на двусторонних переговорах, и отвечающее на конкретно названные моменты, вызывающие обеспокоенность в отношении доступа на рынок. Мы готовы продолжить эти переговоры.
Чтобы добиться прогресса по ключевым отраслям, включая авиационную промышленность, мы должны, как мы договорились в июне, вступить в диалог по существу о конкретной продукции, вызывающей беспокойство обеих сторон.
США готовы проводить эти переговоры как можно быстрее при условии параллельного продвижения на переговорах вопроса о нетарифных мерах.
В том, что касается услуг: в ответе, датированном 20 июля, США передали России подробные замечания по текущему предложению и направлениям для совершенствования.
Чтобы обеспечить прорыв в переговорах по сфере услуг и продвинуть вперед переговоры по расписанию обязательств, переговорщики США и России должны нацеливаться на существенное сужение и совершенствование сквозных ограничений в текущем предложении России к концу года. Достижение успехов в этих горизонтальных элементах могло бы обеспечить необходимый толчок в многосторонних переговорах.
Переговоры должны продолжаться по вопросу о расширении спектра услуг в предложении и расширении узких обязательств, уже предложенных в ключевых отраслях, например, телекоммуникации, финансовые услуги, дистрибуция и аудиовизуальные услуги, исходя в особенности из замечаний со стороны США.
- Поскольку переговоры относительно сферы услуг в ВТО по встроенной повестке дня уже идут, США и Россия должны коснуться в двусторонних обсуждениях состояния дел с этими переговорами и предложений, внесенных для содействия участию России в новом раунде, когда он начнется в Дохе.
В том, что касается сельского хозяйства: Мы ожидаем дальнейших достижений в этой сфере, которые российские власти рассматривают в связи с разработкой программ и стратегии для сельского хозяйства России. Тем не менее, двусторонняя и многосторонняя работа должна продолжаться.
- Мы ожидаем той информации, которую Россия будет передавать членам Рабочей группы, с определением стратегических направлений, по которым она намерена продвигаться в оказании поддержки своим фермерам. Мы готовы к проведению предварительных консультаций для содействия предоставлению этой информации Рабочей группе, как мы уже делали в прошлом.
- Как только появится стратегический курс России, мы должны использовать оставшуюся часть 2001 года для нахождения возможностей наилучшего обеспечения принятия новых программных замыслов существующим Соглашением ВТО по сельскому хозяйству с целью разработки приемлемого расписания по сельскому хозяйству.
- Мы согласились продолжить обсуждение вопросов относительно применения тарифных квот, признавая, что оно связано с другой идущей ныне работой над нетарифными мерами.
- Нашей общей целью должно быть достижение к концу года плана для разработки соответствующих обязательств в расписании, учитывающих необходимые законодательные и административные шаги, которые по мнению России потребуются для обеспечения успеха.
3. Разработка протокола и доклада Рабочей группы
Состояние дел: Рабочая группа по вступлению существенно продвинулась в рассмотрении торгового режима России и выявлении тех сфер, где нынешние законодательство и практика должны быть изменены, чтобы отвечать требованиям ВТО. Эта работа заложила основы для следующего этапа переговоров.
- В ответ на просьбу председателя Рабочей группы Брюна США представили подробные замечания по всем пунктам обязательств, содержащихся в проектах документов, которые послужат основой для ведения переговоров по протоколу и докладу Рабочей группы.
- Мы готовы к дальнейшему обсуждению этих замечаний, чтобы предоставить Рабочей группе должным образом исправленный вариант к концу года.
- Для облегчения переговоров Россия сообщила, что она представит ряд первоочередных с точки зрения отношений с ВТО законопроектов в Думу этой осенью по ниже перечисленным направлениям, и что тексты будут предоставлены Рабочей группе для ознакомления. Это еще больше ускорит нашу работу.
Защита прав интеллектуальной собственности:
- Россия обязалась принять в срочном порядке поправки к своим законам об авторских правах, торговых марках, патентах и другим законам по правам интеллектуальной собственности, включая законы по правоприменению. Особенно важны законы, которые обеспечивают защиту уже существующих работ с зарегистрированными авторскими правами и звукозаписей.
- Мы настоятельно рекомендуем России действовать незамедлительно и принять необходимые меры к предотвращению пиратства в сфере оптических носителей информации, растущее число случаев которого угрожает режиму защиты прав интеллектуальной собственности.
- В качестве первого шага России следует принять режим лицензирования оптических носителей информации, и мы готовы помочь России разработать такой режим в короткие сроки.
- Когда эти законы и режим лицензирования оптических носителей будет приняты, США и Россия должны будут принять программу технической поддержки по усилению режима соблюдения прав интеллектуальной собственности в России. Нам следует нацеливаться на разработку такой программы к концу года.
Вопросы, касающиеся Налогового кодекса:
- Россия планирует представить в Думу исправленный проект положений о таможенной оценке в одной из глав Второй части Налогового кодекса, чтобы установить режим таможенной оценки, согласующийся с требованиями ВТО.
- Мы согласились ознакомиться с проектом на соответствующем этапе и пообещали, что будем работать совместно с Россией над разработкой необходимых исполнительных распоряжений и постановлений по применению нормативных актов, некоторые из которых могут быть приняты в административном порядке. Обе страны признают значение соответствующего режима оценки для более широких экономических устремлений России.
- По предложению России, когда закон будет принят, США и Россия должны будут принять программу технической поддержки для усиления обеспечения исполнения закона, в особенности, чтобы помочь России начать исполнять свои обязательства по таможенной оценке в 2002 году. Нам следует нацеливаться на разработку такой программы к концу года.
Вопросы стандартов (технические препятствия торговле (санитарным и фитосанитарным мерам):
- Мы приветствуем сообщение о том, что Россия вскоре представит в Думу законодательство, отвечающее требованиям ВТО, относительно стандартов и сертификации, которое будет отвечать Соглашению ВТО о технических препятствиях торговле. США представили замечания по прежним проектам и готовы предоставить любую дополнительную помощь, по мере того как российская делегация подготавливает соответствующие постановления и исполнительные распоряжения по применению нормативных актов.
- Для содействия разрешению вопросов, касающихся требований об обязательной сертификации США поделятся результатами своего исследования этих мер с российской стороной в начале осени, чтобы снять все остающиеся моменты, вызывающие обеспокоенность.
- По санитарным и фитосанитарным мерам Россия с 1997 года указывала на свое намерение пересмотреть свое режим и снять проблемные вопросы. Стремясь решить конкретные вопросы в этой сфере, 20 июля США представили доклад, касающийся моментов, вызывающих обеспокоенность в первую очередь.
- Работая совместно, мы должны нацелиться на обновление плана действий 1997 года, приняв во внимание вопросы, обозначенные в докладе США. Это особенно важно с учетом недавней просьбы со стороны России предоставить длительные переходные периоды для принятия правил из Соглашения ВТО.
- С учетом намерения России расширить торговую среду мы готовы к сотрудничеству и рассмотрению вопроса о введении в административном порядке многих из требований, касающихся прозрачности, надлежащих правовых процедур и других институционных требований, содержащихся в Соглашениях ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам и техническим препятствиям торговле, например:
- Действующие пункты, дающие справки по вопросам о техническим препятствиям
торговле и санитарным и фитосанитарным мерам;
- Предварительная публикация и сбор замечаний;
- Правила и порядок оценки соответствия требованиям недискриминации.
Дотации промышленности:
- США представили России замечания по ее проекту Закона “О государственной помощи” и готовы оказать дальнейшее техническое содействие в этой сфере. Особенно важны будут дополнительные консультации относительно режима дотаций в России в контексте требований ВТО.
- Конкретно, работа должна быть направлена на дотации в виде налоговых льгот, а также дотации в виде бюджетных ассигнований, с уделением особого внимания запрещенным дотациям или льготам, основанным на освобождении от уплаты налогов и пошлин или двойной системе цен затрат на производство.
Системные принципы: прозрачность, недискриминация и надлежащая правовая процедура:
- Соглашения ВТО требуют единообразного применения правил ВТО по всей таможенной территории и устанавливают требования для содействия торговле, например, относящиеся к прозрачности, лицензированию, таможенным процедурам и сборам, публикации и комментированию, национальному режиму и судебному контролю. Мы настоятельно рекомендуем российским властям сделать приоритетным скорейшее исполнение этих обязательств через законодательство и административные акты.
- Как мы понимаем, Россия намерена представить это законодательство в Думу в этом году, за исключением Закона “Об установлении принципов регулирования внешнеэкономической деятельности” (например, законов о лицензировании импорта и экспорта, нового Таможенного кодекса и нового закона о защитных мерах в торговле).
- Россия уже почти завершила реформу законодательства относительно регистрации коммерческой деятельности, лицензирования видов деятельности и режима проверок и инспекций на предприятиях. Эти изменения обещают упростить и рационализировать основные требования к ведению бизнеса в России. Хотя они лишь опосредованным образом имеют отношение к конкретным требованиям ВТО, их принятие могло бы принести большие выгоды отечественным, равно как и потенциальным иностранным инвесторам.
- Хотя мы и признаем, что основной груз работы в этой сфере лежит на российских властях, США готовы, где это уместно, сотрудничать с нашими российскими коллегами при разработке необходимых административных и других правил для содействия исполнению этих основополагающих положений.