ОТКРЫТОЕ
ПИСЬМО
В.П. ФИЛИМОНОВА И В.М. ИЛЬИНА
сотрудникам ОВЦС
о. ВСЕВОЛОДУ ЧАПЛИНУ и о. МИХАИЛУ
ДУДКО
Уважаемые отцы Всеволод и Михаил!
Законопроект «О персональных данных», представленный в новой редакции комитетом Плигина 10 марта 2006 года, несет еще большую опасность для граждан и государственного суверенитета России, чем вариант, принятый в первом чтении 25 ноября 2005 года.
1. Авторы по-прежнему пытаются навязать использование так называемых «идентификаторов персональных данных» (ч.1 ст. 25), которые в первую очередь идентифицируют личность гражданина (см. наше Приложение) и, таким образом, заменяют имя человека. Это так же следует из самого текста законопроекта: «использование идентификаторов персональных данных для определения принадлежности персональных данных… конкретному лицу» (ч.1 ст.25); «персональные данные должны храниться в форме, позволяющей осуществлять идентификацию субъектов персональных данных» (ч.6 ст.6). При этом, ч.2 ст. 25 полностью противоречит ч.1 ст.25, так как присвоение идентификаторов персональных данных как раз-то и оскорбляет чувства миллионов граждан и унижает их человеческое достоинство.
2. Антиконституционная направленность законопроекта еще более усилена (см. ст.ст.10, 11). Сбор биометрической и конфиденциальной персональной информации о людях без их согласия грубо нарушает конституционные права граждан — право на свободу, неприкосновенность личности и частной жизни, личную и семейную тайну и т. д. (ст.ст. 21, 23, 24, 28, 55 Конституции РФ).
При этом так же обращают на себя внимание п.1 и п.4 ст.1: «персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или поддающемуся определению физическому лицу; согласие субъекта персональных данных - любое свободно данное конкретное и сознательное указание о своей воле, которым субъект персональных данных оповещает о своем согласии на обработку своих персональных данных».
3. Вводятся ряд новых положений, при которых любые гражданско-правовые договора на оказание каких-либо услуг или выполнение гражданами своих обязанностей должны обязательно сопровождаться предоставлением своих персональных данных для их обработки (п.5 ч.1 ст.7; ч.2 ст.7; п.4 ч.2 ст.12; ч.2 ст.15). Таким образом, фактически вводится в действие апокалиптический принцип, при котором «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать» (Апок. 13,17) без предоставления персональных данных или их идентификатора.
Приобретение гражданином своих прав и обязанностей в обществе от своего имени будет заменено испрашиванием своих прав (даже естественных!) у автоматизированной системы посредством предъявления уникального идентификатора персональных данных (личного кода), удостоверяемого унизительными процедурами снятия биометрических параметров. Это превращает человека в смарт-карту, в придаток компьютера и делает незащищенным от любых высокотехнологичных вмешательств в его тело.
4. Законопроект по-прежнему прямо устанавливает возможность трансграничной передачи любых персональных данных (в том числе и частным лицам) и обработки их за пределами России: «трансграничная передача персональных данных - предоставление оператором органу власти или лицу другого государства доступа к персональным данным» (п.17 ст.1). Таким образом, нет никаких гарантий защиты этих данных от использования их специальными и военными службами иностранных государств, что создает непосредственную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Важно так же отметить, что в понятийном аппарате законопроекта отсутствуют такие понятия, как:
идентифицировать;
идентификация;
идентификатор персональных данных (первые три понятия раскрыты в прилагаемом нами ниже Приложении);
реестр.
Кроме того, в тексте множество неточностей, внутренних противоречий, абсолютно абсурдных положений и голословных утверждений.
Таким образом, необходимы независимые лингвистическая и правовая экспертизы нового варианта законопроекта «О персональных данных».
Приложение.
В терминологии, применяемой в области информатики, идентификатор — имя, однозначно обозначающее или именующее объект информационной системы (в данном случае, человека) с целью выделения его из других, ему подобных.1,2 Как правило, оно представляет собою последовательность цифр, но может выражаться и в буквенно-цифровом виде. Вышеизложенное показывает, что человек, в системе тотального учета, контроля и управления, становится вещью среди вещей, уподобляясь товару.
В последнее время появилось множество новых названий цифровых идентификаторов -социальный номер, пенсионный страховой номер, системный номер, УИЛ (универсальный идентификатор личности), УТИК (уникальный технологический идентификационный код), ИПД (идентификатор персональных данных) и другие. Смысл же присвоения любого из этих идентификаторов один: дать человеку новое имя в компьютерной системе.
Идентификация — отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Идентифицировать - значит отождествлять, уподоблять одно другому, сравнивать равное с равным3. Таким образом, человек, принимая личный идентификационный код, отождествляет себя с ним, также как и отождествляет с ним человека компьютерная система. Код становится для системы фактическим именем человека, на которое он вынужден отзываться. Происходит замена имени на номер — цифровой или буквенно-цифровой код.
Одновременно с присвоением идентификатора человеку точно такой же идентификатор присваивается его электронному файлу-досье — ячейке памяти в базе данных компьютерной системы, где собирается, хранится и автоматически анализируется самая разная информация о конкретном человеке, в том числе, и сугубо конфиденциального характера. Электронные досье, как и идентификаторы, могут называться по-разному — лицевой счет застрахованного лица, номер учетной записи, номер личного дела, учетный номер сведений о гражданине и так далее. Суть же их одна — это файл-досье, в котором собирается и автоматически анализируется информация о конкретном человеке. Поэтому лгут те чиновники, которые заявляют, что номер присваивается не человеку, а только некоему документу — его счету, делу, записи и так далее.
На самом же деле компьютерная система сравнивает (идентифицирует) номер человека с номером счета, дела, записи. Иначе говоря, находит по номеру человека, среди многих других номеров в базе данных, номер, равный номеру человека, который обозначает его досье — счет, дело, запись. Только так сведения о человеке могут попасть в его электронное досье или же могут быть получены из досье для каких-то целей. Поэтому идентификатор еще называют ключом доступа или ключевым полем к файлу-досье конкретного человека в базе данных. Имя и фамилию человеку сменить можно, а номер человека является несменяемым, пожизненным и посмертным. Таким образом идентификатор персональных данных не просто заменяет имя и фамилию человека, но фактически становится именем его «электронного двойника», обладающего всей полнотой прав человеческой личности.
Необходимо также знать, что на практике применяется процесс автоматической идентификации человека — это сбор, обработка и использование информации о человеке независимо от самого человека, его воли, желания, даже его понимания и осознания того, что о нем собирается информация... При этом необходимо понимать, что человек никак не может повлиять на процесс автоматической идентификации или остановить его.
Сбор и обработка информации о человеке и окружающем его мире в автоматическом режиме ведет к тому, что владелец информационной системы, обеспечивающей автоматическую идентификацию человека, знает о человеке больше, чем сам человек, так как знает обстоятельства, неизвестные человеку, о которых человек может и не догадываться и так никогда и не узнать, но которые можно использовать при принятии того или иного решения. А значит можно моделировать ситуацию, управлять поведением человека: направлять человека на совершение действий, угодных владельцу информационной системы. Таким образом можно ограничить волю человека и воздействовать на человека по религиозно-мировоззренческим признакам. Так практически будут растоптаны все права и свободы человеческой личности. Это дает колоссальные возможности для того, чтобы манипулировать людьми, причём совершенно анонимно и бесконтрольно.
Более того, с «нелояльными» хозяину системы гражданами можно проводить «профилактическую работу», а то и вовсе изолировать их от общества, превратив в изгоев, подлежащих уничтожению.
Как это осуществить на деле? Весьма просто. С введением электронных документов, являющихся одновременно платежными средствами, медицинскими и транспортными картами, а также несущими многие другие функции, легко следить не только за физическими действиями человека, но и контролировать его душевное состояние. В совокупности с тотальным контролем электронных коммуникаций — от телефона до компьютерных сетей (подслушивание, запись и автоматический анализ информационных сообщений) в режиме реального времени можно вести всеобъемлющее досье на каждого человека, «опасного» для хозяев информационно-управляющей компьютерной системы.
Всепроникающей системе будет известно, с кем человек встречается и о чем говорит по телефону, какую он читает литературу, каковы его политические взгляды, религиозная принадлежность, состояние здоровья и другие сугубо личные стороны жизни, уже не говоря о том, что будут строго фиксироваться все его финансовые операции.
Любые отклонения от «правил поведения», «норм и лимитов», установленных хозяевами системы, приведут к «удалению» того или иного «объекта» из системы. Человек будет лишен доступа к материальным благам и информационным ресурсам. Причем никому ничего нельзя будет доказать. Человеческим отношениям уже не будет места в системе, которая будет оперировать только цифрами. Понятия снисходительности, прощения, человечности, каких-либо уступок ради Бога электронной машине неизвестны. Если ранее человек мог о чем-то упросить пусть сурового, но живого чиновника, то в обществе нового типа его некому даже будет выслушать...
Бездушная компьютерная система в автоматическом режиме будет непрерывно судить человека по собственным критериям (с возможностью ужесточения их для каждого отдельного человека). Человек будет вынужден жить с оглядкой, со страхом задумываясь, не «провинился» ли он в чем-нибудь перед системой.
Система будет полностью управлять жизнью человека, да еще «ставить ему оценки» за его поведение. По этим оценкам человек будет занимать то или иное место в обществе. Система будет поощрять и наказывать. Она будет воспитывать в человеке определенные качества, отнюдь не евангельские. В «идеале» человек должен стать единым целым с системой, превратиться в ее управляемый придаток.
Использование биометрических параметров служит для подтверждения принадлежности предъявленного системе идентификационного номера именно конкретному человеку. Унизительные процедуры сбора биометрических параметров человека (как и присвоение ему цифрового имени в качестве средства автоматической идентификации) для помещения их в электронные документы и базы данных напрямую попирают достоинство личности и превращают в фикцию другие конституционные нормы — право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и религиозные убеждения (ст.ст. 21, 23, 24, 28 Конституции РФ), не подлежащие ограничению даже в условиях временного ввода чрезвычайного положения (ст.ст. 55, 56 Конституции РФ).
При этом грубейшим образом нарушается один из основополагающих принципов международного права — презумпция невиновности. Таким образом, декларируемая в законопроектах «защита» граждан и их прав на самом деле оборачивается полной потерей всех прав и свобод человека.
Концептуальной альтернативой предлагаемым законопроектом «О персональных данных» информационным системам должно быть использование только информационно-справочных массивов персональных данных на самом нижнем уровне сбора этих данных (в паспортных столах, выдающих документы, удостоверяющие личность; в территориальных налоговых органах; в поликлиниках и т.п.) без передачи персональных данных куда бы то ни было без добровольного согласия граждан, без присвоения им пожизненных идентификаторов и под личную ответственность конкретных представителей этих органов. Дальнейшая аналитическая обработка персональных данных должна носить только статистический характер. Достижения научно-технического прогресса должны служить во благо человечеству, а не приводить к грубейшему нарушению прав и свобод граждан и не создавать условий для утраты государством национального суверенитета. В качестве примера такой информационно-справочной системы может служить правовая справочная система «Гарант», не имеющая никаких специальных идентификаторов нормативных документов.
____________________________________
1. Microsoft Press. Толковый словарь по вычислительной технике. М. Издательский отдел «Русская редакция». 1995.
2. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М. 1995.
3. Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Советская энциклопедия. М. 1934. cтолбец 1198.
В.М. Ильин
- профессор, действительный
член Международной Академии
«Информация, связь, управление в технике,
природе, обществе»
В.П. Филимонов
- действительный член
Петровской Академии наук и искусств.
Р.S.
Вот еще одно доказательство того, что идентификационный номер является одновременно именем идентифицируемой персоны и ассоциированными с ним атрибутами.