О НАРКОМАНИИ В РОССИИ
“Наркотики – очень удобное
средство
для истребления неугодных людей, неугодных
народов, неугодных стран…”
Врачи и офицеры спецслужб, профессионально занимающиеся изучением наркомании в России, выступая на парламентских слушаниях в Государственной Думе “Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России”, констатировали жуткие темпы роста числа “потребителей наркотических средств и психотропных веществ”. Количество наркоманов, состоящих на учете в российских органах здравоохранения, в настоящее время превышает 450 тысяч человек, а в целом по стране, по экспертным оценкам, их число достигло трех миллионов. При этом наркоманы стремительно молодеют, все больше несовершеннолетних приобретают "опыт" потребления наркотических и психотропных препаратов.
Высокий спрос на наркотики стимулирует рост наркопреступности. За последние десять лет число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 15 раз. Преступность, связанная с оборотом наркотиков, получила распространение и в Вооруженных Силах страны.
За последние десять лет смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, среди детей – в 42 раза.
По данным МВД России в стране насчитывается примерно миллион беспризорных детей. Каждый второй из них наркоман.
Но не борьба с наркоманией нарастает в России, в России все активнее пропаганда снижения вреда от приема наркотиков, по сути дела пропаганда самих наркотиков.
Железная диктатура Сталина практически искоренила использование незаконных психоактивных веществ на большей части территории России. Потребление марихуаны и опия сохранилось только в отдельных регионах СССР: в Средней Азии и на Дальнем Востоке, в основном, в силу того, что дикорастущие конопля и мак распространены на этих территориях и потребление вытяжек из этих растений закреплено в местных традициях.
Незаконное потребление наркотиков в СССР начало расширяться в конце 1970-х гг. Наркотики распространялись, в основном, среди молодежи, находившейся под влиянием американского контр-культурного течения хиппи. В дальнейшем в России, как и в других развитых странах, потребление незаконных психоактивных наркотиков распространилось на более широкие слои молодежи. Но в отличие от стран Запада, процесс распространения наркотиков в России проходил намного медленнее, прежде всего из-за жесткого контроля со стороны государства.
Спрос на наркотики заметно вырос во второй половине 1980-х гг., особенно в европейских республиках бывшего Советского Союза. Количество наркоманов, зарегистрированных Министерством здравоохранения СССР, почти удвоилось за период 1984-1990 гг., и возросло с 35 254 до 67 622. В Российской Федерации темпы роста слегка превышали средние по СССР. В 1984 году было зарегистрировано 14 324 наркоманов, к 1990 году их количество возросло до 28 312 (увеличение на 97,7%).
С началом горбачевской перестройки постоянное или эпизодическое потребление наркотиков стало распространенным средством идентификации членов внутри множества неформальных молодежных групп. В понятие неформалы включались: панки, неохиппи, фанаты “попсы” и “тяжелого металла”, а также так называемые стиляги, подражавшие стилю рокнролла 1950-х гг. Члены этих групп использовали различные наркотики с разной интенсивностью для того, чтобы подчеркнуть свое родство с аналогичными молодежными течениями Запада, которым они подражали.
Несмотря на тенденции к увеличению потребления незаконных наркотиков, зарегистрированные в европейских республиках, следует отметить, что в начале 1990-х гг. наркотики были все же сравнительно шире распространены в Средней Азии, где выращивание и потребление конопли и опийного мака имеет давние традиции. Эти данные основаны на небезупречной статистике о количестве больных наркоманией, зарегистрированных Министерством здравоохранения. В республиках Средней Азии среднее количество наркоманов составляло 27,6 на 100 тыс. населения, что было на 45% выше, чем в Российской Федерации (19,1 на 100 тыс. населения) и на 68% выше, чем в прибалтийских республиках (16,4 на 100 тыс. населения). В Туркменистане в процентном отношении насчитывалось больше наркоманов, чем в любой другой союзной республике: 94,8 на 100 тыс. населения. Примечательно, что Украина находилась на втором месте с показателем в 41,3 наркомана на 100 тыс. населения.
Такие факторы, как распад СССР в 1991 г. и переход к демократии и рыночной экономике, способствовали увеличению потребления и злоупотребления наркотиками в России в 90-х годах. Для современной городской молодежи наркотики стали средством демонстрации усвоения западного образа жизни.
Проведенный в течение 1996-2000 годов рядом российских правоохранительных ведомств комплекс социолого-криминологических исследований выявил угрожающий характер стремительно усиливающихся как собственно контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию, так и их транзит через нашу страну.
Наркосредства поступают из бывших Среднеазиатских, Закавказских, Прибалтийских республик СССР, Казахстана, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также из Афганистана, Пакистана, Китая, Ирана, Турции, Северной и Южной Америки, европейских и других государств.
В ближнем зарубежье по объему контрабанды наркотиков в Россию выделяются: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Украина.
Что касается государств дальнего зарубежья, то в настоящее время происходит существенная трансформация районов производства и маршрутов оборота наркотиков. Эксперты отмечают наиболее интенсивную переброску незаконного “товара” из Афганистана, далее следуют Пакистан и Китай. Из первых двух стран поступают, главным образом, опий, препараты из конопли, героин. Из Китая более “современный” ассортимент — амфетамины (свыше четверти всего количества), другие стимуляторы, барбитураты и транквилизаторы. То же относится и к Европе, из которой в Россию проникает более трети сильнодействующих наркотиков, включая ЛСД (ДЛК).
Размах незаконных операций иллюстрирует регулярная информация ФПС России и ФСБ России, касающаяся одной из названных выше стран — Таджикистана.
По разведсведениям названных ведомств, на территории суверенного Таджикистана еще 3-5 лет тому назад уже функционировали несколько перевалочных пунктов наркотиков, поступающих из так называемых стран “Золотого полумесяца” (Ирана, Афганистана, Пакистана), а также Индии и Саудовской Аравии в Российскую Федерацию и государства Восточной и Западной Европы.
В частности, на территории провинции Бадахшан республики Таджикистан были созданы базы, где сосредотачиваются наркотические средства из указанных стран, которые затем переправляются в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) Таджикистана, а затем дальше, в Россию и через Россию по маршрутам западного направления. При этом незаконные посевы опийного мака в Таджикистане не столь распространены как в соседних государствах Центральной Азии.
Наркотики перебрасываются автотранспортом через границы Узбекистана и Киргизии, самолетами военно-транспортной авиации Минобороны России и погранвойск Российской Федерации, самолетами авиакомпании “Таджикистан” и других авиакомпаний.
В числе основных методов криминальной политики преступных наркосообществ протаскивание через парламенты стран мира либерального законодательства, снижающего контроль государства за потреблением и оборотом наркопродуктов.
Интенсивная и разноплановая реклама наркобизнеса и наркотизма среди населения страны.
Создание криминальных резидентур по распространению наркотиков в местах массового сосредоточения людей.
Экономический терроризм на средства наркобизнеса.
Совершенствование способов психического и физического разрушения людей.
Эта глобальная схема экспансии наркобизнеса в мировом сообществе распространяется и на Россию, поскольку наше Отечество интенсивно интегрируется в международную среду.
Ниже будут рассмотрены косвенные и прямые признаки реализации современной криминальной политики наркобизнеса на территории Российской Федерации и их развитие в дальнейшем.
Лоббирование либерального законодательного отношения к немедицинскому приему наркотиков
Признаки этой опасной тенденции отмечаются в депутатском корпусе с тех пор, как Указом Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 года было введено понятие “небольшие размеры наркотических средств”. Подкупающий аспект небольших размеров состоял в том, что имелась в виду максимальная суточная доза, потребная наркоману. В случае приобретения или хранения этих количеств без цели сбыта, последний подвергался административно-правовому преследованию по ст. 44 КоАП РСФСР. Повторность правонарушения в течение года влекла уголовную ответственность по ст. 2243 УК РСФСР.
Опасная подоплека “небольших размеров” наркотиков стала очевидной позже, когда выяснилось, что одно и тоже весовое количество, допустим, гашиша способно содержать разную концентрацию активных начал. Заведомо зная об этом, правонарушители стали хранить при себе высококонцентрированные препараты, содержащие не одну максимально допустимую по закону дозу наркотика, а три, пять, десять, двадцать и более. Соответственно и стоимость этих средств возрастала прямо пропорционально их качеству, что вполне удовлетворяло наркобизнесменов, имеющих незаконные сверхдоходы, по сути охраняемые правом.
Интересно здесь и другое. В то время как представительная власть России утверждала небольшие размеры наркотиков, законодательно-полицейская практика за рубежом имела убедительные свидетельства негодности этого института права и его выгодность сугубо для наркомафии. Вопреки иностранному опыту, тем не менее, в России проблема небольших размеров наркотиков получила развитие. На базе этой либеральной политики стали развиваться дальнейшие события.
25 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР вынес Заключение, согласно которому принудительное лечение наркоманов существенно ограничивалось, а потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью.
5 декабря 1991 года утверждается Закон РСФСР, исключающий административно-правовую ответственность за нахождение лица в состоянии наркотического опьянения в общественных и иных местах и снимающий существенные ограничения на производство наркотических средств, связанных с видом собственности предприятия.
Одновременно проект Закона о социальной и медицинской реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов замораживается, а Ельцин вводит указы о закрытии лечебно-трудовых профилакториев (около 70 тысяч койко-мест).
Дальнейшая политика легализации наркомании находит отражение в одном из проектов нового УК РФ в 1994 году, подготовленном группой авторитетных ученых-юристов. В нем предлагалось декриминализировать оборот наркотиков за исключением их сбыта. Однако общественное мнение, оказалось сильнее группы нарколоббистов и подобная редакция УК РФ провалилась, но отчасти. В новом УК России 1996 года нарколоббистам удалось изъять из списка обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ), совершение преступления в состоянии опьянения, включить сложный терминологический аппарат, внесший путаницу в квалификацию наркопреступления и др.
Вопрос терминологической путаницы российского права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и наркомании находится вне всякой критики. На сегодняшний день между пунктом “м” ст. 71 Конституции Российской Федерации, которой введено конституционное понятие “наркотические средства”, действующими Федеральными законами, к примеру, Кодексами (в них упоминаются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и одурманивающие вещества), и нормами международного права (предусматривают два термина — наркотическое средство и психотропное вещество), сложилось тройное противоречие.
К настоящему времени возникло жесткое противостояние в этих вопросах. С одной стороны — мощная группа владельцев фармацевтической промышленностью и лоббистов, отстаивающих либерализацию контроля государства над производством наркотиков и их потреблением среди населения. Им оппонирует корпус специалистов, полагающих, что контроль над легальным наркобизнесом должен осуществляться согласно п. “м” ст. 71 Конституции, то есть на уровне федеральной власти.
Исход противостояния не ясен, но то, что бизнесмены в области медицинских препаратов усиливают свое влияние, не подлежит сомнению.
Более того, приобретает контуры и другая неприятная тенденция, когда отмытые в России и переведенные за рубеж наркоденьги не удается возвратить обратно даже по имеющимся для того правовым основаниям.
Иностранные коллеги из правоохранительных органов находят различные поводы для того, чтобы “грязные” деньги остались на месте, в частности по уголовному делу в отношении подданного ОАЭ Шерхана М. М. (г. Москва, 1997-2000 года) легализованные им незаконные доходы под разными предлогами отказываются возвратить из США (400 тыс. долл. США). В Германии не менее крупные незаконно добытые средства М. М. Шерхана также не были переведены в Россию. Причина — уголовное дело по данному факту немецкая сторона возбудила по таким признакам статьи УК, которые не позволили осуществить репатриацию валюты, так как имеющийся между Россией и ФРГ международный договор о сотрудничестве не предусматривал именно такую квалификацию преступления.
Реклама наркобизнеса и наркотизма
Достоверно установлена корреляция между потреблением алкоголя, курением табака и первичным знакомством с наркотиками. Два первых наркогенных вещества являются провокаторами перехода на более опасные препараты.
Несомненно, табак и алкоголь, как легальные наркотики, отнесенные к пищевым продуктам и разрешенные к продаже, оказывают довольно существенную поддержку к началу приема наркотиков, запрещенных законом в свободном обороте.
Если несколько лет назад между началом потребления тех и других веществ присутствовала временная растяжка в 3-5 лет, то ныне прием алкоголя, курение табака и использование наркотиков зафиксировано единовременно — в возрасте от 12 до 16 лет (60-70% от доли респондентов, сознавшихся в приеме наркотиков).
Анализ данных выявил, что не менее 60% от числа всех опрошенных молодых людей узнали о существовании наркотиков и их воздействия на человека из средств массовой информации.
Среди них особое место занимают электронные средства. Так, по радиовещанию и телевидению, особенно во второй половине 90-х годов прошел ряд целевых передач, в которых сильнодействующие препараты типа “экстази” преподносятся, например, как “средство увеличения мускульной энергии”, а препараты из конопли — как “слабое опьяняющее вещество, более безопасное по сравнению с алкоголем”.
Пропагандой подобной недобросовестной информации обычно занимаются популярные в среде молодежи люди, в частности кумиры рок музыки.
Наконец, серьезным каналом пропаганды философии наркотизма и наркобизнеса стала всемирная информационная сеть Интернет. Через нее с конца 1996 года активно распространяются технологии производства наркотиков амфетаминовой группы — опасных для здоровья стимуляторов, а равно химических веществ, из которых эти препараты могут быть изготовлены.
Создание криминальных резидентур по распространению наркотиков в местах массового сосредоточения людей
Без разрешения на проживание и работу большинство новых мигрантов (“лиц кавказской национальности”) не может устроиться в легальном секторе экономики и для того, чтобы жить на новом месте, не имеет иного выбора, кроме работы в теневой сфере. Большая часть из них в итоге устраивается на открытых рынках. В результате, начиная с середины 90-х гг., большинство торговцев не имело нормального статуса, и рынки стали местом беззакония, где порядок обеспечивается вожаками наиболее влиятельных кланов.
В таком контексте незаконные наркотики могут легко стать привлекательным товаром для самых “предприимчивых” и/или самых “нуждающихся” мигрантов, работающих на открытых рынках. Для этих людей, привыкших жить и работать в нестандартных условиях, продажа незаконных наркотиков, вероятно, не будет слишком отличаться от продажи, например, картофеля или лука. Более того, к незаконной торговле наркотиками вполне применимы неформальные правила и положения, регулирующие импорт и торговлю легальными товарами. И наконец имеются конкретные плюсы: работающие на рынках торговцы имеют опыт ввоза товаров из-за рубежа или других регионов и зачастую могут использовать грузы с обычными товарами для контрабанды наркотиков.
Торговцы кавказской национальности все больше сталкиваются с конкуренцией афганских и таджикских продавцов, набравших несравненную силу. Последние являются соответственно выходцами из страны по производству героина и главной страны по его отгрузке. Несколько опрошенных в Москве и Санкт-Петербурге наркоманов отмечают, что покупают наркотики чаще всего у таджиков. У таджиков, как жителей бывшей советской республики, не возникает проблем с въездом в Россию, они обычно владеют русским языком, располагают многочисленными контактами или даже имеют разрешение на проживание в России.
Торговцы-таджики, по наблюдениям многих участников опросов, сами потребляют наркотики. Они не принадлежат к крупным криминальным структурам и часто сами привозят героин из Таджикистана, чтобы заработать денег и свести концы с концами.
Как отмечают источники из российской таможни, многих торговцев-таджиков шантажируют организации, занимающиеся перевозкой наркотиков, заставляя их заниматься контрабандой наркотиков в Россию. В своем последнем докладе по наркотикам, ГТК России, опираясь на показания нескольких задержанных курьеров, приводит следующую схему привлечения к контрабанде наркотиков. Желающему таджикскому торговцу дается кредит на покупку каких-либо товаров (чаще всего, овощей и фруктов) для продажи в России. Перед отправкой груз воруется или как бы случайно портится. Продавец попадает в трудное финансовое положение и ему предлагается вариант контрабанды наркотиков как способ погасить долг. Его семья и родственники становятся заложниками, а дом и другая собственность — своего рода закладом. Если торговец отказывается или задерживается правоохранительными органами, взятая в заклад собственность продается или уничтожается.
Как отмечают и ФСБ и Исследовательский институт МВД, представители других этнических меньшинств, прежде всего, чеченцы, грузины, дагестанцы, армяне, узбеки, казахи, киргизы и, в меньшей степени, китайцы также поставляют незаконные наркотики на рынки многочисленных российских городов. Говорят также о причастности к контрабанде и торговле наркотиками в Москве и Санкт-Петербурге выходцев из Африки, причем они первыми начали ввозить в Россию героин. Многие из них регистрируются, как студенты, в Москве их базой стал, прежде всего, Институт дружбы народов имени Лумумбы.
За последние несколько лет отмечается тенденция вовлечения несовершеннолетних детей 10-14 лет в потребление и продажу наркотиков, так как их по закону нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Экономический терроризм на средства наркобизнеса
Если крупная сумма средств из доходов наркобизнеса инвестируется в определенные предприятия промышленного или торгового сектора, то другие предприятия этого сектора либо оказываются неспособными конкурировать с этими финансовыми вливаниями и исчезают, либо в целях сохранения своей конкурентоспособности вынуждены применять аналогичную порочную практику.
Таким образом, в конечном счете, коррумпируется основная часть промышленного и торгового сектора и вся экономика, что влечет за собой аналогичные последствия для политической и социальной жизни общества в целом.
В стране создались благоприятные условия в области отмывания денег. О них исчерпывающе говорят данные МВД России и других правоохранительных органов страны. Уже в докладе Президенту Российской Федерации “О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью в Российской Федерации”, преданном огласке Министром внутренних дел Куликовым А. С. в январе 1997 года, указано, что объем теневой экономики достиг 40 процентов валового внутреннего продукта страны! Совпадение и переплетение интересов и устремлений криминально ориентированных социальных групп привело к образованию и укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сообществ, которые распространили свое влияние на ключевые отрасли и направления хозяйственной деятельности, в том числе финансово-кредитную и биржевую системы, внешнеэкономические отношения, сферу обращения валютных ценностей, процесс приватизации, частный бизнес.
Более того, действующая с 1 января 1997 года статья 174 УК России “Легализация (отмывание) денежных средств или личного имущества, приобретенных незаконным путем”, не имеет под собой материального права. Формирование и согласование необходимой для этого нормативной базы, в том числе ведомственной, и налаживание федерального и региональных механизмов отслеживания криминальных доходов, потребует немалого времени. По скромным оценкам, начиная с момента принятия указанной выше нормы уголовного права — порядка 3-5 лет.
Вследствие ослабления антинаркотических законодательных мер и соответствующих механизмов снижения качественного и количественного уровня борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, становится реальной опасность возникновения ситуации, граничащей с фактической легализацией распространения наркотиков в Российской Федерации.
Совершенствование способов психического и физического разрушения людей
В настоящее время на повестке дня:
а) производство наркотических препаратов путем дальнейшего совершенствования химического синтеза;
б) создание принципиально новых наркотиков с использованием потенциала во многом досконально не изученных еще физических явлений;
в) изобретение многообразных комбинаций двух названных “изобретений”.
Например, вполне ожидаемо как поточное, так и кустарное изготовление бионаркогенов, получаемых из нервных тканей живых организмов, и психонаркогенов, представляющих из себя магнитные волны, продуцируемые технической аппаратурой, в комбинации со специфическими цветовыми гаммами и звуковым сопровождением.
Стимулятором этого класса наркотиков (наркогенов) является развитие компьютерной техники и радиоэлектроники в целом. Косвенным подтверждением верности вхождения в рынок психонаркогенов может послужить начавшееся массовое производство релаксационных аппаратов, предназначенных для повышения психического тонуса людей, занятых на интенсивной физической (спорт) и интеллектуальной (наука, политика) работе. Механизм функционирования этих приборов основан на совокупности психоэффектов (звуке, цвете, электромагнитном поле).
Кроме того, в мировой практике отмечается эксплуатация психонаркогенных методик типа матричных текстов, когда речевой звукоряд особым образом воздействует на подсознание индивида и толпы.
Повышение экологических требований и усиливающиеся гонения на синтетические наркотики могут стать дополнительным стимулом для будущей популярности, назовем их, футунаркогенов в их био-, психо- или иной разновидности.
Славянское информационное агенство (СЛАВИА)
Приложение к материалу “О наркомании в России”
“Основные правовые акты, направленные на борьбу с наркоманией и наркобизнесом”
“Что нужно знать о правовом регулировании борьбы с оборотом наркотиков?”