Кому-то может показаться, что сей каламбур никакого отношения к действительности иметь не может: “Россия и Шенген? Полноте, да кто об этом сейчас говорит? Эстония, там, Украина, еще куда ни шло… Но уж Россия-то?”. Ан-нет.
Однако сначала несколько слов о том, что такое Шенгенские соглашения и что они несут конкретному обывателю. Пятнадцать лет тому назад, 14 июня 1985 г., в местечке Шенген руководители Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга составили и подписали документ, который ими рассматривался, как важнейший этап на пути создания объединенной Европы. Ибо его декларируемой целью было упразднение границ между странами-подписантами, снятие всяческих ограничений в передвижении людей, товаров и финансов.
Казалось бы ничего, кроме выгод и удобств, данные соглашения сулить не могли и должны были моментально привлечь к себе все государства Европы. Тем более что лоббировать это было кому: о своих симпатиях сразу же заявили представители транснациональных корпораций и международных структур “нового мирового порядка”. Однако целых три года документ вообще хранился в тайне, а после обнародования еще около двух лет ушло на уговоры, чтобы к нему присоединился хоть кто-нибудь. Однако и сегодня такие страны как Великобритания и Ирландия отказываются это сделать, ссылаясь на антидемократический характер его содержания.
Дело в том, что у данного “благого начинания” сразу же обнаружилось пренеприятное побочное явление – необходимость создания якобы для борьбы с международной преступностью системы тотального контроля и управления жизнью граждан. Последние “как бы вдруг” превратились в объекты всестороннего изучения и сбора конфиденциальных сведений, направляемых в единую информационную базу данных, внешней и вполне осязаемой привязкой к которой для всякого жителя Шенгенской зоны явились его личный идентификационный номер и так называемый шенгенский паспорт.
Вместе с ними у каждого над головой повисло нечто вроде дамоклова меча, ибо теперь для интернирования человека и всяческого поражения его в правах даже при только кажущейся нелояльности режиму более не требовалось никакого другого свидетельства, кроме сведений, переданных из центрального компьютера. Таким образом, Шенген вместе с прозрачностью границ принес простому обывателю прозрачность его личной жизни, а за кажущееся расширение свободы передвижения заставил заплатить заменой имени на номер и бесконечным прессом “презумпции виновности” (как в концлагере). Неудивительно, что главным препятствием к расширению всеевропейской “зоны” стало активное сопротивление свободолюбивых европейцев.
Теперь вернемся к нашим российским реалиям.
По всей видимости все началось именно 1994 году, когда секретным протоколом к очередному соглашению о предоставлении новой порции “добросердечной” заокеанской помощи наше правительство в самой категоричной форме обязали начать подготовку ко вступлению в “объединенную Европу”, то бишь в Шенгенские соглашения. Сразу Россия этого, естественно, сделать не могла: не была создана материальная база, отсутствовала соответствующая информационная система, не существовало юридического обоснования и законодательного разрешения. Люди, наконец, не были пронумерованы и делать это немедленно казалось чреватым последствиями – не забылись еще ни Гулаги, ни события октября 1993 г.
Так или иначе, но на весь проект руководство нашего Отечества получило 10 лет, с тем чтобы к 2005 г. его завершить. Почему именно к этой дате, судите сами. Вот факты.
В 1995 г. была запущена в производство новая форма российского паспорта, в котором уже не было графы “национальность”, но зато помимо привычных ФИО и номера паспорта появились “личные идентификационные коды” его владельца и будущих детей. Предполагалось, что сделанные нововведения “заработают”, начиная все с того же 2005 г., когда станет недействительной “советская паспортина”.
С 1994 г. ускоренными темпами ведется разработка и формирование региональных и отраслевых (МВД, ФСБ, ФАПСИ, здравоохранение, пенсионная и пр.) баз данных, суммирующих сведения о населении и охватывающих практически все точки соприкосновения человека и общества. В это же время активизируются работы по созданию всероссийской автоматизированной системы, примерным образцом которой избрана ГАС “Выборы”. Последняя представлена к опробованию уже в декабре 1995 г. (преддверие президентских выборов).
А, по-видимому, к началу 1998 г. руководство страны сделало вывод, что подготовительный этап завершен, ибо специальным Постановлением коллегии Госкомсвязи России (№ 13/2 от 19.06.98) было решено создать “общегосударственную автоматизированную систему учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории и официальных документов, удостоверяющих их личность (АС “Персона”)”. Примечательно, что ведомства, подготовившие к данному проекту различные разделы технического задания, и стали по ним ответственными исполнителями.
Правительство России взяло на себя общее руководство и подготовку законопроекта “О государственном регистре населения”, который, кстати, согласно “Распоряжению Правительства РФ” от 02.03.2000 г., должен быть уже к 1 октября с.г. представлен на рассмотрение Государственной Думы.
ФАПСИ приняло на себя курирование работ по разработке и внедрению интеллектуальных карт и в лице своего генерального директора В.Г. Матюхина с 25.04.2000 г. возглавило специально для этого созданную Межведомственную комиссию.
Ну, а наиболее неприятная часть работы – присвоение личных кодов – досталась налоговикам. Впрочем, если судить по тому перечню требований, которые они сформулировали в техническом задании, в этом лучше них, поднаторевших в составлении “Налогового кодекса”, никто тогда в 1998 г. и не разбирался (между постановлением по АС “Персона” и принятием Думой первой части “НК” интервал менее чем в месяц). Успешно опробовав ИННизацию в Башкирии, Министерство по налогам и сборам с января 2000 г. доблестно принялось за всю остальную часть России. Неизвестно, когда данный процесс предполагается окончательно завершить, однако его финансирование, одним из основных источников которого является Всемирный Банк – активно действующая структура “нового мирового порядка”, не прервется вплоть до 2005 г.
До этого же пресловутого срока будет длиться и финансируемый международной корпорацией “Oracle” проект “Карточка москвича”, который вполне можно рассматривать, как крупномасштабный пилотный по отношению к федеральному “АС “Персона”.
Можно ли перечисленное считать фактическим и временным совпадением по отношению друг к другу и уж тем более к Шенгенским соглашениям? Вряд ли. Ибо формат представления данных, по которым будет оцениваться каждый житель России, аналогичен во всех случаях: и в каждой конкретной базе данных (будь то московская БД “Население” или БД Министерства по налогам и сборам), и в техническом задании к АС “Персона”, и в Государственном регистре населения. И при том не просто аналогичен, а соответствует стандарту Шенгенской зоны.
Так, что, уважаемый читатель, самое время задуматься, хотите Вы “цивилизованно” вступить в Шенген-лаг или этой участи попытаться сообща избежать. Ирландцы и англичане, таки, смогли.